В декабре прошлого года свое 300-летие отметил Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА ). Своим «прародителем» он считает Контору городовых дел, созданную в конце 1706 года указом Петра I для упорядочения градостроительной деятельности. Этому знаменательному юбилею была посвящена пресс-конференция руководителей КГА, состоявшаяся в ИА «Интерфакс».
За всю историю Северной столицы было разработано 20 генеральных планов . Последний из них, рассчитанный на ближайшие двадцать лет, был принят в декабре 2005 года. Как подчеркнул председатель КГА , главный архитектор Санкт-Петербурга Александр Викторов, сейчас реализуются многие идеи, возникшие очень давно, да и в новом Генплане обозначено немало решений на будущее – для следующих поколений. Те крупные проекты , которые осуществляются в настоящее время (КАД, ЗСД, новый стадион, «Балтийская жемчужина », строительство автомобильных заводов), – это все реализация нового Генерального плана .
Отличие же нового Генплана от предыдущего, действовавшего с 1986 по 2005 годы, в том, что нынешний документ задумывался как некая формула общественного согласия, в соответствии с новым Градостроительным кодексом . В 2006 году к Генплану принимались поправки (всего их поступило около пятисот), но, как отметил Александр Викторов, ни одна из них не носила принципиального характера.
«Основные проблемы возникали в сфере понимания участниками строительной деятельности статуса документа , - подчеркнул председатель КГА. – Генплан принят и должен исполняться. Поэтому частным застройщикам , прежде чем покупать землю под возведение новых объектов, надо заглядывать в Генплан и смотреть, что предусмотрено на этой территории. Не может быть наоборот, чтобы Генплан подстраивался под пожелания частных застройщиков ».
О транспортных проблемах Петербурга говорил заместитель председателя КГА по инженерной политике Виталий Зенцов . По его словам, сегодняшняя ситуация в центре вовсе не такая тупиковая, как может показаться на первый взгляд. «Благодаря градостроительной схеме города, заложенной еще в прошлые века, мы пока не знаем, что такое настоящие транспортные пробки, - отметил Виталий Зенцов . – У нас не те безнадежные ситуации, которые сложились сегодня во многих городах Европы».
Впрочем, Виталий Зенцов заверил, что когда будут построены все транспортные объекты, что отражены в новом Генплане, то мы приблизимся к ведущим европейским городам. Разумеется, к тем, которые решили свои насущные транспортные проблемы.
Заметно оздоровить ситуацию сможет новый мост на Васильевский остров, он появится в створе 23-23-й линий. По этому объекту в настоящее время готовится открытый архитектурный конкурс. Отвечая на вопрос о возможности пробивки дублера Невского проспекта, Виталий Зенцов сказал, что эта идея, которой уже сто лет и которая с завидным постоянством реанимируется, не выдержала проверки временем. Дублера Невского в обозримом будущем не предполагается, но возможны «отдельные вспомогательные решения для обслуживания конкретных территорий».
Однако, как бы ни был интересен рассказ руководства КГА о градостроительном будущем Петербурга, большинство журналистских вопросов касались пресловутой башни «Газпрома». Похоже, что чиновники КГА готовились к такому повороту событий, но говорили о башне с большой неохотой. И хотя они уверяли, что контролируют ситуацию вокруг небоскреба, создавалось впечатление, что происходит совершенно обратное.
Как отметил заместитель председателя КГА по проектной работе Виктор Полищук, новый высотный регламент определяется правилами землепользования, которые еще находятся в стадии обсуждения. Идея нового высотного регламента – плавное увеличение высоты от центра города к периферии с возможностью отдельных «кластеров» повышенной этажности.
По словам Виктора Полищука, высотность зданий в конкретных районах будет определяться рядом критериев – сложившимся историческим силуэтом, категорией недвижимости (например, в Коломягах жители элитных малоэтажных комплексов не желают видеть рядом высотные дома), близостью аэропортов и аэродромов. Кроме того, будут установлены «коридоры», являющиеся брэндами города, где недопустимо появление новых высотных доминант.
Например, к таким брэндам относится перспектива Невского проспекта: совершенно исключено, чтобы за «спиной» Адмиралтейства торчал небоскреб. Подобный статус носит и акватория Невы. Правда, на заданный сразу же одним из журналистов вопрос, не испортит ли газпромовский небоскреб «брэндовый» вид Невы, прозвучал не слишком вразумительный ответ. Дескать, это тема отдельного разговора…