На первый взгляд эта проблема не представляется слишком серьезной… Но стоит хотя бы раз столкнуться с ней лицом к лицу, точнее, оказаться лицом к двери , будучи зажатым в тесном пространстве на неопределенное время, и уже задумаешься – входить ли в этот подозрительно поскрипывающий лифт ?
Зажав рукой нос, считаешь последние секунды перед тем, как распахнутся двери . Выскакиваешь на улицу и вдыхаешь глоток свежего воздуха, давая себе слово, что больше в лифт ни ногой. Лучше все-таки пешочком на одиннадцатый, вроде зарядки… А старичков наших жалко. Волей-неволей им приходится пользоваться таким социальным транспортом, как лифт . На долю которого приходится гораздо большая часть перевозок, чем на долю любого другого транспортного средства.
«Что делать?»
Недавно был проведен круглый стол, посвященный критическому состоянию лифтового парка Санкт-Петербурга , - вопрос этот очень актуален и касается практически каждого из нас. В мероприятии приняли участие директор Фонда гражданских проектов «Социумъ» Анжелика Кондикова, председатель Жилищного комитета Администрации Санкт-Петербурга Юнис Лукманов, председатель Ассоциации ТСЖ Николай Мерзлихин и др.
Cостояние лифтового хозяйства Петербурга сегодня плачевное - из 30 тыс. «подъемников » примерно половина нуждается в замене или реконструкции . Город имеет самый старый лифтовой парк в России. Обилие изношенного оборудования – следствие массового жилищного строительства 1970-80-х -начала 1990-х, как раз сейчас возраст лифтов в данных домах перевалил за критическую отметку в 25 лет. Вместо положенной четверти века они служат до 40 лет. В Петербурге около 50% подъемного оборудования выработало свой ресурс. Больше всего таких лифтов в Выборгском (1600), Калининском (1389) и Фрунзенском (1384) районах.
Число лифтов, нуждающихся в реконструкции или замене, год за годом растет: на пике строительной активности монтировалось в среднем 1200-1500 лифтов, в последние годы реконструируется лишь 400-500 единиц в год.
Замена подъемного устройства – удовольствие не из дешевых. Необходимо ежегодно выделять 2 млрд рублей, чтобы через 5-7 лет ситуация стабилизировалась. Реконструкция одного лифта сегодня обходится в сумму от 1 млн до 1 млн 600 тыс., модернизация – в 500-600 тыс. Впечатляет, не правда ли? Но и за дешевизной гнаться нельзя: низкое качество работ не приведет ни к чему хорошему.
В этом году на замену лифтов в Петербурге было выделено 500 млн рублей, а на 2007 год намечено выделить уже 650 млн. Если в 2005 году, по словам главы Жилищного комитета Юниса Лукманова, ежедневно простаивали 72 лифта, то в текущем - эта цифра сократилась более чем в 2 раза. Пока аварийные службы справляются – успевают освобождать застрявших между этажами людей. Впрочем, подобные вызовы привычны и для сотрудников МЧС.
«Кто виноват?»
Причинами сложившегося положения эксперты считают недостаточное финансирование; недобросовестную работу смежников и дефицит квалифицированных кадров. Названные проблемы, конечно, актуальны и для других российских городов.
Законодательное собрание Петербурга установило единый тариф на обслуживание лифтов: 1,07 руб. с кв. м общей площади квартиры при одном лифте на площадке. Всего 1 руб. 07 коп. при требуемых хотя бы 1 руб. 72 коп.! Необходимо учесть также нерегулярность платежей населения и получаемых из бюджета доплат за льготников. Результат недостаточного финансирования – уход квалифицированных специалистов. Для сравнения: в платежной квитанции суммы в графах «обслуживание лифта» и «телевизионная антенна» примерно равны, в то время как лифт – куда более сложный механизм. Их необходимо ремонтировать, производить регламентные работы, поддерживать в исправном, обеспечивающем безопасную эксплуатацию состоянии. И чем старше оборудование, тем большего ухода оно требует. Особенно остро эта проблема стоит в центральной части города, где на один подъезд приходится всего 8-10 квартир. Соответственно, и объем собираемых с населения сумм крайне мал. Высокая изношенность лифтового парка, участившиеся случаи вандализма, безответственность со стороны жильцов приводят к необходимости внепланового ремонта и замены узлов и агрегатов. Также возрастает арендная плата за помещения мастерских (а когда-то город выделял их бесплатно). Зачастую лифты выходят из строя из-за перепадов напряжения (особенно зимой, когда нагрузка на сети возрастает), граждане ломают застрявшие лифты из-за неработающей связи (за диспетчерскую отвечает ГУЖА, непосредственно за аппарат – АТС).
Средний возраст работников лифтового хозяйства перевалил за 50 лет (они уже с трудом проходят по медицинским критериям, не справляются с физическими нагрузками), нет притока молодежи. Для привлечения молодых специалистов в первую очередь необходимо увеличить зарплаты. Число обслуживаемых лифтов на одного сотрудника в некоторых районах перевалило за сотню. Учитывая плачевное состояние техники, это запредельная величина.
Лифт – источник повышенной опасности. Вина в ущербе, причиненном таким агрегатом, даже не требует доказательств. Ответственность несет собственник источника. По закону председатели ТСЖ должны отключать износившиеся лифты, что однозначно приведет к росту социальной напряженности. Владельцы лифтов – собственники квартир, они-то за него и должны отвечать. Это проблема каждого из нас. Мы являемся потенциальными ответчиками.
«Положение о системе технического обслуживания лифтов в жилищном фонде Санкт-Петербурга», утвержденное приказом Комитета по содержанию жилищного фонда № 47 от 11.03.2002, предусматривает, что регламентные лифтовые работы осуществляются за счет тарифов, которые платит население. Но на ремонтные и на регламентные мероприятия этих денег не хватает. Что уж тут говорить о замене крупных лифтовых узлов. Лифт является самым сложным оборудованием многоквартирного дома. Замена старой техники решить этот вопрос не может – ведь за новыми лифтами тоже нужен уход, иначе они очень скоро перестанут отличаться от старых. Причем чем лучше будет новое оборудование, тем более продвинутый специалист должен его обслуживать. А где же такого взять?
Если в самое ближайшее время не принять срочных мер, ситуация выйдет из-под контроля. С учетом большой доли пожилого населения, практически не способного преодолевать пешком многометровые лестничные марши, все это может привести к социальному обострению. Необходимо создать совместно с депутатами, сотрудниками Жилищного комитета и представителями профессионального сообщества – Рослифта – рабочую группу по подготовке целевой программы реконструкции лифтового парка Санкт-Петербурга.
И спользованы кадры из ф/м "Иван Васильевич меняет профессию". 1973 г. Мосфильм. реж. Леонид Гайдай