Дороги и мосты-две проблемы Петербурга
В Петербурге несколько сотен мостов, да это и немудрено: город стоит на тридцати трех островах. Несомненно, белые ночи и разводные мосты привлекают в Петербург из года в год миллионы туристов. Эта красота обходится городу недешево - ведь мосты невечны и требуют к себе повышенного внимания.
Мостам и дорогам был посвящен семинар "Новые технологии в транспортном строительстве и реконструкции из Италии", проводившийся Петербургским строительным центром совместно с фирмой "Геострой" и итальянскими специалистами в Шуваловском дворце. Cтроители из Италии приехали к нам впервые, чтобы поделиться своим багажом знаний. Они не пожалели сил на объяснение сути проблем и их возможных решений и в подробных докладах изложили почти весь наработанный ими опыт в данной области.
Что касается мостов, то все они построены не на века, всякий мост имеет свой срок эксплуатации и думать, что он вечен, наивно. Они бывают навесные, подвесные и вантовые. Вантовых мостов в Петербурге не много, а жаль, ведь ванты (стальные тросы для крепления висячих конструкций) очень надежны и подходят для решения многих задач, будь то реставрация или строительство.
Конструкции вантовых мостов - тема доклада фирмы TENSACCIAI. По утверждению представителей фирмы, много лет занимающейся технологиями натяжения, вантовый мост можно построить по весьма простому методу. Навесные части моста изготавливаются специальными блоками, при этом все детали находятся в постоянном напряжении. Известно, что стальные канаты, предварительно натянутые, обладают большим сопротивлением напряжению.
Вантовые мосты могут быть различной конфигурации. По архитектурной моде сейчас при возведении вантовых конструкций предпочтение отдается форме веера или арфы. Строительство вантовых мостов более экономично и выгодно, по сравнению с другими видами мостов. Кроме того, они устойчивы к вибрациям, менее подвержены сейсмическим воздействиям.
Идя в ногу с прогрессом, немыслимо всегда только создавать, иногда, чтобы создать что-то принципиально новое, приходится сначала разрушить старое. Итальянская фирма FIP-International представила новую систему демонтажа поврежденных бетонных конструкций с использованием технологии гидроразрушения. Участки с бетоном, который имеет низкие прочностные характеристики, подвергаются разрушению при помощи специальной установки под высоким давлением водяной струи. При этом удаляется только поврежденный бетон, арматура и прочный бетон остаются нетронутыми, что дает значительную экономию при ведении ремонтных работ. Это позволяет сократить сроки и стоимость работ в несколько раз. Действующие конструкции, которые еще рано демонтировать, тем не менее не могут обойтись без контроля и мониторинга, - ведь на глаз совершенно невозможно определить безопасен ли объект для окружающих. Контроль над разрушениями необходим, наверное, любому возведенному объекту. Так же, как и плановый ремонт, ведь экономить на нем неразумно и даже опасно.
Так или иначе, объект подвергается разрушающему воздействию окружающей среды, даже если климат благоприятен. Тем более, что основной строительный материал-бетон-не всегда сопровождают защитной оболочкой. Вибрации, загрязнения воздуха, приводящие к коррозии, движение транспорта, вредные выбросы-все это факторы, отрицательно влияющие на постройки. Для Санкт-Петербурга, большого промышленного города, это особенно актуально.
Консалтинговое бюро Де Миранда предложило несколько различных способов контроля технического состояния конструкции с использованием современного оборудования. Фирма предлагает системный контроль за состоянием конструкций. Система подразделяется на визуальную проверку, то есть геометрические замеры, контроль используемых материалов и замеры натяжения, включая определение состояния арматуры внутри бетонных конструкций и измерение внутреннего напряжения. По данной схеме в Италии осуществляют контроль и транспортных объектов и культурно-исторических памятников. Кстати, в отношении мостов на семинаре было упомянуто, что единственная фирма, способная сделать прогноз насчет того, сколько простоит проектируемый мост, находится в Англии. Обычно срок жизни моста колеблется от 100 до 150 лет.
Дизайн, эффективность, мощность, долговременность, стоимость обслуживания-все это важные пункты ТЭО строительства мостов. Если правильно спроектировать и обслуживать сооружение, мост простоит без капитальной реконструкции больше века. Мосты конца XIX века "работают" до сих пор, но ведь тогда и материалов на их постройку затрачивали несравнимо больше. Сейчас по известным причинам строители вынуждены экономить.
Доклад д.т.н., заместителя директора института "Ленметрогипротранс" К.П. Безродного "Усиление фундаментов зданий в исторической застройке" оказался тоже очень полезен российской стороне. Ни для кого не секрет, что эта проблема беспокоит Петербург давно.
По технологии итальянской фирмы "ELSE" усиление фундамента можно осуществлять с помощью введения высоконапорной инъекции цементного раствора в грунт. Эта технология подходит как для возведения новых фундаментов, так и укрепления старых.
Наконец, фирма "TENAX" предложила геосинтетические материалы для геотехнических проектов. Идея усиления грунтов стара, как мир: еще в Древнем Египте и в Китае пользовались этой технологией. Только тогда в ход шли растительные элементы, которые современные строители заменили на геосинтетику.
Великая Китайская стена-пример, конечно, самого героического "дорогостроения", но и тут не обошлось без укрепления грунта. Традиционно его всегда применяли для строительства дорог. Этот метод увеличивает долговечность объекта и, что самое важное, позволяет использовать материалы даже самого низкого качества, которыми богаты земли в данной области.
Завершающим на семинаре стал доклад заслуженного деятеля науки и техники России, д.т.н., профессора, зав.кафедрой Геотехники СПбГАСУ С.Н. Сотникова о закреплении грунтов на Заневской площади в Санкт-Петербурге. Заневская площадь-важный транспортный узел, в свое время под ней была построена станция метро "Новочеркасская" и сеть подземных переходов. Когда стало ясно, что грунт в этом районе требует немедленного укрепления, после некоторых раздумий был утвержден именно метод инъекционного закрепления грунтов.
В конце XIX века бетон его изобретателями был наивно воспринят как "нечто вечное". Но сейчас мы убеждаемся на практике, что это далеко не так. Требуются новые технологии, новые материалы, и тогда найдутся силы победить главного врага мостов и дорог-время.
Екатерина Данилова
Автор: Отдел информации (СтройБизнесМаркет)
Золотой человек, золотое сердце, золотые рукиПочти в каждом языке есть устойчивые выражения, в которых то, чем говорящий дорожит и восхищается, сравнивается с золотом. А как быть, если закрались сомнения в подлинной ценности этого всеобщего эквивалента? Если вам вдруг показалось, что ваше изделие из золотане вполне золотое?