Американский художник Джонатан Шиппер (Jonathan Schipper) – специалист по тому, что принято называть техно-артом. Его подвижные скульптуры атакуют чувства зрителей при помощи электромоторчиков, чипов, пневматических машинок и прочей железячно-пластиковой начинки.
Его работа "Попытка невидимой сферы" (Atdata/articles/2117t at Invisible Sphere) – одна из наиболее запоминающихся.
Слово "попытка" тут добавлено не случайно. Ибо для художника этот проект – не серьёзный подвиг ради создания чего-то невидимого, а, скорее, очередной способ удивить зрителей и заставить их, быть может, задуматься над тем, что современная техника уже почти позволяет создавать объекты, ранее, казалось бы, фантастические.
Сразу вспоминается распространённое представление, что, мол, достаточно взять побольше камер, экранов, и готов "щит невидимости". Человек, дескать, будет видеть сквозь него объекты, расположенные на заднем плане.
А если щит этот сделать большим и сферическим (ну, или в виде вертикального цилиндра), то, якобы, можно в нём что угодно спрятать от взоров с любого направления. Хоть танк.
Перед нами шар диаметром 1,67 метра. Состоит он из каркаса, на котором закреплены 215 видеокамер и 215 мониторов, каждый из которых показывает картинку с камеры, находящейся точно на противоположной стороне.
Посмотрев на снимки, вы убедитесь, что невидимостью тут и не пахнет. И дело не в разрешении камер, не в низкой чёткости картинки на мониторах и даже не в больших зазорах между экранами (мы же помним, речь идёт о "приближении", а не о настоящей "завесе невидимости").
Но если вы посмотрите на экраны на правом нижнем, допустим, крае шара, то, по идее, увидите на них изображение предметов, стоящих за шаром, но выше и левее него. То есть, условно, вы увидите белые брюки женщины, а не недостающий уголок картины, стоящей на полу у стены.
Таким образом, задний план, который вы должны видеть как целое (если только хотите, чтобы шар действительно стал невидимкой) разбивается на множество несвязанных и искажённых (не все же экраны обращены точно к наблюдателю) фрагментов. Словно мозаика, которую кто-то перепутал в процессе сборки.
Сейчас это странное сооружение (как и некоторые другие работы художника) выставлено в галерее Pierogi2000 в Бруклине. А на этой странице можно посмотреть видео — интервью с художником и записи ряда его работ в действии.
В этом плане показателен другой проект – машина "Оппозиция".
Она представляет собой большое коромысло, на концах которого закреплены сёдла с ремнями. В сёдла садятся двое добровольцев, и всё сооружение поднимается в воздух.
При помощи электрических и пневматических приводов коромысло вращается, а сёдла на его концах также совершают движения в разные стороны, наклоняя и даже переворачивая седоков, которые, к слову, друг друга не видят.
Таким образом, двое взаимодействуют друг с другом через движения машины. Но, самое загадочное, в этот процесс ещё вмешивается музыка. Пара музыкантов играют рок-н-ролл. На их головах – шлемы, в которых они ничего не видят и ничего не слышат, за исключением только собственной музыки.
Выходы с электрогитары и электробарабана соединены с компьютером, который отдаёт команды машине "Оппозиция". Так что люди, находящиеся в её "лапах", невольно танцуют под музыку, которую слышат. Только едва ли танец этот можно называть приятным.
В проектах Шиппера (полюбопытствуйте, на его сайте) машины нередко взаимодействуют с людьми, иной раз очень "плотно". И это, наверное, должно наталкивать зрителей на мысль о нашем высокотехнологическом веке и о месте человека в нём.