В самом начале разговора об освещении кухни следует заявить категоричное "НЕТ"расположению первого попавшегося светильника в геометрическом центре потолка.Независимо от планировочной концепции кухни в общей структуре квартиры, следуеточень тщательно продумывать количество и облик осветительных приборов, а такжеединственно верное место для каждого из них.
В настоящее время среди массовых светильников достаточно трудно отыскатьзолотую середину: либо они чересчур декоративны, либо чисто функциональны.Все уже устали от светильников, дающих грубый, направленный пучок света.Просто осветительная арматура - это скучно, светильник должен быть объектомсамодостаточным. Пора делать приятные стильные вещи, но при этом они не должнывыходить из контекста интерьера.
Что касается непосредственно света у обеденного стола, то трапеза - действодовольно интимное. Здесь должен быть либо очень хороший свет, выделяющийфактуру стола и блюда на нём, но ни в коем случае не мешающий общению,либо очень лёгкий декоративный светильник, который не даёт почти никакогосвета, но зато является своеобразным украшением.
Виктор Фрейденберг, художник
Если кухня маленькая, общий свет может непосредственно формироваться источниками,предназначенными для различных функциональных зон, - об этом речь пойдёт дальше.А вот помещение достаточно просторной кухни должно быть оснащено специальнымисветильниками общего назначения. Для общего освещения оптимален верхний, равномернораспределённый свет, обильно и мягко льющийся с потолка. Для создания такого светаиспользуют несколько категорий светильников. Прежде всего, это всевозможныеточечные источники, как стационарные, так и подвижные, свободно вращающиеся внескольких направлениях.
Главная задача верхнего освещения - поддерживать светлую атмосферу кухни в вечернеевремя. Помимо этого, если кухонная зона в квартире с открытой планировкой не имеетокна, верхний свет служит полной заменой дневного ориентирующего освещения. В такихкухнях с постоянно включёнными лампами сложно предугадать требуемое количествосвета. Как правило, точечных светильников либо недостаточно, либо их светчересчур назойлив. Из сложной ситуации можно выйти разными способами, создав,к примеру, иллюзию прорезанного в потолке окна. Для этого используют подвесныеконструкции, смоделированные из полупрозрачных, пропускающих свет материалов.При этом между перекрытием и плоскостью потолка размещают достаточно мощныеравномерно распределённые светильники. Лучше всего в такой ситуации применятьудлинённые линейные источники искусственного света. Если кухня расположенанепосредственно под крышей здания, лучшим решением является использованиеестественного света, нисходящего с потолка. В этом случае устраивают"фонари" различной конфигурации с применением специальных кровельных окон.
Общее освещение можно создать при помощи нескольких потолочных светильников,обеспечивающих равномерно распределённый в пространстве кухни свет. Однакозачастую для этого требуется слишком большое количество источников. Поэтомуиногда лучше не равномерно заливать кухню общим светом, а сосредоточиватьпотолочные источники над её основными функциональными зонами: рабочим фронтом,обеденным столом и барной стойкой, если таковая имеется в наличии.
Для освещения рабочего фронта эффективны два варианта светильников: ряд одиночных,закреплённых на потолке, и точечные, встроенные в карниз над верхним краем навесныхшкафов. Чем выше потолок, тем длиннее могут быть шнуры светильников. Но неследует располагать их ниже верхнего края кухонных полок, иначе светильникибудут мешать открыванию дверец.
Невысокие потолки лучше не перегружать светотехническими формами. Аккуратныйкарниз, представляющий собой часть кухонной мебели, - отличное место для монтажаминиатюрных источников ориентирующего света. Кстати, наименьшие размеры насегодняшний день имеют точечные светильники с галогеновыми лампами. Однако такойвариант освещения слишком широко распространился и уже утратил оригинальность.В последнее время точечный свет с успехом заменяют светильники вытянутой формы,также встроенные в выступающую часть подвесных шкафчиков.
Над навесными шкафами без карниза можно расположить светильники на гибких илиподвижных кронштейнах. Такое освещение позволяет регулировать направлениесветового потока. Это всегда удобно, поскольку создаёт условия для индивидуальной"постановки" света.
Зачастую обозначенные виды общего освещения небрежно именуют "подсветкой" исчитают декоративным излишеством. В действительности же грамотно установленныйвдоль верхнего карниза кухонной мебели свет выполняет лидирующую роль в световомзонировании рабочего фронта.
Рабочий свет
Одного верхнего освещения не всегда достаточно для комфортного приготовления едыи приятных обедов за заботливо накрытым столом. Поскольку кухня прежде всегофункциональное помещение, одна из ведущих ролей отдаётся в ней рабочему освещению.Верхний свет иногда даже не является обязательным, он всего лишь дополняетразличные виды функционального.
Рабочее освещение кухни формируется локальными источниками света. При этомсветильник будет помогать делу только в том случае, если он располагается встрого определённом месте, на необходимом уровне, потому что столешница должнабыть достаточно хорошо освещена. Помимо этого, падающий свет должен максимальноохватывать область рабочего стола, мойки и плиты. Иногда бывает достаточноосвещения, встроенного в вытяжку, для которого применяются самые разнообразныелампы. Если свет от вытяжки дополняется другими светильниками, во избежаниецвето-светового разнобоя, весьма неприятного для глаз, лучше выбирать спектральноблизкие источники.
Однако наиболее мобильный вариант для рабочего света в кухне представляютсобой лампы на "прищепках". Никакой ответственности: подвесил - не подошло- снял. Гениально!
Чаще всего освещение рабочей зоны создаётся при помощи светильников, встроенныхпод полками. Оптимальный вариант - удлинённые лампы, обеспечивающие равномерноераспределение света вдоль рабочей поверхности, особенно если кухня обладаетпротяжённым фронтом. Такие лампы компактны и потому почти незаметны, имихорошо пользоваться при устройстве скрытого освещения.
Если подобный вид освещения предусмотрен в кухонной мебели, для него бываетдостаточно вывести из стены провод на уровне чуть выше нижнего края навесныхшкафов. Если светильники устанавливаются автономно, для них потребуютсяотдельные розетки. В случае, когда автономные светильники оборудованы отдельным выключателем, достаточно подвести провод вышеописанным способом.
Пространство над столешницей чаще всего бывает насыщено всевозможнымихозяйственными мелочами и кухонной утварью. В этом случае скрытые источникисвета не создадут и не усилят впечатления хаоса. Но, допустим, оформлениекухни задумано нарочито лаконичным. Тогда пустынный, почти бесцветный фронтэффектно подчёркнут несколько дизайнерских светильников, обладающиххарактерными формами.
Автономные светильники - отличное решение для кухни без навесных шкафов.(Ну, если не по всему фронту, то к примеру, вдоль оконной стены.) Для этогогодятся практически все модели настенных светильников, главное, чтобы онивписывались в стилистику кухни. Кстати, здесь также можно использоватьнастольные лампы, почему бы нет? Ну и конечно же, всевозможные светильникина гибких кронштейнах и рычагах-пантографах, благодаря которым форму и местосветового пятна можно легко корректировать.
Светлые дополнения
Необычным дополнением к основному освещению кухни является свет внутри шкафовс полупрозрачными дверцами. С одной стороны, такое освещение имеет чистофункциональное назначение - высвечивать внутреннее пространство и содержимоевместительных полок. Конечно, можно обойтись и без лампочки в полке, но стоитлишь единожды попробовать, и уже невозможно представить себе шкаф тёмным инеуютным. Это так же, как с холодильником, который становится совсемнепривлекательным, когда в нём перегорает лампочка. Помимо этого, свет,льющийся сквозь лёгкие дверцы, создаёт в кухне мягкий ореол неповторимогоуюта.
Вдали от стен
Современные кухни отличаются достаточно свободным подходом к планировке.Рабочий фронт необязательно должен быть вытянут вдоль стен, он можетрасполагаться, к примеру, посередине помещения. Таким способом может бытьсоздано достаточно много вариантов компоновки - от узкой высокой столешницыдля еды "на ходу" до вынесения в центр кухни всего оборудования. Подобнаяпланировка требует определённого подхода к освещению, поскольку иного местадля размещения светильников, кроме потолка, просто не остаётся.
Если в середине кухни размещена плита, целесообразно оборудовать рабочуюзону основательной вытяжкой с мощными встроенными светильниками. Вместе сверхним общим освещением их будет вполне достаточно для всех кухонных дел.
Когда вытяжка над автономным фронтом отсутствует, комфортное освещение можетбыть создано при помощи разнообразных светильников на удлинённых шнурах. Осисветильников не должны выходить за контур рабочей поверхности, а лучше всего,если они пересекаются с осью столешницы. Свет от висящих ламп не должен бить вглаза, поэтому рассеивающие "молочные" абажуры в данном случае являются лучшимрешением. Количество и мощность источников специально подбираются в каждомотдельном случае.
Распространённым вариантом освещения для свободно расположенного фронта являетсяспециальная конструкция с точечными светильниками. К сожалению, в большинствеслучаев такое сооружение выглядит чересчур жёстко и тривиально, хотя стоимостьего сопоставима со стоимостью нескольких потолочных светильников.
Над обеденным столом
Свету в обеденной зоне надо уделять особое внимание. Создавая настроение длятрапезы, невозможно обойтись исключительно общим освещением.
Размещение светильника в обеденной зоне непосредственно зависит отместонахождения стола. Возможны два основных варианта: стол расположен впомещении свободно или примыкает к стене. В первом случае чаще всего кпотолку над столом подвешивают одиночный светильник. Его высота выбираетсяпроизвольно, в зависимости от конкретных требований. Всегда удобно, если онарегулируется: высоко расположенный светильник делает стол более торжественным,низкий - "тесным" и уютным. Облик светильника над столом может быть сложным ивесьма претенциозным. Главное, чтобы поверхность стола была охвачена пятномсвета. Так что основное требование к абажуру над столом, чтобы он обеспечивалинтенсивный, направленный к столешнице свет. Остальное помещение можетоставаться в зависимости от оформления верхней части абажура погружённым вомрак, в полутень или пестреть контрастными рисунками света, бьющего сквозьпрорези плотного колпака.
Пространство над большим обеденным столом можно обозначить группой мелкихсветильников на длинных основаниях. Их можно располагать в геометрическомпорядке и произвольно, варьировать длину штанги и создавать тем самым весьмаоригинальные композиции.
Нередко в процессе эксплуатации положение обеденного стола слегка корректируется,а светильник при этом остаётся на прежнем месте. Если для вас такие перестановкиявляются нормой, то лучше изначально не делать отверстия в потолке, арасположить возле стола торшер с высокой дугообразной "ногой", свет откоторого будет направлен непосредственно к столешнице.
Стол, стоящий у стены, можно осветить с помощью одного-двух бра,закреплённых на высоте около метра от уровня столешницы. Лучше всего,если у бра длинные кронштейны, а световой поток направлен вниз. Кстати,место на стене с успехом занимают лампы с пантографом. А ещё на обеденномстоле отлично себя чувствует высокая настольная лампа с плотным абажуром.Она и стол украшает, и является функциональным дополнением к полуночнымпосиделкам.
Обеденная зона, как правило, имеет почти во всех домах немудрёный, весьмастандартный облик: стол да стулья, ну, иногда ещё ваза с фруктами или цветами.Именно в такой ситуации акцент можно сделать на остроумной форме дизайнерскогосветильника, который сразу же займёт лидирующее место не только в вечернем,но и в дневном интерьере.
В заключение необходимо сказать об основных технических показателяхисточников света в кухне. В рабочей зоне для качественной готовкитребуется интенсивное освещение столешницы и предпочтителен нейтральныйспектр ламп, не искажающий естественного вида пищи. За обеденным столомосвещение должно быть таким, чтобы блюдо выглядело приятно и аппетитно.Мягкий, осторожный свет создаст благоприятную атмосферу как для тихойбудничной, так и для праздничной домашней трапезы.
Ольга Прудникова
Предоставлено компанией BATTERY TEAM
Дата публикации 23.05.02