Матвеева Т.В. ведущий специалист УМНС России по г. Москве
Опубликовано: журнал "Российский налоговый курьер" N 21-2002 год.
Глобальная информационная сеть интернет делает возможным существование общества на основе виртуального общения. Средства электронной связи открывают новые возможности для взаимодействия государственных органов с гражданами и организациями.
В последнее время растет количество проектов, целью которых является организация обмена конфиденциальной информацией между налогоплательщиками и налоговыми органами по телекоммуникационным сетям. США, Англия, Швеция, Франция, Канада, Германия, Австралия: Этот список стран, которые перешли на безбумажную технологию сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности черезљ интернет, можно продолжить. Недавно и Россия присоединилась к этим странам.
Правовая база
Принятый 10 января 2002 года Федеральный закон N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее -- Закон об электронной цифровой подписи) дает основу для построения деловых отношений между государством и юридическими лицами в режиме реального времени. Согласно данному законуљ документ в электронном виде, подписанный электронной цифровой подписью, приобретает статус оригинала, то есть имеет такую же юридическую силу, как и бумажный документ с "мокрой" печатью и подписью.
Дополнительно к Закону об электронной цифровой подписи юридическую базу системы представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи составляют изменения, внесенные Федеральными законами от 28.12.2001 N 180-ФЗ в ст. 80 НК РФ иљ от 28.03.2002 N 32-ФЗ в Федеральный закон от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденный приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 (далее -- Порядок).
В соответствии с п. 6 раздела I "Общие положения" Порядка при представлении налоговой декларации в электронном виде налогоплательщик не обязан предЪявлять ее в налоговый орган на бумажном носителе.
Зачем переходить на сдачу отчетности в электронном виде
Сейчас в Москве уже 20 налоговых инспекций принимают бухгалтерскую и налоговую отчетность, подписанную электронной цифровой подписью, и более тысячи налогоплательщиков сдают налоговые декларации по электронной почте. УМНС России по г. Москве (www.mosnalog.ru) планирует постепенно перевести на новую технологию все московские инспекции.
К внедрению аналогичной системы представления налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи помимо Москвы приступили в Татарстане, Кемеровской области, Краснодарском крае. Готовятся к приему отчетности по каналам связи Санкт-Петербург, Екатеринбург, Московская, Ростовская, Новосибирская, Пермская, Кировская области.
Налогоплательщики в рамках подобной системы получают возможности заполнения форм бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде, автоматического контроля за правильностью заполнения форм и доставки этих форм в налоговую инспекцию в виде зашифрованных файлов. Это исключает потерю времени на стояние в очередях в налоговой инспекции, а также расширяет временные рамки сдачи налоговой отчетности, поскольку бухгалтер может отправить файлы до 24 часов последнего дня сдачи отчетности.
Присланные налогоплательщиком данные разносятся на лицевые счета автоматически, что исключает технические ошибки и повышает оперативность обработки информации. В свою очередь, сотрудники налоговых служб получают мощные средства для сбора, обработки и анализа сведений, представленных налогоплательщиками.
Используемые технологии
При сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы по электронной почте применяются средства криптографической защиты информации (далее -- СКЗИ), сертифицированные Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. СКЗИ -- это комплекс аппаратно-программных средств, обеспечивающих защиту информации по утвержденным стандартам и сертифицированные в соответствии с действующим законодательством -- шифрование и электронная цифровая подпись (далее -- ЭЦП).
Согласно ст. 3 Закона об электронной цифровой подписи ЭЦП -- это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки. ЭЦП позволяет не только идентифицировать подписавшееся лицо, но и установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
Для использования ЭЦП необходимо наличие двух ключей: закрытого и открытого. Ключи представляют собой уникальные, взаимосвязанные друг с другом последовательности символов, используемые для шифрования, расшифровки, снабжения документа ЭЦП и проверки этой подписи.
Единственным законным обладателем закрытого ключа ЭЦП является собственно владелец ЭЦП. Открытый ключ, напротив, может быть известен любому получателю электронного документа, подписанного с помощью этой ЭЦП, или потенциальному отправителю документа.
Использование ЭЦП документа обеспечивает:
-- сохранение конфиденциальности переписки;
-- однозначную идентификацию налогоплательщика, приславшего файлы отчетности;
-- защиту файлов отчетности от несанкционированных исправлений.
Это достигается в результате того, что программа использует закрытый ключ автора документа. Результатом подписания является добавление к тексту документа строки, содержащей информацию как ољ тексте документа, так и о закрытом ключе его автора. Если такой документ получит участник переписки, имеющий открытый ключ автора,љ он сможет, применив программу анализа ЭЦП, установить, во-первых, что подпись действительно принадлежит автору (только ему известен использованный закрытый ключ), и, во-вторых, что в текст после подписания не вносились никакие исправления (иначе будет утрачено соответствие между текстом и его подписью).
Таким образом, автор документа должен сначала подписать его с использованием своего закрытого ключа, затем зашифровать открытым ключом получателя и отправить. Получатель для прочтения проделает эти действия в обратном порядке: сначала расшифрует документ своим закрытым ключом, а затем проверит авторство и сохранность текста, использовав открытый ключ отправителя.
Для работы со СКЗИ привлекаются уполномоченные лица, назначенные руководителем организации. При этом они несут персональную ответственность за сохранение в тайне содержания закрытых ключей ЭЦП, конфиденциальной информации, ставшей им известной в процессе работы со СКЗИ, и обеспечение условий хранения ключевых носителей.
Кто выдает ключи
Согласно Закону об электронной цифровой подписи получить закрытый ключ (для шифрования) или сертификат ключа подписи с открытым ключом (для расшифровки) может любой участник информационной системы. Для этого необходимо обратиться в так называемый удостоверяющий центр. При этом удостоверяющий центр вправе выдавать ключи ЭЦП не только для взаимодействия с налоговыми органами, но и для обычных деловых целей, например для деловой переписки.
Однако пока в России не разработан порядок создания удостоверяющих центров общего пользования, соответственно и нет ни одного подобного центра.
Вместе с тем система сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде является "закрытой". В связи с этим до появления удостоверяющих центров их функции имеют право самостоятельно выполнять сертифицированные операторы связи, получившие лицензию Минсвязи России и