Категории каталога
Каталог / Бухгалтерия, учет и отчетность / Учет / Учетная политика / Учетная политика для целей бухучета. Не все так просто

Учетная политика для целей бухучета. Не все так просто

ИА "Клерк.Ру". Отдел новостей /

4 октября в форуме Клерк.Ру прошла Интернет-конференция с директором Департамента бухгалтерского консалтинга компании "ФБК" Ириной Юцковской. В ходе конференции она ответила на 21 вопрос по учетной политике для целей бухучета. Самый популярный вопрос задала Валентина Семеновна о смене учетной политики.

Валентина Семеновна: Подскажите, на какие изменения в законодательстве, произошедшие в этом году, нужно обратить внимание, утверждая учетную политику для бухучета?

Ирина Юцковская: Наиболее полная структура учетной политики может содержать следующие разделы:

Организационная часть включает в себя совокупность документов:
положение об учетных службах, регламентирующее их права и обязанности, ответственность, порядок взаимодействия с другими службами;
должностные инструкции для работников, относящихся к Учетной службе.

Методологическая часть включает в себя совокупность документов:
учетную политику для целей бухгалтерского учета, содержащую основные принципы и способы ведения бухгалтерского учета;
учетную политику для целей налогообложения, содержащую основные положения по всем налогам; В учетной политике систематизировано излагаются методы, способы и порядок учета по каждому объекту учета, по значимым видам деятельности (без детального раскрытия их содержания и методических указаний по их использованию).
внутрифирменные корпоративные стандарты по методологии бухгалтерского и налогового учета (далее – Стандарты). Детализированные методические указания по организации и ведению бухгалтерского и налогового учета в соответствии с установленными в учетной политике методами и способами, регламентация ведения учетных процедур определяются в Стандартах по разделам: основные средства, МПЗ, НМА, финансовые вложения и пр.

Техническая часть включает в себя совокупность документов:
методические указания по составлению бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров и деклараций, по порядку проведения отдельных процедур (проведение инвентаризации и т.п.)
единый рабочий план счетов бухгалтерского учета с развернутой аналитикой и инструкция по его применению;
порядок документооборота;
единые формы неунифицированных первичных документов и требования по их оформлению;
разработка альбома проводок;
методические указания по составлению промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности организаций;
положения о проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств,
налоговые регистры.

1. Есть несколько нововведений в нормативном регулировании бух учета в РФ, в связи с которыми надо актуализировать свою учетную политику на 2008 год

1.1. Приказ Минфина РФ № 26н от 26 марта 2007 г. "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету", который вступает в действие с 1 января 2008 года.

Изменения касаются учета МПЗ, а именно отменен метод ЛИФО, а также по-новому сформулирован п.4 ПБУ 5/01.

Из Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 г. N 34н, исключена норма, согласно которой определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить методом оценки запасов по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Кроме того, согласно изменениям, вносимым в Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 г. N 44н), указанный способ (ЛИФО) исключен из перечня способов оценки материально-производственных запасов (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) при отпуске в производство и ином выбытии. Соответственно, оценка материально-производственных запасов на конец отчетного периода (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) производится в зависимости от принятого способа оценки запасов при их выбытии, т.е. по себестоимости каждой единицы запасов, средней себестоимости или себестоимости первых, но не последних по времени приобретений.

Соответствующие изменения внесены в Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России от 28.12.2001 г. N 119н.

Помимо этого, приведенным Приказом установлено, что Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 применяется также и в отношении активов, используемых при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев».

Данные изменения необходимо учесть при составлении УП на 2008 год.

1.2. Приказ Минфина РФ от 18 января 2007 г. N 5н "О признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 2н"
В связи с изданием приказа Минфина России от 27.11.2006 г. N 154н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006)" с момента его вступления в законную силу признается утратившим силу ранее действующее аналогичное Положение, утвержденное приказом Минфина России от 10.01.2000 г. № 2н».

Новое ПБУ 3/2006 действует с 2007 года и вводит изменения по учету суммовых разниц.

1.3. С 2008 года Минфин РФ может принять проекты по изменению ПБУ 7 и ПБУ 18.

- изменения в ПБУ 7 касаются организационной части учетной политики, а именно - следует установить порядок информирования пользователей отчетности
- а вот изменения, планируемые в ПБУ 18, надо почитать внимательно и решить для себя что подходит именно Вам.

Для участников форума Клерк.ру - примерная структура учетной политики размещена в разделе "Бланки" на Клерк.Ру.

2. Помимо изменений в нормативных актах РФ по бух учету есть целый перечень тем и вопросов, которые по нашему опыту не прописаны в приказах по учетной политике вообще:

2.1. Правила калькулирования готовой продукции, услуг, СМР - объекты калькулирования; признание объектов калькулирования; правила соотнесения понесенных раходов при их первичном признании с местами возникновения затрат; принципы распределения косвенных расходов по объектам калькулирования и пр.

2.2. Бухгалтерский и налоговый учет (НДС и налог на прибыль) при обнаружении брака на различных стадиях движения товаров или готовой продукции - выявление на складе продавца, выявление на складе покупателя, выявление в процессе производства или последующей перепродажи у покупателя - в зависимости от суловий договоров (в пределах гарантийного срока или по истечение гарантийного срока);

2.3. Алгоритмы распределения общехозяйственных расходов между деятельностью на общем режиме налогообложения прибыли и деятельностью переведенной на ЕНВД в рамках одного юр лица;

2.4. Признание разниц по ПБУ 18 - постоянные или временные - при переоценке фин вложений в бух учете (отдельно по котирующимся ценным бумагам и не имеющим таких котировок)

2.5. Источник получения информации о рыночных котировках ценных бумаг для их переоценки по ПБУ 19

2.6. Правила формирования стоимости инвестиционных активов в части учета и распределения процентов по кредитам. И собственно - само понятие и критерии отнесения объектов к инвестиционным активам, т.к. проценты должны капитализироваться в стоимости только исключительно инвестицонных активов

и еще - не менее 50 позиций подобных упущений в учетных политиках. 

Светлана Петрова: Мы приобретаем (или строим, еще не решили) некий объект основных средств.

Одним из необходимых условий приобретения или начала строительства является обязанность организации в конце эксплуатации данного основного средства и его ликвидации провести определенные работы.

Как мы понимаем, к таким работам может относиться рекультивация земельного участка, на котором строится шахта или скважина, строительство саркофага над блоками атомных электростанций, утилизация использованных громоздких сооружений и т.п.

Проведение данных работ является обязательствами организации, которые на неё возложены уже в момент получения прав на строительство или приобретение объекта. Исполнение данных обязательств приводит зачастую к существенным расходам.

В связи с описанной ситуацией встает вопрос о необходимости признания таких ликвидационных обязательств на балансе организации.

Если признание необходимо, то является ли оно расходом текущего периода или должно включаться в первоначальную стоимость объекта основных средств, с созданием которого оно непосредственно связано? 

Ирина Юцковская: Если обязанность организации осуществить определенные работы в будущем является одним из условий приобретения или начала работ по строительству основного средства, то эту обязанность организация берёт на себя в момент, когда она начинает работы по строительству или приобретает основное средство. У такого обязательства (далее – ликвидационное обязательство) бесспорным является сам факт его существования. От всех остальных обязательств ликвидационное обязательство отличается лишь одним признаком – отсутствием точного номинального денежного выражения и точного срока исполнения.
Ликвидационное обязательство попадает под сферу действия Положения по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01

В рассматриваемой ситуации у организации отсутствует возможность отказаться от исполнения обязательства исходя из действующего законодательства, и следовательно существует очень высокая вероятность, что будущие события приведут к уменьшению экономических выгод организации. Однако, нет сомнений в том, что ликвидационное обязательство существует на отчетную дату, при этом в отношении величины данного обязательства и срока его погашения существует неопределенность.

В международной практике бухгалтерского учёта при оценке ликвидационных обязательств применяется дисконтирование, которое позволяет учесть различия в стоимости одинаковых денежных потоков во времени. Вопрос о дисконтировании может решаться учётной политикой организации. В силу сложившейся мировой практики и долгих сроков исполнения ликвидационных обязательств организациям следует рекомендовать дисконтировать эти обязательства при их оценке, а изменения стоимости в результате приближения срока исполнения обязательства признавать в составе операционных расходов аналогично признанию процентных расходов по заёмным средствам.

На основании сказанного выше необходимость признания и отражения в балансе организации ликвидационного обязательства в соответствии с требованиями ПБУ 8/01 не вызывает сомнений. Остаётся лишь вопрос дебетовой стороны признания данного обязательства.

ПБУ 6/01 установлен порядок включения затрат в первоначальную стоимость основных средств. При этом в первоначальную стоимость включаются как затраты, уже осуществленные в денежной форме, так и затраты принимающие форму обязательств выплатить в будущем определенную денежную сумму или (и) передать иные активы, выполнить определённые работы. В процитированной норме понятие «уплачиваемые суммы» используется вне зависимости от того, когда должен произойти сам факт уплаты. В частности, если у организации возникает обязательство по уплате, то соответствующая сумма включается в первоначальную стоимость основного средства и в тех случаях, когда уплата происходит после принятия к учёту и начала эксплуатации основного средства. Кроме того, возникновение рассматриваемых ликвидационных обязательств полностью подходит как минимум под понятие «иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств».

Если исполнение обязательства должно произойти в обозримом будущем, и при этом в первичных документах фигурирует точное номинальное денежное выражение данного обязательства, то на практике обычно не возникает сомнений в его признании. При наличии взаимосвязи с созданием или приобретением основных средств, признание таких обязательств включается в первоначальную стоимость объектов.

В большинстве случаев образование ликвидационных обязательств прямо связано с созданием (приобретением) объекта основных средств. Поэтому признание данного обязательства должно относиться на первоначальную стоимость объектов основных средств.

Если такой вывод из анализа норм цитировавшихся ПБУ вызывает сомнения, то необходимо обратить внимание на тексты приказов Минфина, которыми данные ПБУ вводились в действие. Так, в Приказе Минфина РФ от 28 ноября 2001 г. № 96н указано, что ПБУ 8/01 утверждается во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности … То же самое указано в Приказе Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н по поводу утверждения ПБУ 6/01.

Поэтому в случаях, когда при применении норм данных ПБУ у организации возникают сомнения в понимании отдельных требований, то организации следует исходить скорее из такого понимания норм, которое соответствует положениям МСФО, указанным в Приказах Минфина, нежели из какого-либо иного понимания.

По рассматриваемой ситуации требования МСФО, в отличие от российских ПБУ выражены достаточно чётко и определённо, и в их трактовке не может возникать сомнений. Так в IAS 16 содержится прямое указание, что первоначальная стоимость объекта основных средств включает первоначальную оценку затрат на демонтаж и удаление объекта основных средств и восстановление природных ресурсов на занимаемом им участке, обязанность в отношении чего организация берет на себя либо при приобретении данного объекта, либо вследствие его эксплуатации на протяжении определенного периода времени в целях, не связанных с производством запасов в течение этого периода.

Что касается вопроса признания ликвидационных обязательств и отнесения затрат по ним на первоначальную стоимость основного средства при первоначальном формировании этой стоимости, то на этом этапе, как было показано выше, требования российских нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учёту фактически совпадают с требованиями МСФО. 

Julia 2006: Мы предусмотрели в учетной политике по НДС, что к экспорту относится лишь НДС, уплаченный непосредственно поставщикам при закупке экспортных товаров и транспортировке экспортных товаров. Остальные суммы НДС принимаются к вычету в общеустановленном порядке.

Доводы налогового органа: в учетной политике не решен вопрос, как распределить НДС по общехозяйственным расходам и иным, затратам, ссылаются на п. 10 ст. 165 НК РФ.
Что нам добавить в учетной политике или как-то аргументировать налоговому органу, что у нас все правильно? 

Ирина Юцковская: 1. Позиция из Вашей учетной политики "... к экспорту относится лишь НДС, уплаченный непосредственно поставщикам при закупке экспортных товаров и транспортировке экспортных товаров...." увы сама по себе уже неверна, так как согласно ст. 172 НК "Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов". Т.е. НК РФ в действующей редакции не оперирует понятиями "НДС, уплаченный....."

2. Мы согласны с позицией налогового органа о том, что НДС, предъявленный налогоплательщику по общехозяйственным расходам, должен подлежать распределению - частично в "режим ожидания" на тот период, в котором будет готов пакет документов, подтверждающих применение ставки 0 процентов, а частично - на предъявление к вычету (по ст. 172 НК РФ) или включения в расходы или в стоимость имущества (по ст. 170 НК РФ).

На эту тему имеются как разъяснения Минфина РФ (см., например, письма от 18.05.2006 N 03-04-08/100 и от 29.04.2002 N 04-03-08/17 ) и арбитражная практика (см., например, Постановление Десятого арбитражного аппеляционного суда от марта 2007 г. дело А41-К2-12826/06).

Более того, и НДС, предъявленный поставщиками и подрядчиками по основным средствам и НМА, подлежит раздельному учету, НДС по прямо идентифицируемым ОС, используемым только для экспортных операций, в "режиме ожидания" до подтверждения ставки 0%; НДС по ОС общехозяйственного назначения делится аналогчно и НДС по общехозяйственным расходам.

3. Пункт в учетной политике не сложно написать : "Суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для осуществления операций по реализации товаров, работ услуг, облагаемых как по ставке 0 процентов, так и по иным ставкам (общепроизводственные и общехозяйственные расходы), принимаются к вычету и отражаются в соответствующих налоговых декларациях в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению по ставке 0 процентов и по иным ставкам.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению по ставке 0 процентов и по иным ставкам, в общей стоимости товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, отгруженных за налоговый период."

Значительно сложнее прописать полный многоярусный многоэтапный алгоритм раздельного учета НДС, предъявленного поставщиками и подрядчиками по ОС, НМА, ТМЦ, СМР и пр., при наличии деятельности облагаемой НДС, необлагаемой НДС, и облагаемой по разным ставкам (18% и 0%), для его последующей автоматизации и/или написания рабочих инструкций для учетного персонала. 

Уточняющий вопрос от Phil_Sh: Вы написали: "Более того, и НДС, предъявленный поставщиками и подрядчиками по основным средствам и НМА, подлежит раздельному учету, НДС по прямо идентифицируемым ОС, используемым только для экспортных операций, в "режиме ожидания" до подтверждения ставки 0%; НДС по ОС общехозяйственного назначения делится аналогично и НДС по общехозяйственным расходам".

Полагаю, что плохо искал, но не нашел подобного в налоговом кодексе. Можно ли получить ссылку на некие нормативные документы по данному утверждению? Имеется ввиду НДС по ОС. 

Ирина Юцковская: Нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена обязанность налогоплательщика вести раздельный учет затрат на производство экспортируемой продукции и продукции, реализуемой на внутреннем рынке. Соответственно, наличие такого учета не может считаться условием для применения ставки 0%.

При этом нормы права, определяющие порядок предоставления налоговых вычетов, не предусматривают в качестве обязательного условия возмещения НДС представление в налоговый орган методики ведения раздельного учета затрат по видам деятельности, облагаемым по разным ставкам.

Данный вывод был также высказан в Постановлении ФАС ЦО от 02.06.04 по делу № А14-346/03/129/28, Постановлении ФАС ЦО от 11.05.04 по делу № А14-9095-03/308/25, Постановлении ФАС ЦО от 07.04.04 по делу № А14-6874/03/225/24, Постановлении ФАС ЦО от 04.02.04 по делу № А14-4728-03/115/33.

Однако, необходимо учитывать следующее:

Пунктом 6 статьи 164 и абзацем вторым пункта 3 статьи 172 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган отдельную декларацию по налогу на добавленную стоимость по экспортным операциям (при применении налоговой ставки 0 процентов), на основании которой налогоплательщик вправе предъявить к вычету суммы налога, уплаченные при приобретении товарно-материальных ценностей, использованных при производстве и реализации товаров (работ, услуг), реализованных на экспорт.

Таким образом, хотя закон и не устанавливает обязанность вести раздельный учет затрат и предъявленного НДС по экспортным операциям, необходимость обособленного учета вытекает из обязанности отдельного декларирования и особого порядка вычета.

Изложенная позиция находит подтверждение в судебной практике (Постановление ФАС ЦО от 26.11.03 по делу № А14-3460-03/129/28, Постановление ФАС УО от 26.07.04 по делу № Ф09-2784/04-АК, Постановление ФАС УО от 29.01.04 по делу № Ф09-5116/03-АК, Постановление ФАС УО от 28.01.04 по делу № Ф09-5053/03-АК, Постановление ФАС УО от 27.01.04 по делу № Ф09-5025/03-АК).

По нашему мнению, суммы входящего НДС, уплаченные при приобретении основных средств, как требующих, так и не требующих монтажа (оборудование, транспортные средства, машины, механизмы и т.д.) необходимо учитывать при определении алгоритма расчета НДС, подлежащего вычету по реализации продукции на экспорт, только в тех случаях, когда эти основные средства используются для производства продукции, идущей на экспорт. Если же эти основные средства не используются в производстве продукции, идущей на экспорт, то НДС по этим основным средствам следует, на наш взгляд, предъявлять к возмещению в общем порядке.

Cт.172 НК РФ предусматривает, что вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Вычеты сумм налога, предусмотренные настоящим пунктом, производятся на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ. То есть производство продукции на экспорт и для реализации на внутреннем рынке рассматривается как два отдельных вида деятельности, по которым отдельно рассчитывается размер обязательств перед бюджетом по НДС.

Из данной нормы можно сделать вывод, что на основании отдельной декларации по экспорту должен возмещаться НДС только по тем товарам (работам, услугам), которые приобретены для производства экспортной продукции. Следовательно, если основные средства не использовались в производстве экспортной продукции и такое их использование не предполагается, входящий НДС по ним следует предъявлять к вычету в общем порядке. То есть НДС по таким основным средствам не следует учитывать при определении алгоритма расчета НДС, подлежащего вычету по реализации продукции на экспорт.

Указанный вывод подтверждается арбитражной практикой. Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 26 апреля 2004г. №А31-3732/13 указал, что, поскольку основное средство использовалось налогоплательщиком только в производстве экспортной продукции, входящий НДС по нему должен возмещаться на основании отдельной декларации по операциям, облагаемым по ставке 0 процентов.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 12 апреля 2004г. №А56-37880/03 признал незаконным требование налогового органа о необходимости распределения НДС по основным средствам, используемым в производстве экспортной продукции, на подтвержденный и неподтвержденный экспорт. Однако суд не подверг сомнению то обстоятельство, что НДС по таким основным средствам должен возмещаться на основании отдельной декларации по операциям, облагаемым по ставке 0 процентов. Аналогичные выводы были сделаны
ФАС Северо-Западного округа и в других Постановлениях (например, от 15 марта 2004 г. №А56-32468/03, от 18 декабря 2003г. №А56-22253/03, от 28 ноября 2003 №А56-20015/03 и др.). При этом обращаем Ваше внимание на то, что данные выводы ФАС Северо-Западного округа сделал также и по отношению к суммам НДС по капитальному строительству и оборудованию, ввезенному на таможенную территорию РФ.

С учетом изложенного, суммы НДС по приобретенным основным средствам, капитальному строительству и иным товарам (работам, услугам), приобретаемым для производства экспортной продукции, должны, по нашему мнению, учитываться при определении алгоритма расчета НДС, подлежащего вычету по реализации продукции на экспорт.

В случае, если данные суммы НДС не учитывать при определении алгоритма, а предъявлять к вычету на основании общей налоговой декларации, предприятия возможно возникновение налоговых рисков. Дело в том, что НДС, относящийся к производству продукции на внутреннем рынке, предъявляется к вычету немедленно после ввода объекта основных средств в эксплуатацию, а НДС по экспортной декларации принимается к вычету только после предоставления всего комплекта документов. Таким образом, вычет "экспортного" НДС происходит позже, поэтому налоговые органы будут стремиться отстаивать именно эту позицию. Последствием возможного конфликта с налоговым органом может быть начисление пеней и штрафа за занижение налоговой базы по НДС в том периоде, в котором эти суммы НДС были предъявлены к вычету.

Ранее существовавшая арбитражная практика отрицательно относилась к распределению налога, начисленного продавцами основных средств, если они применялись для ведения деятельности с разными налоговыми режимами (см., например, Постановление ФАС Северо-западного округа от 09.12.2002 N А56-17891/02, Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 октября 2002 г. N КА-А40/7161-02). Учитывая схожесть ситуации, можно предположить, что и при распределении НДС между внешнеэкономической деятельностью и реализацией на территории РФ суды займут схожую позицию.

Кроме того, следует признать, что распределение части НДС со стоимости основного средства на сумму, предъявляемую к возмещению при экспорте, не создает дополнительных благ и гарантий для налогоплательщика. Во-первых, для принятия к возмещению необходимо будет подобрать установленный статьей 165 НК комплект документов, что может существенно отсрочить момент принятия к возмещению.
Во-вторых, принимая во внимание практическую ситуацию с возвращением из бюджета НДС в пользу экспортеров, можно сделать вывод, что в большинстве случаев налоговые органы предпочитают не перечислять деньги, а производить их зачет в счет предстоящих недоимок. Таким образом, рассчитавшись с поставщиками реальными деньгами, налогоплательщик получит возможность только в последующем получить определенное возмещение.

В то же время, постановка НДС по использованным в обоих видах деятельности материальным ресурсам на уменьшение текущих обязательств перед бюджетом сразу позволит получить реальную экономию.

С учетом вышеизложенного суммы НДС по основным средствам, используемым в том числе для осуществления экспортных операций, целесообразно ставить на уменьшение обязательств перед бюджетом по обычным видам деятельности в полном объеме.

В тоже время суммы НДС по основным средствам, приобретенным исключительно для операций экспорта продукции, могут предъявляться к вычету по экспортным операциям. При этом необходимо учитывать данные суммы НДС обособленно, например, на отдельном субсчете

Уточнение от Julia 2006: Спасибо, но к счастью эти письма не носят нормативный характер и являются разъяснением по конкретному запросу у кого основной вид деятельности реализация товаров на экспорт.

У нас собран один пакет документов в конце года, а налоговая предлагает с 1 квартала в бухгалтерском учете сделать переброску на субсчет «входного» НДС по экспорту.
Экспортер имеет право на применение налоговых вычетов по НДС, но ни порядок определения суммы налоговых вычетов, ни порядок ее учета не установлены, даже пунктом 10 ст. 165 НК РФ.

В Налоговом кодексе РФ вообще обязанность вести раздельный учет установлена только для фирм, осуществляющих наряду с облагаемыми НДС операциями, операции, не подлежащие налогообложению или освобожденные от налогообложения (п. 4 ст. 149 НК РФ). 

Julia 2006: Как правильно сформулировать в учетной политике торгующей организации на внутреннем рынке и на экспорт, что транспортные расходы на экспорт это не прямые расходы, и их не надо распределять по формуле на остаток товаров на складе. Если транспортные расходы на товар уже оплаченный нам, со склада грузоотправителя конкретному покупателю, по условиям договора транспортные расходы несем мы, то есть доставка товара не до нашего склада, а на судно FOB. 

Ирина Юцковская: Здесь важно разобраться в понятиях:

- транспортные расходы, связанные с приобретением товаров при их доставке до своих складов (т.е. формирование покупной фактической стоимости товаров)

и

- транспортные расходы по доставке этих товаров своим покупателям при их продаже

Кроме того, Вы не указали, в свете какого законодательства - бухгалтерского или налогового - желаете получить ответ.

Так как конференция заявлена по бухучету, то начнем ответ именно с бухгалтерских правил.

Порядок учета ТЗР при приобретении ТМЦ таков:

сначала обратимся к нормативным документам, регулирующим порядок бух учета ТМЦ:

Приказ Минфина РФ № 119н пункты 68, 70:

Фактическая себестоимость материалов, приобретенных за плату, включает стоимость материалов по договорным ценам; транспортно - заготовительные расходы; расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях.

Транспортно - заготовительные расходы - это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию. В состав ТЗР входят:

- расходы по погрузке и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;
- расходы по содержанию заготовительно - складского аппарата организации,
- наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг),
- плата за хранение в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;
- плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;
- расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;
- стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча), в пределах норм естественной убыли;
- другие расходы.

При списании (отпуске) материалов по себестоимости каждой единицы запасов (см. п.74 приказ 119н) могут применяться два варианта исчисления себестоимости единицы запаса:

- включая все расходы, связанные с приобретением запаса;
- включая только стоимость запаса по договорной цене (упрощенный вариант).

Применение упрощенного варианта допускается при отсутствии возможности непосредственного отнесения транспортно - заготовительных и других расходов, связанных с приобретением запасов, на их себестоимость (например, при централизованной поставке материалов).

В этом случае величина отклонения (разница между фактическими расходами по приобретению материала и его договорной ценой) распределяется пропорционально стоимости списанных (отпущенных) материалов, исчисленной в договорных ценах.

Оценка отпущенных материалов по себестоимости каждой единицы запаса должна применяться организацией в случае, если используемые запасы не смогут обычным образом заменять друг друга или подлежат особому учету (драгоценные металлы, драгоценные камни, радиоактивные вещества и тому подобное).

Пункт 13 ПБУ 5/01 гласит, что организация, осуществляющая торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу.

У нас же одновременно в рамках одного предприятия осуществляются несколько видов деятельности и при этом при приобретении ТМЦ, как мы понимаем, невозможно изначально определить дальнейшую судьбу приобретаемого имущества - пойдет ли оно в торговлю или на производство.

Если такая идентификация возможна по ТМЦ в момент их приобретения, то ТЗР могут быть единовременно списаны на расходы (см. п. 13 ПБУ 5/01)
Если невозможна, то по нашему мнению следует сформировать полную стоимость ТМЦ (покупная договорная +ТЗР) и в дальнейшем при списании (отпуске, продаже) себестоимость для формирования фин результата по сделкам будет включать в себя и фактическую стоимость ТМЦ (включая в нее долю ТЗР, приходящуюся на реализованный или отпущенный в производство объект ТМЦ);
при этом и остаток ТМЦ на складе будет включать в себя долю ТЗР на нереализованное имущество.

Действующим законодательством о бухгалтерском учете, в частности п. 13 ПБУ 5/01, предоставлена возможность выбора торговыми организациями одного из вариантов учета транспортно-заготовительных расходов товаров:

а) ТЗР можно учитывать в себестоимости товаров и, соответственно, они будут погашаться по мере их реализации.
б) ТЗР можно учитывать отдельно в составе расходов на продажу

Выбранный торговой организацией способ учета транспортно-заготовительных расходов необходимо закрепить в ее учетной политике.

Расходы на доставку товаров своим покупателям для целей бухучета - это коммерческие расходы, признаваемые, по нашему мнению, единовременно при признании выручки от реализации конкретной партии товара к которой относятся транспортные расходы на доставку. При идентификации расходов на транспортировку с конкретной партией реализованных товаров не имеет место "остаток на складе нереализованных товаров", в отношении которых следует производить какие-либо распределения

Порядок списания ТЗР для формирования базы по налогу на прибыль регулируется главой 25 НК РФ, в частности для торговых операций ст. 320 НК РФ (порядок учета ТЗР при приобретении товаров) и с. 268 НК РФ (признание расходов на доставку товаров покупателям). 

Аноним: Наша организация организовывает перевозки грузов, своего транспорта у нас нет, перевозки совершают наши партнеры, которые работают с НДС, мы перевыставляем эти услуги с указанием своего вознаграждения... как это прописать в УП? 

Ирина Юцковская: Порядок оформления счетов-фактур, а так же формирование финансового результата зависит от конкретных договорных отношений и собственно базиса поставки.

Из запроса неясно, о какой именно договорной схеме идет речь, так как возможны варианты:

а) агентирование в организации перевозок, т.е. выручкой для предприятия является агентское вознаграждение, а расходы понесенные агентом подлежат возмещению поручителем. Ваше предприятие, очевидно, не является специализированной организацией (перевозчиком) и, соответственно, не может оказать соответствующие услуги собственными силами, но по условиям договора принял на себя обязательства по организации доставки товара. Из этого можно сделать вывод, что поставщик действует в чужом интересе и заключенный договор содержит элементы договора поставки и либо договора комиссии, либо агентского договора. Возможность заключения смешанных договоров прямо предусмотрена Гражданским кодексом РФ. К отношениям сторон по смешанным договорам применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (п.п.2, 3 ст.421 ГК РФ). Поэтому деятельность поставщика по организации перевозки и страхования товара будет квалифицироваться как деятельность посредника (агента или комиссионера).

б) продажа товара с ценой "до склада покупателя", в таком случае - выручка - это вся стоимость товара, а транспортные расходы - это коммерческие расходы продавца . Если из условий договора невозможно сделать вывод о наличии смешанного договора с элементами как договора поставки, так и агентского договора, то необходимо исходить из того, что услуги по доставке товара самостоятельно приобретались Вами в своих интересах и теперь реализуются покупателю.

В ст. 168 НК РФ нет положений, регулирующих порядок выставления счетов-фактур при возмещении расходов.

Для более полного ответа на данный вопрос, к сожалению, надо работать с документами. 

Голубева Инна: Учетная политика составляется на год. А как быть если отдельные положения по бухгалтерскому или налоговому учёту вступают в силу в середине года? 

Ирина Юцковская: В соответствии с п. 16 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (далее ПБУ 1/98), изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Таким образом, если в течение года происходят изменения в законодательстве, то и в Учетную политику вносятся соответствующие изменения-дополнения. 

Главныйбухгалтер: Здравствуйте! Наша фирма осуществляет следующие виды деятельности: услуги, производ-ство, мелкий опт. Нами были закуплены материалы в г. Москва для перепродажи. Нужно ли транспортные расходы распределять на остаток нереализованного товара или можно списать их сразу? Зависит ли решение этого вопроса от учетной политики для целей налогообложения? 

Ирина Юцковская: К сожалению, вопрос сформулирован не очень удачно, но предполагаю что речь идет о ТЗР при приобретении таких ТМЦ, которые в дальнейшем могут быть как проданы на сторону, так и использованы при производстве продукции, оказании услуг (например, дискеты для компании, которая и торгует расходными материалами, и использует их сама при оказании консультационных услуг, и отпускает их в производство по сборке компьюторов как расходные материалы для тестирования аппаратуры)

Для ответа на вопрос сначала обратимся к нормативным документам, регулирующим порядок бух учета ТМЦ:

Приказ Минфина РФ № 119н пункты 68, 70:
Фактическая себестоимость материалов, приобретенных за плату, включает стоимость материалов по договорным ценам; транспортно - заготовительные расходы; расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях.

Транспортно - заготовительные расходы - это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию. В состав ТЗР входят:

- расходы по погрузке и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;
- расходы по содержанию заготовительно - складского аппарата организации,
- наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг),
- плата за хранение в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;
- плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;
- расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;
- стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча), в пределах норм естественной убыли;
- другие расходы.

При списании (отпуске) материалов по себестоимости каждой единицы запасов (см. п.74 приказ 119н) могут применяться два варианта исчисления себестоимости единицы запаса:
- включая все расходы, связанные с приобретением запаса;
- включая только стоимость запаса по договорной цене (упрощенный вариант).

Применение упрощенного варианта допускается при отсутствии возможности непосредственного отнесения транспортно - заготовительных и других расходов, связанных с приобретением запасов, на их себестоимость (например, при централизованной поставке материалов).

В этом случае величина отклонения (разница между фактическими расходами по приобретению материала и его договорной ценой) распределяется пропорционально стоимости списанных (отпущенных) материалов, исчисленной в договорных ценах.

Оценка отпущенных материалов по себестоимости каждой единицы запаса должна применяться организацией в случае, если используемые запасы не смогут обычным образом заменять друг друга или подлежат особому учету (драгоценные металлы, драгоценные камни, радиоактивные вещества и тому подобное).

Пункт 13 ПБУ 5/01 гласит, что организация, осуществляющая торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу.

У нас же одновременно в рамках одного предприятия осуществляются несколько видов деятельности и при этом при приобретении ТМЦ, как мы понимаем, невозможно изначально определить дальнейшую судьбу приобретаемого имущества - пойдет ли оно в торговлю или на производство.

Если такая идентификация возможна по ТМЦ в момент их приобретения, то ТЗР могут быть единовременно списаны на расходы (см. п. 13 ПБУ 5/01)
Если невозможна, то по нашему мнению следует сформировать полную стоимость ТМЦ (покупная договорная +ТЗР) и в дальнейшем при списании (отпуске, продаже) себестоимость для формирования фин результата по сделкам будет включать в себя и фактическую стоимость ТМЦ (включая в нее долю ТЗР, приходящуюся на реализованный или отпущенный в производство объект ТМЦ);
при этом и остаток ТМЦ на складе будет включать в себя долю ТЗР на нереализованное имущество.

Порядок списания ТЗР для формирования базы по налогу на прибыль регулируется главой 25 НК РФ, в частности для торговых операций ст. 320 НК РФ. 

Валентина Сергеевна: Просим Вас ответить на наши следующие вопросы:
Наша организация (ООО, основной вид деятельности - строительство) имеет филиал, находящийся в другом субъекте Федерации, выделенный на отдельный баланс и имеющий свой расчетный счет.

1. Может ли филиал вести свою кассовую книгу, учтывая что у головного предприятия открыт расчетный счет в банке по месту нахождения филиала? (То есть расчетные счета головы и филиала открыты в отделениях различных банков, имеющих местонахождение в одном городе).

2. Может ли главный бухгалтер головной организации являться главным бухгалтером филиала одновременно?

3. Возможно ли принимать к вычету НДС по основному средству после ввода его в эксплуатацию, если основное средство еще не оплачено? 

Ирина Юцковская: 1. В отношении кассовых книг по филиалам:

Согласно пункту 23 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденному Письмом Центрального Банка России № 18 от 04.10.1993 (далее – Порядок ведения кассовых операций): Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу

Письмо Центрального Банка России от 04.10.1993 № 18 «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» принято в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3537-1 "О денежной системе Российской Федерации", отмененным на основании ст. 4 Федерального Закона РФ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О центральном Банке России».

В соответствии с пп. 2 п.1 ст. 8 «Основания возникновения гражданских прав и обязанностей» части 1 ГК РФ «Гражданские права и обязанности возникают…из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей». В связи с отменой Закона РФ "О денежной системе Российской Федерации» для предприятий упраздняются права и обязанности, возникновение которых было связано с существованием данного Закона.

Согласно п. 2 «Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается». «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации» введен в действие Письмом Центрального Банка России от 04.10.1993 № 18.

Следовательно, нормативный характер Порядка ведения кассовых операций вызывает сомнения, но принятие решения о недействительности норм данного документа находится в компетенции суда.
Однако данный документ официально утратившим силу не признан, поэтому в рекомендациях мы руководствуемся нормами данного документа.

Как уже указывалось ранее, пунктом 23 Порядка ведения кассовых операций установлено, что каждое предприятие может вести только одну кассовую книгу. Процитированным пунктом данного документа вводится обязанность организаций все операции по кассе регистрировать в одной кассовой книге. При этом не делается исключений для организаций, имеющих удаленные обособленные подразделения.

В то же время в соответствии со статьей 9 Федерального Закона от 21.11.1996 № 129 – ФЗ (далее – Закон 129-ФЗ): Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации

Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по статистике от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» утверждены формы первичных и сводных учетных документов по учету кассовых операций. В том числе была утверждена и форма кассовой книги. Данный документ был принят по согласованию с Минфином РФ и во исполнение Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 835 "О первичных учетных документах". Таким образом, кассовые документы, в том числе и кассовая книга, являются первичными учетными документами, порядок ведения которых регулируется нормами Закона 129-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными документами Минфина РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона 129-ФЗ: Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Учитывая нормы пункта 23 Порядка ведения кассовых операций, а также нормы статьи 5 Закона 129-ФЗ, в учетной политике организации следует утвердить порядок ведения кассовых операций с учетом структуры и особенностей деятельности организации
.

Так в рамках документооборота, установленного учетной политикой организации, следует предусмотреть возможность ведения нескольких разделов (томов, частей) единой кассовой книги. На лицевой стороне каждого такого раздела указывать: наименование организации, наименование структурного подразделения (филиала), номер раздела кассовой книги. Порядок присвоения номеров отдельному разделу кассовой книги также следует предусмотреть в учетной политике.
Поскольку в данном случае сквозную нумерацию приходных и расходных кассовых ордеров в целом по Обществу соблюсти невозможно, следует приказом руководителя присвоить каждому подразделению условное наименование или кодовый номер. При оформлении кассовых ордеров присваивать им дробные номера, где числитель – порядковый номер кассового ордера по Журналу регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма КО-3), а знаменатель – код (условное наименование) подразделения. Такой порядок соответствует нумерации, приведенной в запросе.

Распоряжением руководства Общества необходимо установить периодичность передачи отдельных разделов кассовой книги, кассовых отчетов с приходными и расходными кассовыми документами и других первичных кассовых документов из подразделений в центральную бухгалтерию Общества. Переданные в Центральную бухгалтерию разделы (части, тома) в совокупности будут составлять одну кассовую книгу. Структурные подразделения должны передать в Центральную бухгалтерию первые экземпляры частей кассовой книги. Для подтверждения остатков денежных средств на местах структурные подразделения оставляют у себя вторые экземпляры (копии) частей кассовой книги, где в графе № 4 указывается остаток на конец дня.

Остатки на конец дня по предприятию в целом Центральная бухгалтерия выводит в Журнале-ордере и ведомости по счету «Касса». Бухгалтерия Общества отражает на счетах бухгалтерского учета операции по движению наличных денежных средств на основании первых экземпляров кассовой книги (отчетов кассира) и приложенных к ним кассовых документов, полученных из обособленных подразделений. Дата отражения операций в бухгалтерском учете должна соответствовать дате, указанной в кассовых документах.

Порядок решения вопроса об установлении лимита кассовой наличности, согласно Положению Центрального Банка Российской Федерации от 05.01.1998 № 14-П «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации», зависит от того, соблюдаются ли предприятием два условия: выделение подразделений на отдельный баланс и наличие расчетного счета у подразделения.

В случае, когда структурные подразделения предприятия не выделены на отдельный баланс, предприятие устанавливает единый лимит для всей организации, выбрав банк по своему усмотрению (при наличии в банке расчетного счета). На основании установленного банком лимита руководитель предприятия издает приказ о распределении суммы лимита для всех структурных подразделений исходя из потребности структурных подразделений и доводит данный приказ до сведения руководителей всех структурных подразделений. Структурные подразделения обеспечивают соблюдение лимита кассовой наличности самостоятельно (п.2.5. Положения Центрального Банка РФ № 14-П).

Если структурные подразделения предприятия будут выделены на отдельный баланс, то руководствоваться следует порядком, изложенным в следующем абзаце п.2.5. Положения Центрального Банка РФ № 14-П: лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений каждым филиалом (структурным подразделением).

Дополнительная информация:
В соответствии со статьей 15.1 Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП): Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Данная статья среди видов правонарушения не содержит каких-либо указаний, касающихся правил ведения кассовой книги (кассовых книг, частей кассовых книг).

2. Совмещение должностей (профессий) - есть предмет регулирования трудовым законодательством, см. ст. 60.2 ТК РФ, насколько мне известно - прямого запрета не существует.

3. Глава 21 НК РФ (НДС) не указывает условием предъявления к вычету НДС по основным средствам его оплату поставщикам. 

Дмитрий Борисов: Добрый день! Подскажите пожалуйста, у нас фирма применяет УСН. В типовой учётной политике есть такая фраза: вести бухгалтерский учет в части ведения учета основных средств и нематериальных активов. Однако мы распределяем дивиденды в конце года, можно ли так оставить или надо писать, что бухучёт ведется в полном объеме? 

Ирина Юцковская: Согласно закону "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, которая составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Бухгалтерский учет ведется на синтетических и аналитических счетах бухгалтерского учета.

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета.

При этом указанные организации должны вести учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса РФ. Об этом сказано в пункте 3 статьи 4 Закона N 129-ФЗ.

Следовательно, учет основных средств указанные организации должны вести в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01), и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н. Учет нематериальных активов ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденным приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н (далее - ПБУ 14/2000).

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета применяемые способы начисления амортизации по группам объектов основных средств и нематериальных активов (п. 18 ПБУ 6/01 и п. 15 ПБУ 14/2000).

Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от обязанности ведения в полном объеме бухгалтерского учета, на основании которого составляется бухгалтерская отчетность. При этом организации, применяющие упрощенную систему по всем осуществляемым видам деятельности, не обязаны представлять в налоговый орган по месту учета бухгалтерскую отчетность в соответствии с Законом N 129-ФЗ.

Вместе с тем в соответствии с действующим законодательством у акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, применяющих упрощенную систему налогообложения, для оценки стоимости чистых активов общества и распределения чистой прибыли между участниками (выплаты дивидендов по акциям акционерам) возникает необходимость ведения бухгалтерского учета.

Следовательно:

1. Независимо от используемой обществом с ограниченной ответственностью системы налогообложения источником выплаты дохода участника данного общества является чистая прибыль организации.

2. Организации, применяющие УСН и принявшие решение о распределении чистой прибыли между участниками, должны определять чистую прибыль в соответствии с правилами бухгалтерского учета.

3. Если общество с ограниченной ответственность не вело бухгалтерский учет в период применения данного специального налогового режима, ему следует в целях распределения чистой прибыли между участниками общества восстановить бухгалтерский учет.

4. Общество независимо от применяемой им системы налогообложения при распределении прибыли общества между участниками должно определять стоимость чистых активов. 

ЕленаМ2007: Учетной политикой нашей организацией на 2007 год предусмотрено руководствоваться ведомственной инструкцией по учету топлива. В этой инструкции определение погрешностей измерений регламентируются ГОСТ 26976-86г.(ст.7.14), кроме того установлена допустимая погрешность жидкостных счетчиков в размере 0,5%.

В настоящее время действует ГОСТ Р 8 595-2004 " Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений" в котором изменены нормы погрешностей измерений и даны рекомендации по разработке методик выполнения измерений (МВИ) для конкретного предприятия.

В 2007 году разработаны и аттестованы Федеральным агентством по техническому регулированию методики измерений нефтепродуктов на потоке и косвенным методом статистических измерений для нашей организации, по которым погрешности измерений массы авиатоплива снижены до 0,25%.

Введение новых методик изменит нормы и порядок определения массы и погрешностей при учетных операциях при движении топлива и отразится на сведении общего баланса топлива в организации.

Как по мнению налоговой инспекции это изменение может повлиять на ведение бухгалтерского учета топлива? Не потребует ли она пересчитать оприходование и списание топлива по новым нормам расчета массы топлива? 

Ирина Юцковская: Налоговые органы не регулируют правила бух учета и их мнение может иметь значение лишь при расчете налоговой базы по налогу на имущество (т.е. по формированию первоначальной стоимости ОС и расчету амортизации для бух учета).

Если речь идет об изменении учетной политики в целях исчисления налона на прибыль, то этому посвещена ст. 313 НК:

- Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

- Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

Таким образом, применение новых правил для исчисления базы по налогу на прибыль следует начинать с 1 января. 

K@trin: По этой ссылке находится вопрос, который меня очень волнует http://forum.klerk.ru/showthread.php?p=51314056
Если же все таки списание недостачи будет являться моими затратами как хранителя, то как мне это отразить в учетной политике, т.е. это не естественная убыль, с ней все понятно, а именно недостача, возникшая в результате снижения влажности зерна в процессе сушки на специальной зерносушилке. Надеюсь, что мой вопрос не останется без внимания. 

Ирина Юцковская: Внимательно изучив всю переписку про "списание недостач у хранителя в с/х" и проведя ряд консультаций со своими коллегами - специалистами Департамента налогов и права, имеем сообщить следующее:

1. Описанная ситуация, конечно, не является предметом регулирования учетной политики ни по бухгалтерскому, ни по налоговому учету

2. Как верно было отмечено участниками форума - это есть предмет регулирования договорных отношений между Хранителем и Поклажедателем (глава 47 Гражданского Кодекса РФ); хранение зерна на элеваторе - это "хранение с обезличением", см. ст. 890 ГК РФ, при котором "поклажедателю возвращается равное или обусловленное сторонами количестов вещей такого же рода и качества". Основания, при которых возникает ответственность Хранителя за утрату, недостачу или повреждения описаны в ст. 901 ГК РФ.

3. В случае, если Хранитель принимает решение за свой счет возместить Поклажедателю потери веса при изменении физических характеристик зерна, при том что в накладной на возврат зерна указаны результаты анализов по влажности и уд.весу, то у Хранителя:

а) воникает "безвозмездная реализация" по смыслу ст. 146 НК РФ, которая подлежит налогообложению НДС. При этом, НДС, предъявленный Хранителю при закупке зерна, предъявляется к вычету на основании с. 171-172 НК РФ
б) расходы, связанные с приобретением вещей, далее безвозмездно переданных Поклажедателю, не уменьшают налоговую базу по прибыли на основании ст. 270 НК РФ
в) для целей бухгалтерского учета и отчетности расходы признаются "прочими расходами" с возникновением постоянных налоговых разниц по ПБУ 18/02

Следует заметить, что ситуация, описанная участником форума, является достаточно типичной - такие же вопросы возникают и при перевозках, и при хранении ГСМ на нефтебазах, и при хранении мяса/рыбы в холодильниках. И всегда проблемы количества и качества хранимых вещей решаются только на уровне договорных отношений. Все что ими не урегулировано - потери при налогообложении. 

Аноним: Премия за ввод построенных объектов основных средств в эксплуатацию начисляется один раз в год. И, как правило, начисляется и выплачивается в мае месяце года следующего за годом ввода объекта в эксплуатацию. Стоимость объекта сформирована и «доввод» затрат , на наш взгляд, запрещен ПБУ 6/01, т.к. первоначальная стоимость основных средств может изменяться только в случае переоценки, достройки, дооборудования, модернизации, реконструкции или частичной ликвидации объекта.

Материал предоставлен: Клерк.РУ

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru