Австралийская компания Commercial Naval Architects (CNA) специализируется на проектировании судов самого разного класса. Энное число моторных яхт, барж для руды или лодок для дайверов, разработанных ею, уже плавает в океанах. Однако наибольший интерес вызывают перспективные проекты CNA.
Среди них – два пассажирских судна, одно из которых словно приплыло к нам из прошлого, а второе, напротив, явно нацелено в будущее.
Каких только проектов (как бумажных, так и уже реализованных в металле) скоростных судов мы в последнее время не видели. Не считая давно знакомых, но иной раз появляющихся в необычном облике аппаратов на подводных крыльях и воздушных подушках, а также экранопланов.
Инженеры выдали нам рекордный прокалыватель волн, и футуристический боевой катер с малой площадью ватерлинии, и грузовые пентамараны, и скоростной десантный паром, почти не оставляющий за собой следов на воде.
Скажете – любой экраноплан и так может плыть как водоизмещающее судно. Но здесь замысел иной – воздушные крылья Tasman Express сравнительно небольшие, они не могут оторвать его от поверхности воды, а лишь приподнимают, уменьшая площадь соприкосновения корпуса с водой.
По краям крыльев – боковые поплавки, работающие не столько на поддержку веса машины, сколько на устойчивость.
Гибрид Tasman Express, по замыслу его автора, будет приводиться в движение гибридным же способом – под водой, скрытые в задней части основного корпуса, будут трудиться четыре мощных водомёта, а в воздухе – пара авиационных газотурбинных двигателей, закреплённых под крыльями.
61-метровый паром должен вмещать 500 пассажиров и 20 членов экипажа.
Из особенностей дизайна Tasman Express обращает на себя внимание эллиптическая (в плане) форма корпуса и надстроек. Макглинчи полагает, что это решение позволит его судну, во-первых, испытывать меньшее тормозящее действие со стороны волн (конечно, на большой скорости, когда корпус будет приподнят вверх), а во-вторых – меньшее действие со стороны ветра, причём, дующего с любого направления.
Округлые формы надстройки позволили сделать рулевую рубку с великолепным 360-градусным обзором, а под ней – нарисовать ресторан, с таким же прекрасным видом.
Любопытно, что наряду со скоростным пассажирским аппаратом, австралийцы, видимо в пику, разработали проект "крайне медленного" судна. Зачем? Его цель совсем иная.
Колёсный (чуть было не сказали "пароход", но тут дизели, а не паровая машина) теплоход, внешне стилизован под американские колёсные пароходы начала XIX века. И, как нетрудно догадаться, должен служить для развлечения туристов.
500-тонное судно должны приводить в движение два 500-сильных дизеля, которые обеспечат 260 пассажирам вдумчивое созерцание окрестностей на максимальной скорости аж в 10 узлов (18,5 километров в час).
Австралийцы весьма подробно продумали свои проекты, но единственное, что пока остаётся в них неясным – перспектива воплощения. А жаль, ведь Paddle Wheeler, то есть — "колёсник", очень здорово смотрелся бы в паре с крылатым Tasman Express.