Путешествие в свободное время по собственной воле в приятной компании по красивой местности преимущественно без применения коптящих и грохочущих технических средств, нарушающих единение человека и природы. А какие существуют способы перемещения по красивой местности? Пешком или на лыжах по лесам, полям, горам и долинам, на надувном плоту (он же «рафт»), лодке, байдарке, яхте, катамаране («двойная лодка») по реке (или озеру, или морю); на велосипеде – по лесным, полевым и горным дорогам (а также отчасти по бездорожью, чтобы попасть с одной дороги на другую). Существуют также комбинации упомянутых средств, а также, в виде исключения, грохочущие и коптящие технические средства, позволяющие увидеть больше, забраться дальше, проехать быстрее, потеряв при этом часть тишины и чистого воздуха, но приобретя более широкий диапазон в смысле освоения пространства и обретения комфорта. К техническим средствам относятся снегоходы, квадроциклы, вездеходы, моторные лодки, катера и яхты… А где ночевать, перемещаясь по красивой местности означенными способами? Изредка (обычно в начале и конце маршрута) – в гостиницах, приютах, турбазах, гостевых домах, а как правило – в палатках, защищающих от ветра, дождя и снега, с применением теплоизолирующих ковриков и спальных мешков, чтобы телу было не холодно. А как организовано питание в путешествии? Обычно инструктор (он же гид, он же проводник) лично готовит горячую пищу на костре в походном котле из широкого ассортимента взятых с собой нескоропортящихся продуктов, но он вправе также делегировать свои полномочия по приготовлению каш, супов и горячих напитков (таких, как чай, кофе, какао, компот, кипяток осветлённый) добровольцам из числа участников путешествия. А зачем в походе инструктор? Для того, чтобы веским словом и личным примером наставить туристов на путь истинный в плане перемещения из начальной точки маршрута в конечную без ущерба для жизни, здоровья и мировосприятия. Инструктор (гид, проводник) проводит в жизнь генеральную линию, а именно – с применением астролябии, алидады и компаса, используя карты и кроки наряду с лоцией и ведутами, всматриваясь в фотографии и углубляясь в личные воспоминания, прокладывает наиболее удобный, красивый, интересный и безопасный путь. По суше - к вершине, перевалу, селу иль городу. По воде - от порога до порога по волнам, шиверам, стремнинам и плёсам, минуя прибой или сулой, цунами и штормы, валуны, «бочки», улова, прижимы, водопады и прочие неприятности, могущие нарушить целостность судна или неприкосновенность суверенного туристического организма и причинить ему иной материальный или моральный ущерб. А зачем всё это надо? Если из вышеизложенного ничто не убеждает и не объясняет, есть мнение вопрос признать чисто риторическим, ответа в рамках данной статьи не имеющим. Тогда вам в гламур… Станет скучно – возвращайтесь! В.Пучкин, начальник департамента внутреннего туризма туристической компании «Астравел»