Загородная недвижимость по вполне понятным причинам пока составляет меньший сектор деятельности российских риэлтеров , но зато является одной из самых динамично развивающихся областей. Это наглядно показал IX Национальный конгресс по недвижимости , проходивший в Москве с 17 по 21 июня.
Работа секций, посвященных загородной недвижимости, вызывала большой интерес участников Конгресса . Докладчики, не ограничиваясь теоретическими выкладками, предлагали рекомендации практического характера. Их выступления регулярно перерастали в общие дискуссии.
Если в прошлом году речь на Конгрессе в основном шла о рисках девелоперов, строящих разнообразные загородные объекты, а также о технологиях работы риэлтеров по их продаже, то в этом совершенно отчетливо просматривалась тенденция к развитию в первую очередь организованной загородной недвижимости – коттеджных поселков . По данным одной из самых крупных и уважаемых компаний – «МИЭЛЬ-недвижимость», только в Московской области на данный момент существует 350 поселков. При этом в 49% ведется продажа коттеджей, в 39% предлагаются таун-хаусы, в 22,6% - и то, и другое. Интенсивно растет спрос в сегменте эконом-класа, однако именно там наблюдается недостаток предложений.
Основным вопросом, волновавшим участников обсуждений, стали критерии, которыми стоит руководствоваться, берясь за реализацию проекта коттеджного поселка , а также стратегия продвижения данного продукта на рынке.
Руководитель комитета по загородной недвижимости Российской гильдии риэлтеров Валерий Лукинов рассказал о начале формирования рынка «больших земель». Это стало возможно благодаря активному переводу земель сельхозназначения в индивидуальное пользование. Следствием этого, по мнению Лукинова, становится тенденция создания мегапоселков (площадью от 50 га и выше) с мультисистемной инфраструктурой.
На сегодня можно выделить три концепции таких поселков. Формирование поселков элит- и бизнес-классов, как правило, происходит при наличии на территории как лесных участков, где располагаются элит-коттеджи, так и «полевых» - для бизнес-класса. Во втором типе мегапоселков к вышеуказанным добавляются эконом-коттеджи, располагающиеся в менее престижных местах (например, вдоль трассы). И, наконец, в последнем типе поселка добавляются сблокированные дома типа таун-хаузов. По мнению Валерия Лукинова, успех реализации таких проектов напрямую зависит от трех факторов. Во-первых, правильное определение соотношения элит-, бизнес- и эконом-сегментов. Во-вторых, определение необходимого и достаточного объема инфраструктуры. И, наконец, создание условий для раздельного существования различных классов в своих сегментах.
О последнем пункте мы еще поговорим чуть ниже, а пока остановимся на объемах инфраструктуры. По данным Аналитического центра «Индикаторы Рынка недвижимости IRN.RU», складывается следующая картина. Жители коттеджных поселков эконом-класса указывают на необходимость административного комплекса (эксплуатация, охрана, уборка), минимаркета и аптеки, открытых детской и спортивной площадки. В поселках бизнес-класса предъявляются требования к наличию, помимо вышеперечисленного, спортзалов, фитнес-центров, детских комнат и «службы няни», пункта врачебной помощи и таких заведения, как кафе и рестораны. В дорогих элитных поселках требования, соответственно, повышаются еще на уровень. Однако во всех случаях нецелесообразным считается возведение на территории коттеджных поселков детских садов и школ.
Между тем, в секции Элитного жилья, где обсуждалась стратегия продвижения дорогой недвижимости, неоднократно звучало, что успешной реализации поселков элит-класса зачастую мешает именно наличие в них бизнес- и главное – эконом-секций. Связано это с тем, что покупатели дорогой загородной недвижимости активно стремятся к как можно более ровному социальному окружению. Кстати, по этой же причине почти сошла на нет мода проживания по соседству со «звездами» шоу-бизнеса. Сегодня вопрос «А кто будет моим соседом?» задается в этом сегменте одним из первых, и риэторы признавались, что со своей стороны стараются наводить справки о потенциальных покупателях и могут деликатно отказать клиенту, если видят, что он может стать той самой пресловутой «паршивой овцой».
Несмотря на появление все новых и новых материалов и технологий строительства, среди покупателей дорогой загородной недвижимости по-прежнему самой большой популярностью пользуются кирпичные дома. Любителей деревянных домов среди них всего лишь 10%. Причем, по свидетельству риэлтеров, деревянные дома (которые, кстати, если они построены из элитного материала – например, клееного бруса, стоят примерно столько же, сколько и кирпичные) хорошо продаются исключительно в поселках, расположенных в лесной зоне. В целом же дома из дерева по преимуществу расцениваются как дачи, дома для сезонного проживания и загородного отдыха, но не для постоянного проживания.
Зато в другом аспекте отчетливо видны изменения спроса. Если еще сравнительно недавно в моде среди состоятельных владельцев были дома в три и даже более этажей, то сегодня люди хотят жить в одно- максимум двухуровневых домах. Заметно и стремление сделать свой дом менее броским внешне. Зато повышенные требования предъявляются к внутренним коммуникациям и современной «начинке».
Станут ли коттеджные поселки действительно «первой скрипкой» на рынке загородной недвижимости, как предрекают и надеются девелоперы и риэлтеры, или же, паче чаяний, развитие пойдет по «дикому пути» (а к этому тоже есть предпосылки – доля коттеджей вне организованных поселков растет за счет строительства на территории садоводств), покажет время. Пока же налицо два факта. Рост цен на недвижимость, например, в коттеджных поселках Подмосковья, составил в 2005 году 20%, в первом полугодии 2006 года - - 9%. Между тем, активно растет спрос на загородную недвижимость эконом-класса, но именно в этом сегменте наблюдается явный недостаток предложений.