Самые прозорливые уже догадались, что астронавтов не будут отправлять в космос с этого аттракциона, и что его назначение не имеет с развлечениями практически ничего общего. Горки нужны на случай катастрофы на старте. Если во время запуска ракеты вдруг что-то пойдёт не так, экипаж сможет избежать большущих неприятностей как раз таким, несколько необычным способом.
Кажущаяся на первый взгляд экзотичной концепция родилась в недрах NASA. Инженеры агентства не вчера поняли, что запуск космических кораблей – нешуточное дело, и поэтому уже многие годы занимаются разработкой систем экстренного спасения астронавтов со стартового стола, которые называются EES (Emergency Egress Systems).
Кстати, сама площадка с астронавтами находится на высоте 112 метров, что сопоставимо с крышей небоскрёба. И вот оттуда и должны под завывание сигнала тревоги скатываться покорители космоса. Между прочим, конструкция неспроста так сильно похожа на "американские горки" — в разработке проекта действительно участвовали конструкторы этих аттракционов, да и имя система носит соответствующее — Rollercoaster/Rail Car system.
Итак, как это работает. Разумеется, первое действие, которое необходимо совершить — это забраться вовнутрь спасательного вагончика. Вот тут, конечно, самый слабый момент. Если люди уже находятся в аппарате, то в критической ситуации им нужно сначала вылезти из него, что, само собой, требует определённого времени. И только после этого экипаж может переместиться в кабины на рельсах, коих для большей оперативности лучше всего использовать сразу четыре (в каждой из них по 4 места), стоящих друг за другом "паровозиком".
Дальше — попроще. После того как все вошли внутрь "дрезины", кому-то из членов экипажа нужно всего-навсего отпустить тормоза, которые удерживают её на пути. После этого кар начнёт под действием земного притяжения нестись вниз.
Соскочить с дороги кар не может: в результате возникающего ускорения его колёса оказываются крепко прижатыми к колее. В результате такого "падения по рельсам" спасательный модуль разгоняется до 160 километров в час.
Оказавшись на горизонтальной части пути, он несётся по нему ещё на протяжении примерно 365 метров, после чего попадает в бункер, где до двух десятков астронавтов смогут находиться в полной безопасности примерно в течение часа, пока всё не уляжется.
Время с момента отправки до прибытия – 88 секунд. Как говорят специалисты, этого вполне достаточно.
В заключение упомянем другие проекты систем спасения астронавтов, которые рассматривались наравне с "горками".
Она состоит из семи гондол, подвешенных на различных тросах, каждая из которых может вместить по три человека. Тросы тянутся от площадки, где находится вход в шаттл, находящейся на высоте около 60 метров, до площадки, располагающейся на земле в 365 метрах к западу от стартового стола.
В опасной ситуации астронавтам точно так же необходимо отпустить тормоза, и гондола начнёт скользить по тросу со скоростью около 90 километров в час. Пункт назначения всё тот же – бункер рядом с место приземления, где астронавты, успешно избежавшие угрозы, могут некоторое время находиться в безопасности.
Однако тут есть ещё одна трудность – экипаж оказывается незащищённым от неблагоприятных воздействий, упомянутых выше. В связи с этим и пришлось разрабатывать принципиально новые конструкции систем спасения.
Идея второго способа тоже несложная – это скоростной лифт, ведущий в помещение под стартовой площадкой, и он в своё время была на вооружении при стартах миссий Apollo.
И всё же, насовские спецы остановились на "горках" как на наиболее надёжной версии, хотя и самой дорогой изо всех предложенных. К тому же, астронавты в этой системе оказываются защищёнными от опасностей во время движения. И – самое главное – этот способ наиболее скоростной.
Стоить это будет около $5 миллионов. Постройка "американских горок" для астронавтов должна стартовать в начале 2008 года, а закончиться – где-то в 2009-м. И, конечно, все надеются, что пользоваться горками не придётся.