Категории каталога
Каталог / Бухгалтерия, учет и отчетность / Учет / Учет в бюджетных организациях / Страхование автотранспортных средств: учет страховых премий и выплат в бюджетной организации

Страхование автотранспортных средств: учет страховых премий и выплат в бюджетной организации

Владение автотранспортным средством связано с определенными рисками: ДТП, угоном, повреждением на автостоянке. Для того чтобы компенсировать возможные потери, вызванные этими обстоятельствами, владельцы транспортных средств, в том числе бюджетные учреждения, на балансе которых находятся автотранспортные средства, страхуют их.

Глава из книги «Годовой отчет для бюджетных организаций-2006».

В настоящее время основными документами, регулирующими вопросы страхования, являются:

  • Гражданский кодекс РФ (ГК РФ);
  • Федеральный закон РФ от 27.11.92 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»;
  • Федеральный закон РФ от 25.04.02 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон № 40-ФЗ).

Обязанность страхования автогражданской ответственности продиктована требованиями п. 3 ст. 32 Закона № 40-ФЗ, согласно которому на территории РФ запрещается использовать транспортные средства, владельцы которых не выполнили обязанности страхования своей гражданской ответственности. Причем в таких случаях в отношении транспортных средств не проводятся ни государственный технический осмотр, ни регистрация.

Страховать автогражданскую ответственность можно как за счет бюджетных средств (как правило, если автомобиль приобретен на такие средства), так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (если автомобиль приобретен за счет средств, полученных от этой деятельности).

Общие положения

При страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств заключается договор гражданского страхования в порядке и на условиях, предусмотренных Законом № 40-ФЗ. Суть договора – установление обязанности одной стороны (страховщика) за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении определенного события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) причиненные вследствие этого события убытки застрахованного имущества либо убытки в отношении иных имущественных интересов страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной суммы (страховой суммы) (п. 1 ст. 929 ГК РФ).

Договор гражданского страхования является публичным и начинает действовать с момента, определенного в нем. Если этот момент в договоре не указан, то со дня уплаты страхового взноса (ст. 957 ГК РФ).

Срок действия договора обязательного страхования гражданской ответственности – один год (ст. 10 Закона № 40-ФЗ). При этом следует учесть, что если страхователь не позднее чем за два месяца до истечения срока действия договора не уведомил страховщика о своем отказе о продлении договора, то он автоматически продлевается на следующий год. Действие продленного договора обязательного страхования не прекращается в случае просрочки уплаты страхователем страховой премии на следующий год не более чем 30 дней. Страховая премия при новом сроке действия договора уплачивается в соответствии с действующими на момент ее уплаты страховыми тарифами.

Законодательством РФ предусмотрены случаи прекращения договора автогражданского страхования. Так, согласно п. 33 Постановления Правительства РФ от 28.08.06 № 525 договор страхования может быть прекращен до окончания срока действия в случаях:

  • ликвидации юридического лица – страхователя;
  • ликвидации страховщика;
  • гибели (утраты) транспортного средства, а также иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

При прекращении действия договора по указанным обстоятельствам, кроме первого, страховщик имеет право на часть страховой премии за неистекший срок действия договора, в течение которого действовал договор страхования
(п. 3 ст. 958 ГК РФ, п. 33, 34 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.03 № 263, далее – Правила № 263).

Страхование автогражданской ответственности осуществляется по страховым тарифам, утвержденным Правительством РФ. С 1 января 2006 года – по Страховым тарифам по обязательному страхованию гражданской ответственности и владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.12.05 № 739.

Бухгалтерский и налоговый учетстраховых премий

Согласно ст. 954 ГК РФ страховая премия – это плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в порядке и сроки, установленные договором страхования.

При страховании автогражданской ответственности в отношении автомобиля, приобретенного за счет бюджетных средств, страховая премия уплачивается страховщику за счет выделенных из бюджета бюджетных ассигнований.

Рассмотрим на примере, какими записями в бухгалтерском учете будут отражаться данные операции.

Пример.

Бюджетное учреждение заключило со страховщиком договор обязательного страхования автогражданской ответственности сроком на один год в отношении двух автомобилей, приобретенных за счет бюджетных средств. Автомобили используются в уставной деятельности организации. Страховая премия составляет 1 500 руб. за каждый автомобиль.Уплата страховых премий осуществлена за счет бюджетных средств. Лицевой счет бюджетной организации обслуживается в территориальном органе Федерального казначейства.

 Отражая данные операции, бухгалтер сделает следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена сумма страховой премии по договору автогражданской ответственности

1 401 01 225

1 302 09 730

3 000

Перечислены денежные средства страховой компании с лицевого счета

1 302 09 830

1 304 05 226

3 000

Отражены счета санкционирования расходов

1 501 03 226

1 502 01 226

3 000

В случае если автомобиль приобретен за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и страховая премия также уплачена за счет этих средств, бюджетное учреждение вправе включить страховые платежи в себестоимость продукции (работ, услуг) после вступления в силу договора страхования.

Пример.

Изменим условия предыдущего примера. Автомобили были приобретены за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, и страховая премия была уплачена также за счет этих средств.

В бюджетном учете бухгалтер сделает следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена сумма страховой премии по договору автогражданской ответственности

2 106 04 340

(226)

2 302 09 730

3 000

Перечислены денежные средства страховой компании с лицевого счета

2 302 09 830

2 201 01 610

3 000

В целях налогообложения страховых премий в состав расходов при налогообложении прибыли включаются расходы как на добровольное, так и на обязательное страхование имущества (п. 1 ст. 263 НК РФ). Расходы на обязательное страхование при расчете налогооблагаемой прибыли учитываются в составе прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных законодательством. Если они не утверждены, то такие расходы включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат (п. 2 ст. 263 НК РФ).

Учет страховой премии в целях налогообложения зависит от применяемого бюджетной организацией метода учета доходов и расходов. Так, если бюджетная организация при исчислении налога на прибыль применяет кассовый метод признания доходов и расходов, то страховая премия в качестве расхода признается после ее оплаты, причем независимо от того, была произведена оплата разовым платежом или частями (ст. 273 НК РФ). В случае если бюджетная организация в целях налогового учета определяет доходы и расходы по методу начисления, то согласно п. 6 ст. 272 НК РФ расходы по страхованию автогражданской ответственности признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых взносов. Стоит отметить, что признание в расходах сумм страховых премий равномерно в течение всего налогового периода не будет считаться ошибкой и может использоваться налогоплательщиками при расчете налога на прибыль.

Обратите внимание: если в течение срока действия договора страхования произошла смена собственник имущества (транспортного средства), то договор страхования прекращается и страховщик возвращает страхователю часть страховой премии за неистекший период. Страховая премия возвращается в течение 14 календарных дней со дня получения страховщиком информации о досрочном прекращении договора (п. 33 Правил № 263).

По нашему мнению, у учреждения нет оснований признавать в бухгалтерском учете полученную сумму страховой премии доходом, поэтому ее следует рассматривать как восстановление расходов денежных средств в связи с расторжением договора. В налоговом учете для целей исчисления налога на прибыль полученная страховая премия учитывается в зависимости от того, как сумма страховки списывалась в расход. Если сразу, то возвращенная страховая премия включается во внереализационный доход организации. Если расходы на ОСАГОорганизация признавала равномерно в течение срока действия договора, то возвращенную сумму в составе доходов не учитывают. У организаций, которые списывали расходы на обязательное автострахование равномерно, при досрочном расторжении договора часть страховки остается «недосписанной», и в налоговом учете (п. 1 ст. 252 НК РФ) нет оснований для признания ее в составе расходов.

Выплата страхового возмещения

При наступлении страховых случаев страхователю выплачивается страховое возмещение. В соответствии с п. 44 Правил № 263 для получения возмещения причиненного вреда организации представляют в страховую компанию:

  • справку о дорожно-транспортном происшествии, выданную органом милиции, отвечающим за безопасность дорожного движения, по форме, утвержденной Министерством внутренних дел РФ по согласованию с Минфином РФ. Отметим, что Приказом МВД от 25.09.06 № 748 утверждена новая форма справки о дорожно-транспортном происшествии, которая прилагается к заявлению о выплате страховой суммы по ОСАГО;
  • извещение о дорожно-транспортном происшествии (если его заполнял потерпевший).

Копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, полученные в органах милиции, должны представляться потерпевшим в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Кроме того, в зависимости от вида причиненного вреда потерпевший представляет страховщику и другие документы. Их перечень приведен в п. 51, 53 – 56 и (или) 61 Правил № 263.

Оценка причиненного транспортному средству вреда осуществляется в соответствии с Правилами организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.04.03 № 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств» (далее – Правила № 238). Экспертиза проводится в отношении транспортного средства страхователя (потерпевшего), признаваемого таковым в соответствии с Законом № 40-ФЗ. Для экспертизы привлекается эксперт-техник или экспертная организация. Оплата их услуг, а также возмещение иных расходов на экспертизу производятся за счет средств страхователя. Впоследствии страховщик возмещает данные расходы согласно заключенному договору. В результате экспертизы в письменной форме составляется экспертное заключение.

На основании п. 19 Правил № 238 в заключении должны быть указаны:

полное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения экспертной организации, ФИО, должность и государственный реестровый номер эксперта-техника, которому руководитель поручил проведение экспертизы;

  • дата составления и порядковый номер экспертного заключения;
  • основание для проведения экспертизы;
  • полное фирменное наименование и место нахождения страховщика;
  • полное наименование и место нахождения потерпевшего – юридического лица;
  • перечень и точное описание объектов, представленных страховщиком (потерпевшим) для исследования и оценки;
  • нормативное, методическое и другое обеспечение, использованное при проведении экспертизы;
  • сведения о документах, в том числе о страховом полисе об обязательном страховании гражданской ответственности, рассмотренных в процессе экспертизы;
  • описание проведенных исследований;
  • обоснование результатов экспертизы, а также ограничения и пределы их применения;
  • выводы по каждому из поставленных вопросов.

Выводы экспертизы должны быть понятны и не содержать формулировки, допускающие неоднозначное толкование. Заключение сшивается (с указанием количества сшитых страниц) и передается страховщику (потерпевшему) под расписку или направляется по почте с уведомлением о вручении.

В случае если страховщик (потерпевший) с выводами экспертизы не согласен, он может организовать повторную экспертизу с привлечением другого эксперта-техника. Расходы, связанные с назначением и проведением повторной экспертизы, оплачиваются за счет ее инициатора, если страховщик и потерпевший между собой не договорились об ином (п. 20 – 22 Правил № 238).

В статье 7 Закона № 40-ФЗ определен предельный размер страховой суммы, которую страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) выплатить потерпевшим в возмещение причиненного им вреда. Он составляет 400 000 руб.: в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – 160 000 руб. и не более 120 000. руб. при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

Бухгалтерский учет и налогообложение страхового возмещения

Рассматривая бухгалтерский учет страхового возмещения, нельзя оставить без внимания Письмо Минфина РФ от 24.02.04 № 03-01-01/08-85 «О порядке учета сумм страховых выплат, поступающих бюджетным учреждениям от страховых организаций в качестве возмещения ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий» (далее – Письмо № 03-01-01/08-85), в котором сообщается, что суммы страховых выплат учитываются как средства, носящие целевой характер. При составлении сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности данные средства отражаются в доходной ее части как «прочие безвозмездные поступления текущего характера по предпринимательской и приносящей иной доход деятельности». Поскольку согласно разъяснениям Письма № 03-01-01/0885 при наступлении страхового случая страховые выплаты могут быть использованы на ремонт или приобретение другого автотранспортного средства (если по заключению независимой экспертизы поврежденное транспортное средство не подлежит ремонту) только в соответствии со сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам в расходной ее части, целесообразно предусмотреть расход средств по подстатье 225 «Услуги по содержанию имущества» и статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» ЭКР.

Причем следует иметь в виду, что согласно п. 15 Инструкции, утвержденной Приказом от 21.06.01 № 46н «О порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Минфина РФ лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов», недостаточность сметных назначений по соответствующему коду ЭКР (в данном случае по подстатье 225 «Услуги по содержанию имущества» и статье 310 «Увеличение стоимости основных средств») не является основанием для отказа органом Федерального казначейства принять расчетно-денежный документ бюджетного учреждения и списать денежные средства с внебюджетного счета организации. Однако в случае осуществления бюджетным учреждением кассового расхода в размере, превышающем сметные назначения по соответствующему коду экономической классификации расходов, бюджетное учреждение должно привести в соответствие смету и представить ее в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета по учету внебюджетных средств. Изменения в смету доходов и расходов по внебюджетной деятельности вносятся в порядке, установленном главным распорядителем средств федерального бюджета (Письмо Минфина РФ от 12.11.01 № 3-01-01/12-333. Бюджетным учреждениям субъектов РФ и местных бюджетов рекомендуем обратиться к нормативным документам их уровня.

Обратите внимание: если в смете доходов и расходов по внебюджетным средствам не предусмотрены расходы на ремонт и приобретение имущества, то поступившие на счет суммы страхового возмещения бюджетная организация не вправе расходовать, они должны быть перечислены в бюджет (Письмо № 03-01-01/08-85).

Рассмотрим на примерах порядок отражения в бухгалтерском учете поступления страховых выплат при наступлении страхового случая и их расходование.

Пример.

Бюджетное учреждение осуществляет как уставную, так и приносящую доход деятельность. В октябре 2006 года автомобиль, приобретенный за счет бюджетных средств, попал в ДТП. В ноябре 2006 года на специальный счет в территориальном органе Федерального казначейства поступило страховое возмещение в размере 40 000 руб.

В смете доходов и расходов по внебюджетным средствам были предусмотрены расходы на ремонт автомобиля. Ремонтные работы обошлись бюджетному учреждению в 30 000 руб. (без НДС), оставшаяся сумма – 10 000 руб. – была перечислена в бюджет.

 

Бухгалтер в учете сделал следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислено страховое возмещение

2 205 10 560

2 401 01 180

40 000

Поступили денежные средства от страховой компании

2 201 01 510

2 205 10 660

40 000

Перечислен аванс сторонней организации на ремонт автомобиля

2 206 08 560

Материал предоставлен: Клерк.РУ

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru