16 августа об особенностях документа на пресс-конференции рассказали главный архитектор Новосибирска Валерий Арбатский, заместитель генерального директора ОАО СИАСК Михаил Ельский, главный инженер проекта «Генеральный план Новосибирска» Владимир Ермишкин и генпроектировщик ЗАО «ЗапсибНИИпроект» Сергей Заусаев.
Валерий Арбатский подчеркнул, что новый генеральный план – это стратегический документ, рассчитанный до 2030 года и на более дальнюю перспективу. Генплан является основой для создания других градостроительных документов: правил землепользования и застройки (их разработку планируется завершить в следующем году), проектов планировки и межевания территории города (в первую очередь они будут подготовлены для активно развивающихся районов). Эти документы, по сути, полностью регламентируют градостроительную деятельность в Новосибирске, которая сегодня, как и во многих городах России, ведется достаточно стихийно.
Прежде всего генплан предполагает построение единой крупной планировочной структуры города, соответствующей статусу Новосибирска – крупнейшего муниципального образования страны и столицы Сибири. За основу взят оптимистичный прогноз развития города, по которому к 2030 году численность его населения должна превысить 1,7 млн человек (вместо нынешних 1,4 млн). Рост числа жителей должен произойти за счет миграции с других территорий страны.
Основные проблемы развития Новосибирска ясны и традиционны. К примеру, столица Сибири имеет слишком «вытянутую» структуру, из-за чего многие районы «оторваны» от города. Прежде всего к таковым относится Первомайский район (кстати, родной для мэра Новосибирска Владимира Городецкого), Академгородок, поселки Пашино и Новосибирской ГЭС и др. Кроме того, существует ряд районов, расположенных на территории Новосибирской области и входящих в ее юрисдикцию, но де-факто уже ставших городскими. Другими словами, существующая структура территорий Новосибирска не способствует его комплексному развитию. Для того чтобы исправить это положение, разработчики генплана предлагают упорядочить городскую черту за счет присоединения районов, уже приросших к Новосибирску кровными нитями (это ВАСХНИЛ, территории вдоль Советского шоссе, площадка южнее Кировского района, где запланировано строительство ТЭЦ-6, и др.).
«Разорванность» города, его площадь (более 50 тыс. кв. м), а также огромный поток транзитного транспорта (прежде всего грузового), следующего через весь город, выводят на первый план проблему транспорта. Примечательно, что строительство новых дорог и развязок в Новосибирске активно началось только в этом году. И лишь благодаря выделению всем городам-миллионникам России по 1 млрд рублей на развитие дорожной инфраструктуры. Соответствующие траты бюджета Новосибирска сразу выросли в три раза, составив в сумме почти 1,6 млрд рублей. На эти деньги сейчас достраивается Ипподромская магистраль, расширяется трасса в Академгородок (ул. Большевистская и Бердское шоссе): там возводятся пешеходные мосты, которые позволят убрать часть светофоров, и т. д.
Однако ключевые проблемы транспортной инфраструктуры Новосибирска одним «дорожным миллиардом» решить не удастся. Это хорошо понимают разработчики генплана: к 2030 году в столице Сибири планируется создание магистральной сети общей протяженностью 472 км. Главная цель новых дорог – «связать» город, чтобы его жители имели возможность за 30 минут доехать от центра города к его отдаленным районам в любом направлении. Для этого генпланом установлено, что новые и реконструируемые магистральные улицы будут соединять сразу несколько районов или проходить насквозь через весь город. Они не будут иметь пересечений в одном уровне, и на них будет непрерывное движение. Пропускная способность таких дорог в два-три раза выше, чем у улиц с регулируемым движением.
Кроме этого, предполагается строительство мостов и транспортных сооружений, которые при объединении с основными магистралями позволят сформировать шесть кольцевых, несколько радиальных и пять хордовых основных транспортных коридоров города.
Еще одна задача – разгрузить город от транзитного транспорта. Основная надежда в этом вопросе – на строительство федеральных трасс. И прежде всего Северного объезда Новосибирска, возведение которого уже идет и должно завершиться в 2008 году. Генпланом также предусмотрено создание транспортного кольца вокруг Новосибирска, которое будет связано с основным транспортным каркасом города в пяти крупных узлах на въездах в столицу Сибири. Здесь же планируется создание пяти новых автовокзалов с сопутствующей инфраструктурой (гостиницы, торговые и деловые центры).
В 1985 году Новосибирск стал предпоследним городом в СССР, где был запущен метрополитен (в 1987 году также повезло Самаре, а затем до 2005 года, когда открылось метро в Казани, подземка в России строилась крайне медленно). Понятно, что проблемы с финансированием и трудоемкость сооружения подземных линий привели к тому, что с начала 90х метро в столице Сибири расширялось очень слабо. За эти годы было запущено всего несколько станций, но общего облика подземки они почти не изменили. В результате протяженность существующих линий метрополитена составляет 14% от общей протяженности запланированных линий.
Как сообщил главный инженер проекта «Генеральный план развития Новосибирска» Владимир Ермишкин, согласно генплану, намечено до 2030 года построить пять линий метрополитена общей протяженностью 91,4 км. Впрочем, генплан на скорость развития новосибирской подземки повлияет слабо. Гораздо больше будет зависеть от финансирования Программы развития метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта в РФ до 2015 года, одобренной правительством России, в которую составной частью вошел и метрополитен Новосибирска.
Транспортное ноу-хау – оборудование в Новосибирске площадок для размещения вертолетов. Для обеспечения посадки этих транспортных средств (прежде всего обслуживающих службы МЧС, МВД и медицинские учреждения) предусматривается обустройство 19 посадочных площадок в черте города и две – за его границами (возле автомобильного моста через Обь на трассе «Байкал» и аэропорта Толмачево).
Планируемый рост численности населения, а также стремление сделать более эффективной структуру территорий Новосибирска выводит в число главных вопросов жилищное строительство. От точечной застройки, успевшей испортить облик центральной части города, в мэрии отказались давно, сделав упор на комплексное освоение больших микрорайонов. Темпы роста строительства жилья также впечатляют. Рекорд прошлого года – 830 тыс. кв. м жилья – в этом году наверняка будет побит, а в ближайшие годы объем строительства планируется довести до 1 млн кв. м.
Генпланом предусмотрено увеличение общей площади жилищного фонда с нынешних 26,5 тыс. кв. м до 51 тыс. кв. м к 2030 году. При этом 70% фонда составит средняя и многоэтажная застройка, а 30% – малоэтажная. Наиболее крупные площадки под комплексное многоэтажное жилищное освоение планируется разместить на территории аэропорта Северный (250,8 га), рядом с микрорайоном Родники (382 га), на Ключ-Камышенском плато (254 га), в районах Академгородка (123,3 га) и Краснообска (254 га), а также на площадках Плющихинская (127 га), Нижняя Ельцовка (133,8 га), Южно-Чемская (127,7 га), Ерестнинская (262 га), на прибрежной территории жилого района Затон (469 га) и т. д. Что касается малоэтажного строительства – на сегодняшний день резервы Новосибирска ограничены. Поэтому специалисты предлагают вести малоэтажную застройку на территориях, прилегающих к городу.
Одна из особенностей Новосибирска, по мнению заместителя генерального директора ОАО СИАСК Михаила Ельского: город стоит на Оби, но выхода к реке практически не имеет. В связи с этим генпланом предусмотрен вынос промышленных и непрофильных предприятий из береговой зоны, размещение на их месте общественно-деловых центров, жилой застройки и парковых зон, причем как на правом, так и на левом берегу. Это улучшит экологическую ситуацию и приведет к правовому соответствию с новым Водным кодексом РФ. Также, по словам Е