Категории каталога
Каталог / Бухгалтерия, учет и отчетность / Бухгалтерия / Налоговый и бухгалтерский учет / Что такое налоговый учет, и как он воюет против организаций.

Что такое налоговый учет, и как он воюет против организаций.

ToT /

Автор - С. А. Машков,
кандидаттехнических наук,
Аудиторско-консалтинговаягруппа
"Что делать Консалт"
piluganov@nm.ru

В первый же год нового тысячелетия на головыроссийских бухгалтеров опять свалилась новаяочередная беда - в дополнение к тому, чтобухгалтерский учет должен теперь вестись сприменением нового Плана счетов, введенногоприказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. N 94н, с 01.01.2002Налоговый Кодекс РФ (далее - НК РФ) предписываеторганизациям вести еще и налоговый учет "наоснове данных первичных документов,сгруппированных в соответствии с порядком,предусмотренным настоящим Кодексом" (ст. 313 НК РФв действующей редакции). Причем "системаналогового учета организуетсяналогоплательщиком самостоятельно", а "порядокведения налогового учета устанавливаетсяналогоплательщиком в учетной политике для целейналогообложения".

Молодые бухгалтера в шоке,пожилые же усмехаются, приговаривая: "В первыйраз, что ли? Будет им и налоговый учет".Попытаемся же разобраться, что, собственно,ожидает бухгалтеров, что должны будут делатьбухгалтеры, должны ли именно бухгалтеры.

ГОТОВЫ ЛИ ПРЕДПРИЯТИЯОРГАНИЗОВАТЬ НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

На предприятиях бухгалтерскийучет ведут бухгалтеры, а налоговый учет должныбудут вести "налоговики"? или опять жебухгалтеры? Вряд ли руководители предприятийсочтут возможным значительно увеличитьадминистративно - управленческий аппарат иучреждать отдельные службы ведения налоговогоучета. По-видимому, эта работа ляжет на плечи техже бухгалтеров, которые ведут бухгалтерский, а вне очень крупных предприятиях и управленческий икадровый учет. Но для правильного ведениябухгалтерского учета выпущены: Федеральныйзакон РФ "О бухгалтерском учете" (от 21.11.96 N 129-ФЗс изменениями от 23.07.98), НК РФ, 15 Положений побухгалтерскому учету, сотни инструкций,методических указаний и писем Минфина РФ и МНСРФ, тысячи книг и руководств, сотни тысяч статей вдесятках бухгалтерских изданиях. На любойвопрос, который может возникнуть у бухгалтера всвязи с бухгалтерским учетом, он может найти рядматериалов в перечисленных источниках с любойстепенью подробности. Не говоря уже о том, чтобухгалтера когда-то, где-то учили бухгалтерскомуучету, он сдавал экзамены и получил диплом илисертификат, подтверждающий его квалификацию вэтом вопросе. При всем при этом "системабухгалтерского учета не организуетсяналогоплательщиком самостоятельно", его(бухгалтера) не заставляют самостоятельноразрабатывать план счетов бухгалтерского учета,регистры, на которых должны отражаться (инакапливаться) различные показателибухгалтерского учета, и т.д. Все это ему"регламентируют". Что же касается налоговогоучета, то пока нет ничего, кроме несколькихстраниц в главе 25 НК РФ достаточно общегосодержания. Так что, если у бухгалтера при чтенииэтих страниц, а тем более при попыткахорганизовать налоговый учет, и возникнуткакие-либо вопросы, то найти ответы в каком-либодругом письменном источнике невозможно,обращаться за подробностями некуда. Вероятно, вближайшем будущем следует ожидать от Минфина РФили МНС РФ разработки и выпуска Положений поналоговому учету, инструкций и методическихуказаний. Ввиду изложенного, по-видимому, толькоочень небольшое (относительно) количествоорганизаций - налогоплательщиков смогутсамостоятельно разработать учетную политикуорганизации для целей налогообложения,организовать налоговый учет на основе данныхпервичных документов, отражать эти данные врегистрах налогового учета и вести параллельнобухгалтерский и налоговый учет. Еще меньшеечисло организаций смогут позволить себе это изэкономических соображений. И, смею утверждать,нет ни одной организации, которая могла бы всевышеперечисленное осуществить без существенныхдополнительных финансовых затрат.

ИЗДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ НАИСЧИСЛЕНИЕ НАЛОГОВ

(НА ПРИМЕРЕ НДС)

Дополнительно к налоговомубремени государство заставляетналогоплательщиков тратить непроизводительносотни миллиардов рублей на расчет уплачиваемыхналогов по методикам, предлагаемым государством.Мы уже показывали это на примере налога надобавленную стоимость*1.

*1.Машков С.А., Иллюзияналога, //"Все для бухгалтера", 1999, N 6 (36)

В упомянутой статьепоказывается, что основная часть НДС поступает вбюджет от розничной торговли (оказания услугнаселению, выполнения работ для населения). Отостальных видов деятельности и для подавляющегобольшинства организаций (с очень незначительнымисключением) уплаченный НДС возмещается избюджета, при правильно оформленныхсчетах-фактурах, книгах учета покупок и продаж.По нашим оценкам, денежные средства, получаемыегосударством в бюджет в качестве НДС отостальных видов деятельности, не являющихсярозничной торговлей (оказанием услуг населению,выполнением работ для населения), не покрываютвсех издержек по взиманию этого налога. Киздержкам по взиманию НДС относятся: затраты наоплату рабочего времени, в течение которого штатбухгалтеров осуществляет действия, связанные сНДС, а именно: расчет НДС, оформлениевыписываемых и учет полученных счетов-фактур,ведение книг продаж и книг покупок,представление в налоговые инспекции к 20-му числукаждого месяца деклараций по расчету НДС;затраты на бумагу, необходимую для выполнениявышеперечисленных работ; затраты на содержаниедополнительного штата налоговых инспекторов иналоговой полиции, осуществляющих проверкуправильности расчета и уплаты НДС; затраты наоплату рабочего времени штата банковскихработников, осуществляющих банковские операциипо перечислению денег от одного предприятиядругому, представляющих якобы НДС; сами денежныесредства, представляющие НДС, которые без пользы"крутятся", переходя с расчетного счета одногопредприятия на расчетный счет другого, так и непопадая в бюджет; не говоря уже о невосполнимыхматериальных затратах бумаги, электричества,износа оборудования, и т.д.

Для российской экономики былобы лучше, если бы были отменены (или и невводились бы в свое время) счета фактуры, книгипокупок и продаж, ежемесячные отчеты (декларации)по НДС. Сам НДС взимался бы по ставке 20% только сорганизаций, осуществляющих розничную торговлю(оказывающих услуги населению и выполняющихработы для населения), так же как сейчасвзимается налог с продаж, со всех же остальныхорганизаций - по ставке, допустим, 0,01% и,разумеется, без возмещения из бюджета.Государство в бюджет получало бы столько же илибольше, на зато издержки по взиманию этого налога(НДС) были бы много меньше, а бухгалтерский учетмного проще.

ЗАМЕЧАНИЯ О НАЛОГЕ С ПРОДАЖ

Кстати, о налоге с продаж.Почему ставка налога с продаж определена как 5% отпродажной стоимости товара с учетом НДС (т.е.взимается налог с продаж с НДС), а не 6% отпродажной стоимости товара без НДС, то есть с тойже базы, с которой исчисляется НДС? Если,допустим, себестоимость единицы какого то товараравна 80 руб. и продавец реализует этот товар снаценкой в 25% т.е. с наценкой в 20 руб.(80 руб. * 25% = 20руб.), то его продажная цена без учета НДС равна 100руб. (80 руб. + 20 руб. = 100 руб.). Налог на добавленнуюстоимость при ставке налога в 20% будет равен 20руб., (100 руб.*20% = 20 руб.). Продажная стоимость сучетом НДС будет равна 120 руб. (100 руб. + 20 руб. = 120руб.). Налог с продаж при ставке налога с продаж,равной 5% от стоимости товара с учетом НДС, будетравен 6 руб. (120 руб.*5% = 6 руб.). Но эти 6 руб.составляют 6% от 100 руб., то есть от продажнойстоимости товара без учета НДС, то есть с той жебазы, с которой рассчитывается и сам НДС. Почемудля этих двух налогов налогооблагаемые базыопределяются различным образом? Для НДС этосебестоимость плюс наценка, для налога с продажэто себестоимость, плюс наценка плюс НДС. Почемудля налога с продаж нельзя было определитьналогооблагаемую базу такой же, как и для НДС(себестоимость плюс наценка) и чуть - чутьизменить ставку налога с продаж (6% вместо 5%),чтобы получить в точности ту же величину налога спродаж? Это было бы и методологически болееправильно - не было бы налога с налога, идостигалось бы упрощение в расчетах. Такимобразом законодатели неоправданно усложняютметодику исчисления налогов, перекладывая бремязатрат по начислению налогов по плохопродуманным методикам на налогоплательщика. Номы отвлеклись на налог с продаж, в то время какнашей целью является налог на прибыль.

О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ

Аналогично, всевышеизложенное можно сказать и о налоге наприбыль. С целью более строгого обоснованиявеличины взимаемого с предприятия налога наприбыль предприятию вменяется в обязанностьвести не только бухгалтерский учет, но ипараллельно с тех же самых первичных документоввести еще и налоговый учет. Смеем утверждать, а вбудущем, после накопления некоторой статистики,беремся доказать, что расхождения междувеличинами налога на прибыль, исчисленного изданных бухгалтерского учета (с поправками, какэто делалось в 2001 и более ранних годах) и изданных налогового учета, для громадногобольшинства предприятий будут значительноменьше, чем издержки предприятий по организациии ведению этого самого налогового учета. Понашему мнению, для российской экономики, было былучше не вводить в организациях налоговый учетпараллельно с бухгалтерским, а подумать о том,как упростить бухгалтерский учет, с тем, чтобыуменьшить издержки по определению налога наприбыль. А неизбежную при этом погрешность вопределении величины налогооблагаемой прибылиьможно компенсировать некоторым увеличениемставки этого налога. Сравните с приведенным вышерассуждением про налог с продаж. Другая методикарасчета налога с продаж, с другой базы, с другойставкой, а результат тот же. Выражаю уверенность,что если провести референдум среди российскихорганизаций, предложив им выбрать один извариантов: 1-й - только бухгалтерский учет инесколько большая ставка по налогу на прибыль,например, например 27% или 2-й - ставка по налогу наприбыль в 24% и в дополнение к бухгалтерскомуучету еще и налоговый учет, то большинствоналогоплательщиков проголосует за 1-й вариант.

Уж если реформироватьналогообложение, то следовало бы реформироватьего в сторону упрощения бухгалтерского учета,уменьшения количества различных налогов иупрощения способов их определения с тем, чтобыосвободить время бухгалтеров для выполнениясвоих прямых обязанностей - предоставленияруководству организации необходимой информациио том, что реально происходит на предприятии, дляпринятия правильных, обоснованныхуправленческих решений. Такого рода необходимаяруководству информация может быть какоперативной (сколько денег сегодня на расчетномсчету, какие в ближайшем будущем предстоятплатежи), так и обобщающей аналитическойинформацией в разрезе подразделений,направлений деятельности, видов выпускаемойпродукции, и т.д. для выработки стратегическихрешений. Все это теперь называетсяуправленческим учетом, потому что бухгалтерскийучет в России в последние годы этим незанимается. В Российских предприятиях службыбухгалтерского учета занимаются тольконачислением налогов и составлением отчетностидля налоговых инспекций. При этом бухгалтерскийучет с каждым годом усложнялся и запутывался всеболее и более (см. приведенный выше пример сналогом с продаж) и к настоящему времени онзапутался настолько, что из него уже становитсятрудно (или невозможно) рассчитать налог наприбыль, и поэтому обязывают предприятияорганизовать и вести налоговый учет. Если такпойдет дальше, то скоро для каждого вида налогапредприятиям вменят в обязанность организоватьи вести свой отдельный, самостоятельныйналоговый учет по этому виду налога с тех жесамых первичных документов, что и для всехостальных видов учета.

Лучше совсем отказаться оттаких видов налогов, как например, налог наприбыль, раз для определения налогооблагаемойбазы по этому налогу необходимо наряду сбухгалтерским учетом учреждать еще и налоговыйучет.

НЕОТЛОЖНЫЕ РАБОТЫ БУХГАЛТЕРАДО И ПОСЛЕ НОВОГО ГОДА

Но вернемся к нашим:бухгалтерам, которых мы оставили пребывающими вшоке от обЪема, сложности и срочностипредстоящих работ.

ПЕРЕХОД НА НОВЫЙ ПЛАН СЧЕТОВ

Бухгалтерам, громадномубольшинству из них, предстоит до начала новогогода и в ближайшие недели после нового годанаряду с текущей рутинной работой по обработкепервичных документов закончить мероприятия попереходу на новый План счетов бухгалтерскогоучета, подготовить годовой отчет (баланс) наоснове старого Плана счетов (утвержденногоприказом Минфина СССР от 01.11.1991 N56), иодновременно с нового года начать ведениебухгалтерского учета на основе нового Планасчетов. Мероприятия по переходу к новому Планусчетов заключаются, в частности, в следующем:

проведение инвентаризацииимущества и финансовых обязательств иопределение остатков на счетах бухгалтерскогоучета по состоянию на 31 декабря 2001 г. по старомуПлану счетов;

внесение изменений в учетнуюполитику организации по бухгалтерскому учету;

разработка рабочего планасчетов на основе нового Плана счетов:

настройка программногообеспечения по бухгалтерскому учету на новыйПлан счетов;

пересчет остатков на счетахбухгалтерского учета по состоянию на 31 декабря2001 г. по старому Плану счетов в остатки на счетахбухгалтерского учета на 1 января 2002 г. по новомуПлану счетов;

ввод этих остатков вкомпьютерную программу, по которой будетпроводиться бухгалтерский учет в 2002 г. на основенового Плана счетов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕДЕНИЯНАЛОГОВОГО УЧЕТА

Так как главой 25 НК РФпредприятиям (следовательно, бухгалтерам)предписывается организовать налоговый учет, тонужно разработать регистры налогового учета ипроцедуры накопления и отражения показателейналогового учета на этих регистрах. Разработатьучетную политику предприятия, содержащую какразделы, посвященные ведению бухгалтерскогоучета, так и разделы, посвященные налоговомуучету.

В учетной политике должен, вчастности, быть зафиксирован метод признаниядоходов и расходов (т.е. определение датыполучения дохода или совершения расхода) - методначисления (по отгрузке) или кассовый метод (пооплате). При этом из-за несогласованностиразличных статей ныне действующего НК РФ,возможен кассовый метод признания выручки (пооплате) для НДС в бухгалтерском учете и методначисления (по отгрузке) для налога на прибыль вналоговом учете, и наоборот. НК РФ, которыйобязывает отдельно формулировать учетнуюполитику для бухгалтерского учета и отдельноучетную политику для налогового учета, этодопускает. Как при этом не сломать головы самимбухгалтерам и налоговым инспекторам -неизвестно. Но продолжим перечисление стоящихперед бухгалтерами работ. Как для организаций,производящих товары, так и для торговыхорганизаций необходимо выбрать и зафиксироватьметод списания себестоимости передаваемого впроизводство или реализуемого имущества -

каждой учетной единицы,

самых ранних по времениприобретения (метод ФИФО - FIFO - First In, First Out -первый пришел, первый ушел),

самых поздних по времениприобретения (метод ЛИФО - LIFO - Last In, First Out -последний пришел, первый ушел)

или по средней себестоимости.

Выбрать и зафиксировать методначисления амортизации основных средств(линейный или нелинейный). Метод начисленияамортизации может быть различен для различныхобЪектов учета. Для каждого данного обЪектаучета основных средств метод начисленияамортизации может быть различен в бухгалтерскоми налоговом учете, что опять же может привести кпутанице.

Выбрать и зафиксировать методисчисления авансовых платежей по налогу наприбыль (ежемесячно или ежеквартально), еслиданная организация имеет право такого выбора,исходя из выручки, полученной в каждом из четырехпредыдущих кварталов.

Разработать новый илиуточнить прежний порядок документооборота, имеяв виду, что одни и те же первичные документытеперь должны будут отражаться и в регистрахбухгалтерского и в регистрах налогового учета.Этот порядок документооборота также должен бытьописан в учетной политике.

Если данное предприятиебухгалтерский учет в 2001 г. вела не "ручнымспособом", а при помощи компьютерной программы,то нужно среди организаций - разработчиковпрограммного обеспечения найти организацию,которая бы разработала программу веденияналогового учета. Убедиться, что найденнаяорганизация разработала программу веденияналогового учета именно так, как нужно данномупредприятию. Купить эту программу и научиться наней работать.

НАЧАЛЬНЫЕ ОСТАТКИ НА РЕГИСТРАХНАЛОГОВОГО УЧЕТА

Затем следует определитьначальные остатки на регистрах налогового учета.Стоп. Внимание. "Здесь лягушка прыгает в воду!"

В 2001 г. налоговый учет еще невелся, хотя предприятие функционировало. С 1января 2002 г. нужно начать вести налоговый учет. Нодля этого нужно как-то определить и ввестиначальные остатки на регистрах налогового учета.Может быть, все начальные остатки на регистрахналогового учета будут равны нулю? Да, это так длявновь организованных предприятий,только-только начинающих свою деятельность. Утаких организаций начальные остатки и нарегистрах бухгалтерского учета, и на регистрахналогового учета равны нулю. Для остальныхпредприятий это не так. Для всех функционирующихпредприятий остатки на регистрах налоговогоучета на начало января 2002 г. не могут быть всеравными нулю, как они (остатки) будут отличными отнуля на конец января, февраля, марта и т.д. в 2002 г. ивсе последующие годы. Прямое указание на этосодержится в самом НК РФ. В ст. 319 НК РФрегламентируется порядок оценки остатковнезавершенного производства, остатков готовойпродукции, товаров отгруженных. Во втором абзацеупомянутой статьи написано, что оценка остатковнезавершенного производства на конец текущегомесяца производится налогоплательщиком наосновании данных налогового учета (выделенонами - С.М.) о сумме осуществленных в текущеммесяце прямых расходов. Но остаткинезавершенного производства будут не только вконце января 2002 года, но были и в конце декабря 2001года, когда налоговый учет на предприятии еще невелся. Налогового учета еще не было, а остатки ужебыли! И их нужно суметь рассчитать из данныхбухгалтерского учета и ввести в качествеостатков незавершенного производства в регистрыналогового учета. Если этого не сделать, то будутнеправильно рассчитаны остатки на конец января,затем февраля и т.д. 2002 года, и тогда весьналоговый учет пойдет насмарку. Неправильныепоказатели налогового учета никому не нужны, апоказатели только тогда будут правильными, еслибудут правильно рассчитаны и введены остатки наначало января 2002 года, или, что, то же самое, наконец декабря 2001 года. Следовательно,Законодателем должен быть предложен способ(алгоритм) вычисления остатков на регистрахналогового учета из данных бухгалтерского учета.

Еще один аргумент. Статья 283 НКРФ допускает возможность переносить убытки,полученные в предыдущем налоговом периоде, напоследующие налоговые периоды с уменьшениемсоответствующей налоговой базы. Но убыток (так жекак и прибыль), рассчитанный по правиламбухгалтерского учета, в общем случае не равенубытку (прибыли), рассчитанному по правиламналогового учета. Но в 2001 году налоговый учет ворганизациях еще не велся. Следовательно,Законодатель должен был бы предложить способ(алгоритм) определения по данным бухгалтерскогоучета налогооблагаемой прибыли (убытка) так, какон определялся бы по данным налогового учета.

Все. Круги разошлись, а"лягушка так и не выпрыгнула из воды!"

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ НЕ НУЖЕН

Итак, еще раз зададимсявопросом: можно ли в принципе из данныхбухгалтерского учета расчетным путем получитьпоказатели налогового учета? При такойпостановке вопроса теоретически может бытьтолько два варианта ответа: да, можно, или нет,нельзя.

Если да, можно, то тогдастановится ненужной организация веденияналогового учета. Зачем вести налоговый учет,если все показатели налогового учета можнополучить расчетным путем из показателейбухгалтерского учета?

Если нет, нельзя, то тогданельзя рассчитать начальные остатки нарегистрах налогового учета. В этом случаеконечные остатки на регистрах налогового учетабудут неправильными. Зачем вести налоговый учет,если показатели налогового учета неправильныиз-за того, что не определены начальные остаткина регистрах налогового учета?

В любом из этих двух случаев мыполучили однозначный ответ на вопрос, нужен лиорганизациям налоговый учет, ведущийсяпараллельно с бухгалтерским учетом? Налоговыйучет организациям не нужен либо потому, что егопоказатели могут быть рассчитаны из показателейбухгалтерского учета, либо он не нужен потому,что он не дает правильных результатов из-заневозможности правильно рассчитать начальныеостатки на регистрах налогового учета.

На вопрос же, можно ли изпоказателей бухгалтерского учета рассчитыватьостатки на регистрах налогового учета, в общемслучае следует ответить отрицательно. Нет,нельзя. В отдельных случаях, когда, например,предприятие только-только организовалось итолько-только начало функционировать, у этогопредприятия начальные остатки как на регистрахбухгалтерского учета, так и на регистрахналогового учета равны нулю. Возможно,существуют еще случаи, когда остатки нарегистрах налогового учета можно вычислить попоказателям бухгалтерского учета, но в общемслучае для любых организаций этого сделать,по-видимому, нельзя. Если кто-нибудь знает, илиразработает способ (алгоритм) вычисленияостатков на всех регистрах налогового учета попоказателям бухгалтерского учета, то ура! Мы всеспасены! Налоговый учет можно будет не вести, аежемесячно рассчитывать все показателиналогового учета из данных бухгалтерского учета,распечатывать их и при необходимости показыватьпроверяющим из налоговой инспекции.

НЕНУЖНЫЙ НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ К ТОМУЖЕ НЕТОЧЕН

Рассмотрим теперь следующуюситуацию. Если на начало налогового периода, т.е.на 1-е января 2002 г., остатки на регистрахналогового учета заданы неправильно, так какрассчитаны из показателей бухгалтерского учета,т.е. с какой-то погрешностью, и бухгалтер будетпоследовательно вычислять остатки на конецянваря, конец февраля, конец марта и т.д., поправилам налогового учета, то эти конечныеостатки будут вычисляться тоже с какой топогрешностью. Следовательно, и все остальныепоказатели налогового учета будут вычисляться снекоторой погрешностью. Зададимся вопросом, какбудут вести себя эти погрешности при вычислениипоказателей налогового учета в последующихмесяцах? Какова тенденция?

Чисто теоретически возможнытри варианта тенденций поведения этихпогрешностей.

Первый вариант. Со временемэти погрешности будут уменьшаться и, в концеконцов, через какое то количество месяцевналоговый учет будет давать точные, правильныерезультаты, такие, какие были бы, если быначальные остатки на 1-е января 2002 года былизаданы правильно.

Второй вариант. Погрешностибудут из месяца в месяц возрастать, пока недостигнут какого-то максимума, зависящего отвеличины оборотов и прочих особенностейорганизации, для которой ведется налоговый учет.

Третий вариант. Погрешности небудут убывать, но и не будут возрастать, а всегдабудут примерно такими, какими они были в начале.

Так как организаций, накоторые распространяется действие главы 25 НК РФ,в России много, около 3-х миллионов, и они самыеразные, - и убыточные, и преуспевающие, и сбольшими переходящими остатками и с маленькими,и с большими оборотами, и с не очень, то, можнопредположить, что на практике будутреализовываться все три случая. То есть будуторганизации, у которых налоговый учет будетдавать все более и более правильные результаты,но будут и такие организации, у которыхпоказатели налогового учета всегда будутсодержать погрешность. К сожалению, намнеизвестны критерии, по которым можноопределить, к какой группе - первой, второй илитретьей отномится данная организация. Другимисловами, никогда нельзя с уверенностью сказать,насколько точны показатели налогового учетаиз-за неточности задания начальных остатков. Араз так, раз ничего нельзя сказать пропогрешность, кроме того, что она есть, то лучшеналоговый учет не вести, прибыль рассчитывать изпоказателей бухгалтерского учета, а чтобыгосударство получало в бюджет столько, сколькооно считает нужным, погрешность в определенииналогооблагаемой базы для налога на прибылькомпенсировать некоторым увеличением ставкиналога.

Вот что удалось обнаружить,вычерпав жижу из болота, в котором сгинулапрыгнувшая туда лягушка, и куда всех бухгалтеровзагнали 25-й главой НК РФ.

При всем при этомвышеприведенные выводы, к сожалению, не являютсяличным мнением автора. Это - наука, математика,или логика, если хотите. Точно так же какутверждение о том, что "квадрат гипотенузы равенсумме квадратов катетов" не является личныммнением г. Пифагора (у нас мол, демократия, икаждый имеет право на свое личное мнение полюбому вопросу, в том числе и по тому, равен или неравен квадрат гипотенузы сумме квадратовкатетов).

КАК НАМ ОРГАНИЗОВАТЬ НАЛОГОВЫЙУЧЕТ

Выше мы попытались ответить навторую часть вопроса, вынесенного в заголовокстатьи, - "как налоговый учет воюет противорганизаций". Так как, по-видимому, несмотря навсе аргументы, приведенные выше, предприятиямвсе же вменят в обязанность организовать и вестиналоговый учет, то попытаемся ответить на первуючасть вопроса, вынесенного в заголовок статьи, -"что такое налоговый учет", как егоорганизовать и вести. Причем не с точки зрениячиновника Минфина РФ или МНС РФ,

(указующего бухгалтерам, чтовы, мол, должны самостоятельно разработать,организовать, вести, исчислять, перечислять икаждые 3 месяца представлять нарастающим итогомв налоговые органы то, что нам хочется, а как выэто будете делать, нас не касается, но если нам непонравится то, что вы сделаете, то будем васштрафовать.)

( - данный выделенный курсивоми помещенный в скобки абзац в опубликованный вжурнале вариант не вошел - С.А.)

а с точки зрения обычногорядового главного бухгалтера, работающего в неочень крупном предприятии, и обремененного оченьшироким кругом обязанностей, и которому нужновыполнять положения закона РФ от06.08.2001 N 110-ФЗ,которым вводится в действие глава 25 Налоговогокодекса.

Данная статья написана послеопубликования гл.25 НК РФ, но до разработки иопубликования каких-либо дополнительныхофициальных материалов Минфина РФ или МНС РФ:Положений по налоговому учету, инструкций поналоговому учету или методических материалов поповоду того, как организовать налоговый учет напредприятиях, или что-либо еще в этом же духе.После опубликования подобных официальныхдокументов некоторые из положений данной статьимогут быть пересмотрены.

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ НА БУМАЖНЫХНОСИТЕЛЯХ

Ст. 314 НК РФ разрешает вестирегистры налогового учета в виде специальныхформ на бумажных носителях. Но в регистрахналогового учета должны отражаться инакапливаться данные с первичных учетныхдокументов, те же самые данные, которыеотражаются и накапливаются в регистрахбухгалтерского учета. По-видимому, будетнеразумно вести регистры налогового учетавручную, на бумажных носителях, в то время какбухгалтерский учет ведется при помощикомпьютерной программы. Только в случае, еслиорганизация столь мала, обороты у нее стольнезначительны, что бухгалтерский учет ведетсявручную на бумажных носителях, тогда и налоговыйучет можно вести вручную на бумажных носителях.

Бухгалтер такой организации,подготавливая ежеквартально бухгалтерскуюотчетность для налоговой инспекции, вычисляетпоказатели, входящие в "Бухгалтерский баланс"(строки 470 - "Нераспределенная прибыльотчетного года" и 475 - Непокрытый убытокотчетного года"), в "Отчет о прибылях иубытках", в "Расчет (налоговую декларацию)налога от фактической прибыли", и в "Справку опорядке определения данных, отражаемых по строке1 "Расчета (налоговой декларации) налога отфактической прибыли". Вычисляя показатели,входящие в вышеперечисленные формы, бухгалтеробычно на отдельных бумажках производитвычисления промежуточных величин ("два пишем,семь на ум кладем"). После произведенныхвычислений эти черновые бумажки выкидывать ненужно, их нужно красиво оформить, надписать иподшить в отдельную папочку. Это и будутведущиеся на бумажных носителях регистрыналогового учета.

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ НА КОМПЬЮТЕРЕ

Если же бухгалтер предприятияведет бухгалтерский учет на компьютере сиспользованием какой - либо бухгалтерскойпрограммы, вводя в программу данные с первичныхучетных документов, то и налоговый учет,разумеется, следует вести на компьютере. Так жекак программы ведения бухгалтерского учетапосле ввода данных с первичных документов закакой-либо календарный период позволяютрассчитать и сформировать все необходимые формы,как отчетные формы для налоговых органов, так иразличные аналитические ведомости для"внутреннего применения", - так и программаведения налогового учета должна позволитьрассчитать и сформировать как вышеперечисленныеналоговые формы, так и аналитические ведомости.Рассмотрим поподробнее свойства и возможноститакой программы ведения налогового учета. Все,что написано далее, будет представлять, по сути,задание на программирование для разработчиковпрограмм ведения налогового учета.

ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЬЮТЕРНОЙПРОГРАММЕ

ВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Требования к компьютернойпрограмме мы оформим в виде набора положений,которые в своей совокупности представляютконцепцию. Каждое из положений будем называтьболее коротким словом концепт. Хотя некоторыеположения "самоочевидны", а другие явноявляются элементарным следствием предыдущих,все равно во избежание дальнейших возможныхнедоразумений их все следует перечислить.

Концепт 1-й. В принципе, прииспользовании возможностей компьютернойтехники, налоговый учет, как и бухгалтерский,можно вести, не используя метод двойной записи.Метод двойной записи изобретен более 400 лет назад(Лукой Пачиоли) для гарантирования отсутствияошибок в регистрах бухгалтерского учета, а вслучае их возможного присутствия - для быстрогоих обнаружения. Ошибок невозможно совсемизбежать при "ручном" методе ведения учета набумажных носителях, а других способов веденияучета 400 лет назад не было. Так как бухгалтеры за400 лет привыкли к методу двойной записи, а многиеиз них и не представляют, что можно вестибухгалтерский учет без использования методадвойной записи, а главное, так как налоговый учет"отпочковывается" от бухгалтерского, топостулируем, что налоговый учет будет вестись,как и бухгалтерский, с использования методадвойной записи.

Концепт 2-й. Так как показателиналогового учета, так же как и показателибухгалтерского учета, формируются из данныхпервичных учетных документов, а суммы изпервичных учетных документов отражаются подебету одного и кредиту какого-то другого счетабухгалтерского учета, то и для нужд налоговогоучета будем эти суммы из первичных учетныхдокументов отражать по дебету одного регистраналогового учета и по кредиту какого-то другогорегистра налогового учета.

Концепт 3-й. Регистрыналогового учета, по дебету и кредиту которыхбудут отражаться и накапливаться суммы изпервичных учетных документов, будем называтьсчетами налогового учета, а совокупность счетовналогового учета будем называть Планом счетовналогового учета.

Концепт 4-й. Так как налоговыйучет имеет отношение к тем же самым явлениямэкономической деятельности организаций,отражает на своих регистрах те же самыефинансовые потоки (или материальные потоки, но вденежном выражении), что и бухгалтерский учет, тоесли не все, то, по крайней мере, некоторые изсчетов налогового учета будут иметь то же самоеэкономическое содержание, что и соответствующиесчета бухгалтерского учета. Поэтому счетамналогового учета, имеющим тот же самыйэкономический смысл, что и у счетовбухгалтерского учета, будем присваивать тот жекод и будем давать им то же наименование, что и усоответствующих счетов бухгалтерского учета.

Концепт 5-й. Ввидувышеизложенного, для регистрации, отражения инакопления показателей налогового учета будем,по возможности, использовать счета налоговогоучета, совпадающие по наименованию, кодам исодержанию со счетами бухгалтерского учета. Втех же случаях, когда для какого - либо показателяналогового учета не будет соответствующегосчета бухгалтерского учета, будем братькакой-нибудь более или менее подходящий счетбухгалтерского учета и к нему открывать субсчетналогового учета с необходимыми свойствами.Аналогичная процедура предлагалась нами припереходе на Новый План счетов бухгалтерскогоучета**).

**) Машков С.А. Некоторыепроблемы перехода бухгалтерского учета на новыйПлан счетов.// "Все для бухгалтера". 2001. N1 (55).

Концепт 6-й. По определению,налоговый учет не совпадает с бухгалтерскимучетом. Это означает, что в принципе возможны ивсегда будут такие хозяйственные операции, длякоторых счет дебета и счет кредита счетовбухгалтерского учета, на которых отражаютсясуммы, характеризующие эту хозяйственнуюоперацию, не совпадают по содержанию,наименованию и кодам со счетами дебета и/иликредита счетов налогового учета, на которыхдолжны отражаться эти же суммы, характеризующиеэту же хозяйственную операцию. Другими словами,всегда будут такие хозяйственные операции, что,если в бухгалтерском учете эта операциязаписывается проводкой Д-т А, К-т В, а в налоговомучете этой операции соответствует проводка Д-тА1, К-т В1, то либо счет А1 налогового учета несовпадает по экономическому содержанию (аследовательно, по наименованию и коду) со счетомА бухгалтерского учета либо счет В1 не совпадаетсо счетом В, или и то и другое одновременно.

Концепт 7-й. Хотя план счетовбухгалтерского учета и план счетов налоговогоучета совпадают по кодам и наименованиям,возможно отличаясь у каких-либо организацийнекоторыми субсчетами, но это - разные обЪекты,даже в тех случаях, когда ввиду индивидуальныхособенностей и/или специфики организаций плансчетов налогового учета полностью совпадает спланом счетов бухгалтерского учета, включая исубсчета. Это означает, что нельзя ибухгалтерский учет и налоговый учет вести наодном и том же плане счетов, включая субсчета.

Концепт 8-й. Нельзя обойтисьединым, общим и для бухгалтерского, и дляналогового учета, планом счетов, введя отдельныесубсчета для ведения бухгалтерского учета иотдельные субсчета для ведения налогового учета.Например, в плане счетов для каждого счетаотвести часть субсчетов, например, с 01 по 49, дляведения бухгалтерского учета, а часть субсчетов,например с 51 по 99, отвести для ведения налоговогоучета. Если это допустить, то из-за наличия такиххозяйственных операций, которые упомянуты вконцепте 6-м, в книге учета хозяйственныхопераций, в оборотно - сальдовой ведомости и вдругих подобных ведомостях некоторые суммыудвоятся.

Концепт 9-й. Должен соблюдатьсяпринцип однократности ввода информации имногократности ее использования,провозглашенный еще более 40 лет назад, на зарекомпьютерной эры академиком АН СССР В.М.Глушковым, принцип, который к нашему времени ужедавно стал аксиомой. Нельзя заставлятьбухгалтера вводить данные с первичногодокумента сначала в компьютерную программу побухгалтерскому учету, а затем вводить эти жеданные в программу по налоговому учету. Этодолжна быть единая программа, в которуюбухгалтер будет однократно вводить данные спервичных документов, а программа будет из этихданных рассчитывать и различные показателибухгалтерского учета, и все необходимыепоказатели налогового учета. Поэтому следуетговорить не о двух программах ведениябухгалтерского и ведения налогового учета, а одвух частях одной программы.

Концепт 10-й. Ввод данных впрограмму осуществляется с первичныхдокументов. При этом на экране компьютераформируется образ вводимого документа, ибухгалтер вводит реквизиты с первичногодокумента в определенные места - "окошечки"экранного образа. Суммы, фигурирующие впервичном документе, должны будут отражаться подебету одного и по кредиту другого счетабухгалтерского учета. Как правило, один из счетовподразумевается, а код другого счета нужноуказывать явным образом. Например, сумма,фигурирующая в приходном кассовом ордере, должнаотражаться по дебету счета 50 "Касса" субсчет 50.1"Касса организации". Для указания же счетакредита, на который нужно отнести эту сумму,должно существовать специальное "окошко", вкотором бухгалтер проставляет код счета кредита:71 "Расчеты с подотчетными лицами", если этосотрудник организации вернул неизрасходованнуючасть выданной ему в подотчет суммы; 90"Продажи", субсчет 90.1 "Выручка", если этопродавец организации сдал в кассу организациивыручку со своей торговой точки; 62 "Расчеты спокупателями и заказчиками", если оптовыйпокупатель расплатился за проданную ему партиютовара наличными; 75 "Расчеты с учредителями",субсчет 75.1 "Расчеты по вкладам в уставный(складочный) капитал", если это один изучредителей внес свою долю по вкладу в уставныйкапитал наличными и т.д. Для ввода тех же самыхданных в программу налогового учета должнысуществовать дополнительные "окошечки", вкоторые бухгалтер должен проставлять кодысчетов дебета и коды счетов кредита налоговогоучета для тех же сумм, фигурирующих в первичномдокументе. Поэтому должны быть проанализированыэкранные образы всех документов, по которымвводятся данные с первичных учетных документов(платежное поручение, выписка из банка, приходныйкассовый ордер, расходный кассовый ордер,авансовый отчет, накладная на поступлениетоварно-материальных ценностей в организацию,накладная на передачу материалов в производство,накладная на передачу готовой продукции насклад, накладная на отгрузку товаров, и т.д.), и длякаждого из документов нужно создатьдополнительные "окошки" для ввода кодов счетовналогового учета по дебету, по кредиту или и подебету и по кредиту.

Концепт 11-й. У этих двух частейпрограммы бухгалтерского и налогового учетаобщими или, по крайней мере, в значительной мересовпадающими, будут не только экранные образыпервичных документов, но и различные справочники- номенклатуры товаров или продукции, основныхсредств, нематериальных активов, сотрудников,подразделений, контрагентов, банков и т.д.

Концепт 12-й. Общностьсправочников и однократность ввода информации спервичных учетных документов - это неединственные "точки" соприкосновениябухгалтерского и налогового учета. Многиерезультаты вычислений различных показателейбухгалтерского учета, такие, как, например,расчет зарплаты и, следовательно, отнесениеоплаты труда на затраты и вычисленные при этомналоги и взносы, а также рассчитанные в системебухгалтерского учета другие налоги (НДС, налог спродаж, налог на имущество) должны вводиться вналоговый учет из бухгалтерского, а невычисляться еще раз в рамках налогового учета. И,наоборот, налог на прибыль, рассчитанный в рамкахналогового учета, должен фигурировать вбухгалтерском учете именно в той сумме, котораябыла рассчитана в налоговом учете, а не в тойсумме, как его можно было бы рассчитать в рамкахбухгалтерского учета. Поэтому должны бытьразработаны процедуры переброски отдельныхпоказателей бухгалтерского учета в налоговыйучет и обратно.

Концепт 13-й. Так как гл. 25 НК РФпредусмотрено большое количество нормативов,определяющих величины тех или иных расходов,которые можно относить на затраты (расходы нарекламу, на представительские расходы, на ремонтосновных средств и т.д.), то, как при вводе данных спервичных документов, так и при "переброске"различных показателей, рассчитанных в рамкахбухгалтерского учета, в налоговый должны бытьпредусмотрены не только отдельные "окошки" дляуказания корреспондирующих счетов налоговогоучета, но и возможность разделения одной суммы(например, суммы оплаты расходов на рекламу), наслагаемые (часть суммы, относимую на затраты, ичасть суммы, относимую на прибыль - или, вернее,на убыток) с возможностью указаниякорреспондирующих счетов налогового учета длякаждого из слагаемых этой суммы. При этом, чтобыбухгалтеру не нужно было производитьпромежуточные вычисления на отдельной бумажке,необходимо на экране компьютера показывать,какая по величине сумма еще может быть отнесенана затраты, а для этого должны быть известны(вычислены) фонд оплаты труда, выручка и прочиепоказатели.

Концепт 14-й. Так как расходыпроизводятся в течение всего налогооблагаемогопериода, в том числе и в начале, а величины фондаоплаты труда, выручки предприятия становятсяизвестными только после окончания налоговогопериода, поэтому нередко в тот момент, когдарасходы произведены, нельзя определить, какуючасть этих расходов можно отнести на затраты. Всвязи с этим в программе должны бытьпредусмотрены средства последующейкорректировки введенных ранее данных.

На этом мы закончим описаниевозможностей компьютерной программы,посредством которой можно вести и бухгалтерскийи налоговый учет. Из приведенного описания видно,что это будет большая сложная и дорогостоящаяпрограмма. Она будет более трудна в настройке и вэксплуатации, чем обычная бухгалтерскаяпрограмма, так как, по крайней мере, некоторымхозяйственным операциям должны будутсоответствовать разные проводки в бухгалтерскоми в налоговом учете, а формировать илимодифицировать эти проводки зачастую можнобудет только после окончания налогового периода.

ПРОЧИЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ВЕДЕНИИНАЛОГОВОГО УЧЕТА

Повторим еще раз то, о чемупомянули в концепте 14. Так какпредставительские расходы, расходы накомандировки, на рекламу и т.д. могутосуществляться в начале налогового периода,когда еще не известны ни величина расходов наоплату труда, ни величина выручки, чтобыопределить, какую часть этих расходов можноотнести на затраты, а какую часть - на прибыль, аотложить ввод информации с соответствующихпервичных документов на конец налоговогопериода нельзя, ибо средства уже перечислены срасчетного счета и нужно отразить эту операциюна счетах налогового учета, то нужно относить этирасходы либо на затраты, либо на прибыль, а потом,после окончания налогового периода,корректировать эти проводки. То есть отделениеналогового учета от бухгалтерского не спасаетположения. Трудности, которые имели место вбухгалтерском учете, благополучно перекочевалив налоговый учет, и к ним добавились новыепроблемы, среди которых есть и такая, какопределить остатки на счетах налогового учета.От чего пытались уйти, учреждая налоговый учет, ктому и пришли - к необходимости корректироватьпоказатели учета (в данном случае налогового)после окончания налогового периода.

Как видим, и разработкапрограммы налогового учета, и, в дальнейшем,ведение налогового учета по этой программепредставляют собой достаточно трудоемкиепроцессы, которые потребуют значительныхдополнительных финансовых затрат из кармананалогоплательщика. И все это ради чего? Все эторади того, чтобы, опять же с ошибкой, получитьодну единственную цифру - величинуналогооблагаемой базы, не такую, котораяполучалась из данных бухгалтерского учета, адругую, якобы лучшую, якобы более обоснованную. Вдальнейшем предполагается, что величину этойналогооблагаемой базы нужно умножить на ставкуналога на прибыль и получить величину налога наприбыль.

УЛУЧШИТСЯ ЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЕПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ОТ УМЕНЬШЕНИЯ СТАВКИ НАЛОГА НАПРИБЫЛЬ?

В средствах массовойинформации муссируется высказывание о том, что,снижение ставки налога на прибыль с 35 до 24%улучшит финансовое положение предприятий, таккак будет уменьшен и сам налог на прибыль. Нотоварищи, или вернее, господа! Не надо сравниватьмежду собой не сравниваемые вещи. Ставка налогана прибыль в 35% умножалась на налогооблагаемуюбазу, вычислявшуюся в 2001 г. по методикамбухгалтерского учета с существовавшими тогдаограничениями на величину относимых на затратырасходов. Ставка налога на прибыль в размере 24%будет умножаться на налогооблагаемую базу,которая будет вычисляться в 2002 г. по методикамналогового учета с определенными в главе 25 НК РФдругими ограничениями на величину относимых назатраты расходов. Это - совсем разные величины.Если бы это были одинаковые величины, то тогда ненадо было бы вводить налоговый учет.

Вспомним известную юморескуМ.М. Жванецкого про раков: "Вчера были маленькие,но по 3 рубля, а сегодня большие, но по 5 рублей".Если бы существовал налог на раков, причем вчера(то есть 31 декабря 2001 г.) по ставке 35% с одного рака,а сегодня (то есть 1 января 2002 г.) по ставке 24%, товчера налог бы составил 1,05 руб. (3 руб.*35%), асегодня налог бы составил 1,20 руб. (5 руб.*24%), тоесть больше, чем вчера, хотя ставка налога меньше,чем вчера. Не кажется ли Вам, господа хорошие, чтокогда народ смеется над этой юмореской М.М.Жванецкого, то на самом деле он смеется надпопытками сравнивать несравнимые вещи.

Так как методики определенияналогооблагаемой базы в 2001 году и в 2002 годусущественно различны, то среди миллионоворганизаций наверняка найдутся такие, у которыхпри том же обЪеме производства налог на прибыльокажется больше. Кроме того, для любогопредприятия более важной величиной является невеличина налога на прибыль, которую предприятиеуплачивает государству, а величина прибыли,которая остается у организации, причем неостаток "налогооблагаемой" прибыли, а реальнаяприбыль, которую организация может истратить посвоему разумению. А это - "две большие разницы".Эта реальная, остающаяся в распоряженииорганизации прибыль, сильно уменьшится из-задополнительных расходов на организацию иведение налогового учета, независимо от того,можно ли будет эти расходы списать на затраты илиих надо будет отнести на прибыль.

Налогооблагаемая база поналогу на прибыль, которая будет вычисляться в 2002году в соответствии с гл. 25 НК РФ, имеют оченьмалое отношение к реальной прибыли организации,как из-за ограничений, какую часть расходов можноотносить на затраты (расходы на ремонт основныхсредств, расходы рекламу, представительскиерасходы и т.д.), так и из-за спорности вопроса обэкономической целесообразности иобоснованности тех или иных расходов. Поэтомуспособ вычисления налогооблагаемой базы поналогу на прибыль по методике налогового учетаследует рассматривать просто как некоторуюдостаточно трудоемкую вычислительную процедуру,для которой исходными данными являются данные,содержащиеся в первичных учетных документах. Ивопрос следует ставить только о том, какупростить эту вычислительную процедуру, чтобытрудоемкость исчисления налогов и трудоемкостьпроверки правильности их определения были быминимальны, а государство в бюджет получало быстолько же.

КРИТИКА ДОЛЖНА БЫТЬПОЗИТИВНОЙ.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮНАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Вместо всех ныне существующихналогов для большинства организаций,осуществляющих обычные виды деятельности(производство, строительство, торговля,выполнение работ, оказание услуг), следовало быввести только три налога, для которых базыявляются легко определимыми, а сами налоги легкорассчитываемыми. Например, первый налог - налогна зарплату, базой для расчета которого являетсявеличина оплаты труда. Второй налог - налог надоходы, базой для расчета которого являетсяпоступление средств (денежных, или в натуральнойформе) в качестве оплаты за проданные товары(выполненную работу, оказанные услуги), вместонынешних НДС, налога с продаж и налога на прибыль.И третий налог - налог на активы, базой которогоявляется величина валюты баланса, вместонынешнего налога на имущество. Налоговые ставкидля каждого из этих налогов следует подобратьтак, чтобы в сумме эти три налога давали бы такоеже поступление в бюджет, какое ныне дают всесуществующие многочисленные и труднорассчитываемые налоги.

Ставку налога на доходыдостаточно легко определить. Для этого нужновзять общую сумму поступлений в бюджет вкачестве НДС, налога с продаж и налога на прибыльза прошедший налоговый период и разделить наобщую сумму оборотов всех банков за тот жепериод. Если, допустим, ставка налога на доходыбудет равна 13%, то если одно предприятие получило,например, 100 тыс. руб. от другого предприятия вкачестве оплаты за проданный товар (завыполненную работу, аренду, услугу и т.д.), то этопредприятие должно перечислить 13 тыс. руб. (100 тыс.руб. * 13%) в бюджет. После того, как деньгипоступили в бюджет, законодательные органы могутделить их как по бюджетам различных уровней, таки по статьям расходов в каждом из бюджетов.

Государство, проводяпротекционистскую политику, а также в целяхрегулирования пропорций развития различныхотраслей экономики, может определить различныеставки этого налога на доходы для различныхвидов деятельности.

При этом будет максимальноупрощена как процедура исчисления величиныналога, так и процедура проверки правильностиего начисления и уплаты. Для определенияправильности начисления и уплаты налоганалоговому инспектору достаточно потребоватькассовую книгу и книгу учета банковскихопераций. Если из кассовой книги видно, что имеломесто поступление наличными (инкассация выручкиу предприятия розничной торговли, или платежналичными юридического или физического лица затоварные поставки, выполненную работу илиоказанные услуги), то этому платежу должносоответствовать начисление этого налога вбюджет. Если из книги учета банковских операцийвидно, что на расчетный счет поступили средстваот какой-либо организации за товарные поставки(выполненную работу или оказанные услуги), тоэтому поступлению должно соответствоватьначисление налога в бюджет.

Некоторые сложности сначислением этого налога могут возникнуть приосуществлении бартерных сделок или оплаты работ,аренды, услуг товарными поставками или встречнымоказанием услуг другого рода.

Но эти сложности могут бытьтакже легко преодолены, как и начисление и уплатаналогов, зависящих от зарплаты, при оплате труда,например, сельскохозяйственными продуктами илив другой натуральной форме.

Система налогообложениядолжна быть такова, чтобы трудоемкостьисчисления налогов составляла бы малую долютрудоемкости работы бухгалтера по подготовкеуправленческой информации для руководстваорганизации.

Было бы неплохо послеразработки проектов законов РФ и приказовМинфина РФ и МНС РФ, связанных с ведениембухгалтерского учета в организациях, подвергатьих обсуждению бухгалтерской общественностью.Тогда не надо будет через месяц после принятиявносить в них многочисленные дополнения,изменения и поправки. За российскую экономикуболеют и в бухгалтерском учете не понаслышкепонимают не только отдельные чиновники МинфинаРФ, но и бухгалтеры предприятий, аудиторы,профессора и преподаватели экономическихспециальностей вузов и т.д., не говоря уж обассоциации профессиональных бухгалтеров. Кмнению всех вышеперечисленных специалистовимеет смысл прислушаться. По результатам этихобсуждений вносить необходимые дополнения ипоправки в эти проекты.

НАЛОГОВЫЙ, БУХГАЛТЕРСКИЙ ИУПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ

Уж коли разработчикипрограммного обеспечения будут затрачиватьусилия на разработку или модернизацию программбухгалтерского учета, с тем чтобы сиспользованием этих программ можно было бы вестии бухгалтерский и налоговый учет, аналогоплательщики будут нести расходы поприобретению этих программ, то для того чтобы отвсего этого была бы хоть какая-то польза дляналогоплательщика, необходимо в эти программывставить еще очень небольшие доработки, чтобыпри помощи этих программ можно было бы вести ещеи управленческий учет.

В литературе уже многимиавторами отмечалось***), что в России в последниегоды

***) Карпов А. Долгий путь ктретьему учету. //Расчет. Сентябрь 2001.

бухгалтерский учет ничего недавал руководству организаций, а был нужентолько для того, чтобы правильно исчислятьмногочисленные налоги. Все многочисленныеПоложения по бухгалтерскому учету, методическиеуказания и инструкции были нацелены только наэто. Но и с этой задачей он (бухгалтерский учет) несправился, "захлебнулся" в потокерегламентирующих нормативных актов, так чтопришлось учреждать налоговый учет. Но иналоговый учет с этим не справится (как мыпытались это показать в данной статье), если непересмотреть основные принципы системыналогообложения. Пока законодательные органы непересмотрят и не изменят принятых законов,имеющих отношение к налогообложению,предприятия должны будут вести три учета:налоговый учет для исчисления налога на прибыль,бухгалтерский учет для исчисления всехостальных налогов и управленческий учет дляруководства организаций, чтобы оно представляло,что же на самом деле твориться на предприятии,каково на самом деле финансовое (экономическое)положение предприятия. Представляется болееразумным все налоги (взносы и сборы),уплачиваемые организацией в обязательномпорядке государству (и другим негосударственнымфондам), исчислять в рамках налогового учета, а врамках бухгалтерского учета формироватьотчетность для внешних пользователей -акционеров, кредиторов, инвесторов и т.д. При этомобязательной должна являться только отчетностьпо налоговому учету.

Продолжая аналогию,использованную г. В.А.Костылевом в статье****)

****) Костылев В.А., Налоговый ибухгалтерский учет: так состоялся ли фактический"развод"?, //"Все для бухгалтера", 2001, N 14 (68)

в которой автор иронизирует,что у разводящихся "супругов" - бухгалтерскогои налогового учета остался "общий ребенок" -налогоплательщик, который пока не может понять, скем ему дальше жить, отметим, что у тех же"родителей" есть еще одно "незаконнорожденноедитя" - это организации, разрабатывающиебухгалтерские программы. Программисты этихорганизаций не должны дать этим своим"родителям" - бухгалтерскому и налоговому учетусовсем разойтись, но обЪединят их снова в одну"семью", в одну бухгалтерскую программу,которая из одних и тех же данных, показателей,содержащихся в первичных учетных документах,будет рассчитывать показатели и управленческогоучета (для руководителей организации) ибухгалтерского учета (для акционеров иинвесторов) и для налогового учета (для налоговыхинспекций).

piluganov@nm.ru
Материал предоставлен: Клерк.РУ

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru