"Мы только что вернулись из Великобритании, с Международного авиашоу в Фарнборо (Farnborough International Airshow), где полномасштабная модель машины X-Hawk Fancraft демонстрировалась в течение целой недели, с 17 по 23 июля, в павильоне компании Bell Helicopter. Тысячи посетителей имели возможность увидеть, на что будет похожа военная версия X-Hawk, повстречать некоторых людей, связанных с этим проектом, и узнать больше о технологии Fancraft, — говорится в пресс-релизе.
— Компании Bell Helicopter и Urban Aeronautics в прошлом году сотрудничали, чтобы получить финансирование американского правительства для развития военной версии X-Hawk с целью её использования, прежде всего, в качестве боевого транспортно-десантного аппарата. Специалисты университета Пенсильвании (Penn State University) также вовлечены в этот проект. Мы выложим дополнительные детали, как только они будут готовы для обнародования".
С таким сообщением выступила 25 июля израильская фирма Urban Aeronautics, с которой наши читатели, интересующиеся летающими автомобилями, неплохо знакомы. Ниже мы всё же напомним предысторию, но прямо сейчас расскажем, что было показано на авиасалоне.
Раньше такого не было, но отныне ожидается, что аппарат сможет и ездить по улицам на скоростях 16-19 км/час.
"Изначально мы рассматриваем X-Hawk исключительно как предложение американским вооружённым силам и обратились к Управлению военно-морских исследований (Office of Naval Research — ONR). Цель презентации здесь, в Фарнборо, состоит в том, чтобы ускорить получение финансирования. Это не должно быть 25-летней программой, но оно может ею стать, если мы сейчас упорно не потрудимся, чтобы пробудить интерес", — сообщил Джон Татро (Jon Tatro), директор Bell Helicopter по развитию перспективных концептов.
Он всерьёз рассчитывает на деньги ONR, $500 тысячный контракт для начала, упоминая, впрочем, и переговоры "с другими потенциальными американскими военными клиентами".
Теперь заметим, что полномасштабный опытный образец данного аппарата построен не впервые. Был и другой, который даже отрывался от земли на несколько сантиметров. А посему – предыстория.
В марте 2003-го Рафи Йоли прислал в редакцию "Мембраны" письмо, отрапортовав о начале лётных испытаний. Через год, в мае 2004-го, прошла информация о завершении лётных испытаний, окончании анализа их данных, успехах в техническом развитии и сотрудничестве с партнёрами. Затем была малоинформативная весточка в декабре 2004 года.
О том, что идея Urban Aeronautics не умерла окончательно, начиная с лета 2005-го стали свидетельствовать сообщения о модели в масштабе 1:10. Год назад её впервые показали на встрече Американского общества вертолётчиков (American Helicopter Society — AHS), ещё свозили её в Лондон, причём и там, и там собрали массу восторженных отзывов и, как заявила фирма, "завязали новые отношения со множеством важных игроков".
В пресс-релизе американской компании Bell Helicopter, на правах старшего брата участвовавшей в представлении концепции Urban Aeronautics, как и следовало ожидать, встречаются сочетания "передовой подход", "революционная технология" и "универсальное воздушное транспортное средство".
Вроде бы, не совсем. Рафи Йоли говорит, что демонстратор полетит по-настоящему "в течение 10 лет, 15 — самое большее", и для этого прямо сейчас ищутся "дополнительные $10 миллионов". Предполагаемая цена X-Hawk будет сопоставима с военными представителями "царства вертолётов" — около $6 миллионов.