Протяженность Москвы-реки в черте города составляет 75 км. Физическое «присутствие» реки в Москве значительнее, чем Темзы — в Лондоне, Сены — в Париже и даже Дуная — в Вене или Будапеште. Но роль реки в жизни города — в сфере культуры, отдыха, развлечений, общепита — близка к нулю.
Вдоль 250 км берегов основного русла, водохранилища, затонов, проток, каналов, бухт до недавнего времени стояло всего 117 дебаркадеров, имеющих лицензии Министерства природных ресурсов (точнее, Московско-Окского берегового водного управления, до 1 января этого года выдававшего лицензии согласно приказу МПР). По данным ГУП «Мосводоканал», легальных, имеющих всю разрешительную документацию дебаркадеров и теплоходов на приколе было в восемь раз меньше — только 15, из них 6 — на Фрунзенской набережной. Именно по ним и был нанесен первый массированный удар — им была объявлена война.
На абордаж!
На этот раз расхожая метафора принадлежит не журналистам: «Мы начали настоящую войну против этих сооружений, — заявил почти год назад Юрий Лужков. — Мы решим задачу по удалению этих жутких элементов с Москвы-реки. Она должна быть чистенькой». Поскольку война объявлялась уже третий или четвертый раз с 2002 года, владельцы дебаркадеров отнеслись к демаршу как к очередному китайскому предупреждению. А зря.
На этот раз к мэру столицы присоединился заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования (Росприроднадзора) Олег Митволь. «Большое количество» выданных родным ведомством лицензий чиновник объяснил без затей: «Дал взятку чиновнику — и плавай у берега в самом центре».
Прозвучало убедительно, хотя и двусмысленно. При всем критическом отношении к чиновничеству напомним, что самоубийц среди них немного, а выдача лицензий, разрешений и согласований имеет жесткий регламент. Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР по городу Москве ни в коем случае не даст визы, если заявитель не предоставит договоры с Мосводоканалом и Мосэнерго. Договоры у владельцев дебаркадеров есть.
Тогда был дан сигнал к атаке. «Вам нравятся эти баржи, установленные, например, на Фрунзенской набережной? — спросил мэр подчиненных на сентябрьском совещании в прошлом году. — В одной из них расположен магазин керамической плитки» (магазин съехал с дебаркадера в 2004 году. — М2). «Действительно, торговать кафельной плиткой на Москве-реке, как минимум, не цивилизованно», — согласился с Юрием Михайловичем Олег Львович. «Я начинаю анализ того, почему Мосводоканал и Мосэнерго подписали технические условия на присоединение этих барж к нашим сетям и коммуникациям», — добавил мэр, одновременно указав и на наличие договорных отношений, и на способ их прекращения.
Через несколько дней Мосводоканал отключил дебаркадерам воду. Владельцы подали иск в московский суд и выиграли дело. Тем не менее в июле этого года начались так называемые «проверки».
Цель этих действий руководитель столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонид Бочин изложил предельно ясно: «Судьба этих дебаркадеров предрешена. Мы имеем абсолютно четкую позицию мэра столицы по однозначной отбуксировке всех дебаркадеров из черты города».
Архипелаг Москва
О вкусах не спорят, был бы вкус. В рассказе Владимира Сорокина «Заплыв» описывается некий Город будущего: золотые дворцы, наползающие на полосу Реки каменные набережные, бронзовые — в Особом Пространстве, где живут избранные. И полки пловцов-агитаторов, совершающих заплывы в студеной сентябрьской воде. В правой руке — шестикилограммовые масляные факелы. Факелы составляют цитаты из Книги Равенства. Если рука в судороге сожмет факел чуть сильнее, в факел превращается сам пловец. Что ж, по-своему красиво. В эту картину даже впишется один из «дебаркадеров». Тот, что изувечил вид на стрелку Болотного острова. Чугунный, с парусами и пучеглазым истуканом.
В конце 1970-х, в ходе подготовки к Олимпиаде-80, обсуждался проект туристического маршрута «Москва-река»: чуть ли не с самолета в «Шереметьево-2» толпы интуристов пересаживаются на комфортабельные лайнеры на Клязьминском водохранилище и беспрерывно наслаждаются красотами советской столицы. Проект пришлось зарубить: на два-три восторженных («Москва — вторая Венеция!») было два десятка негативных отзывов участников тест-группы: кроме Кремля, Коломенского и пары-другой открытых пейзажей туристам пришлось любоваться промзонами и наползающими на полосу реки каменными набережными.
Сегодня на берегах реки появилось несколько красивых жилых комплексов, худо-бедно поднимается «Сити», тают промзоны. Но никуда не делись высокие имперские набережные. Москва-река по-прежнему мертва.
У слова «архипелаг» есть и значение без негативного оттенка. Несколько лет назад группа архитекторов-градостроителей из Бельгии, Голландии, Италии, Польши, США, Мексики и Индии и несколько студентов МАрхИ на мастер-классах разработали и предложили три концепции развития городской среды Москвы. В центре двух концепций оказалась Москва-река. Особенно интересно предложение «Архипелаг» — создание цепочки «островов-доминант» выше и ниже «острова власти — Кремля». Эти «острова», обращенные как к реке, так и к «материку», должны стать центрами притяжения, эффективным средством развития инфраструктуры отдыха спальных районов.
Стоит отметить, что в европейских городах на дебаркадерах расположены не только рестораны и кафе, но и бассейны, выставочные центры, танцевальные студии, кинозалы. Разумеется, в первую очередь развивается самый рентабельный сектор — дорогие рестораны на престижных набережных. Чтобы за первой очередью наступила вторая, число дебаркадеров надо увеличить в разы, они должны встать в Тушине, Щукине, Мневниках, у Печатников, Марьина, Братеева, Капотни. Тысячи дебаркадеров — это иное качество жизни города, иная сфера хозяйства, иные цены, иной уровень заинтересованности в экологии реки.
Большое сожаление
Объяснить нелюбовь городских властей к дебаркадерам стремлением души к простору трудно: точечная застройка превращает улицы в тупики. Заботу об экологии тоже не нужно переоценивать. Среди коллекторов, выводящих в Москву-реку и Яузу очищенный сток (действительно, максимально очищенный сток), есть такие, каждый из которых стоит всех ресторанных дебаркадеров, вместе взятых.
Да, владельцы ресторанов (и не только речных), а также любых других компаний, от мелких офисов до крупных предприятий, при заключении договоров стремятся занизить нормы образования жидких и твердых отходов, облегчить условия их утилизации. Как правило, различные схемы «оптимизации» расходов применяются в ходе исполнения договоров и общения с контролирующими органами. Такая проблема есть. Но она называется не «дебаркадер», она называется «коррупция».
Одна из причин атаки на дебаркадеры хорошо известна. Право выдачи лицензий на водопользование в акватории Москвы-реки городская администрация получила только 1 января этого года в связи со вступлением в силу поправок в Водный кодекс.
«К большому сожалению, — сетует Л. Бочин, — за несколько дней до вступления в силу нового Водного кодекса, когда полномочия Московско-Окского водно-бассейнового управления (Московско-Окского бассейнового водного управления. — М2) истекали, эта организация не постыдилась пролонгировать договоры на водопользование с очень многими предприятиями».
Собственно, почему? Практика общепринятая. Например, объявляя мораторий на точечную застройку, мэр подчеркнул, что там, где строительство начато, оно будет продолжено. Оказалось, что контрактов до объявления моратория было заключено немало. Строители поспешили обозначить начало работ. Местные жители устроили акции протеста, дело дошло до стрельбы в воздух. Вот это действительно проблема, которую придется решать. Но ведь против дебаркадеров местные жители не выступали, не так ли? Думается, несколько десятков дебаркадеров не стоят «большого сожаления» городской администрации.
Наши, московские, родные
Но столичные власти способны и на другое отношение к «проблеме» дебаркадеров. В соответствии с распоряжением, подписанным первым заместителем мэра в правительстве Москвы Владимиром Ресиным, в столице создается новый вид транспортных услуг — водное такси. Услуги будут оказываться силами ГУП «Берега Москвы» (создано постановлением правительства Москвы №77-ПП от 02.02.1999 г.). По сообщению агентства «Интерфакс» от 18 июня 2007 года, будут организованы три маршрута.
Первый свяжет яхт-клуб «Крокус-Сити» у МКАД и причал в зоне отдыха «Карамышево». Часть промежуточных причалов (Строгино, Щукино, Серебряный бор-1, -2, -3, Троице-Лыково и др.) относительно хорошо оборудованы. Часть причалов (по улицам Исаковского, Живописной и др.) только придется создавать.
Что касается второго маршрута — на Химкинском водохранилище, то, по словам генерального директора ООО «Водное такси» Григория Чугунова, «его можно будет запустить только при наличии береговой инфраструктуры — оборудования для швартовки маломерных судов и обслуживания пассажиров». Речь идет о новых причалах на западном берегу водохранилища. «Организовывать» новые причалы придется и на третьем маршруте — вокруг Болотного острова.
Напомним, «дебаркадер» (от французского debarquer — сходить, выгружать на берег, barque — большая лодка, барка) — плавучая пристань, причал, прикрепленный к суше или подводным опорам. Основа современного дебаркадера — понтон — бетонный корпус на стальной арматуре, заполненный полистиролом — легким, экологически безопасным, стекловидным веществом. Бетонный, не подверженный коррозии корпус — существенное преимущество дебаркадера перед баржами и теплоходами в качестве пристани.
Таким образом, в распоряжении заместителя мэра подразумевается именно установка новых дебаркадеров.
Есть и другой повод по-доброму улыбнуться. Стоимость аренды такси — от 2 тыс. до 8 тыс. руб. в час в зависимости от вместимости, класса и срока заказа. По московским меркам, такси недорогое. Ну, не совсем такси. Право, не на работу же такси заказывать «свыше 5 часов». Рекомендую «Яшму»: лавочки на верхней палубе сдвигаются, на борту — мангал, столики...
Новые, «внепричальные» функции средневековые дебаркадеры стали приобретать в XII веке: прямо на них ставили свои скамьи и столы самые расторопные менялы и торговцы, а не позже XVII века на дебаркадерах появились первые таверны. Надо думать, московским властям не понадобится 500 лет, чтобы не только водное такси, но и причальные сооружения повернулись к потребителю «лицом». Ведь это будут не чужие, «федеральные», а наши, «московские» дебаркадеры.
Кумпарсита по-московски
Но вот еще одно интересное сообщение. О том, что ГУП «Берега Москвы» разработало проект «искусственного пляжа на понтоне». На плавучей платформе находятся бассейны с системой очистки и подогрева воды, шезлонги, душевые, туалеты, кабинки для переодевания. И ресторан. По информации заместителя гендиректора ГУП Дмитрия Соловьева, заказчик проекта стоимостью около Є500 тыс. — некая частная компания. Плавучую платформу можно установить на любом водоеме: «Это хороший и экономически выгодный путь решения проблемы отдыха в столице».
Неважно, что подобный проект (судя по описанию, вполне типовой) в Германии реально купить в разы дешевле. Не имеет значения, что дешевле обойдется и готовый дебаркадер с рестораном и бассейном. Непринципиально, что это за «частная компания», заказавшая такой проект предприятию с уставным фондом в тысячу минимальных размеров оплаты труда, созданному «в целях обеспечения безопасности жителей города при отдыхе на воде, обустройства и обслуживания пляжей, очистки водоемов и реки Москвы от нефтепродуктов и других загрязнений в местах массового отдыха граждан». Неинтересно даже, существует ли эта «частная компания» вообще. Главное то, что предпринимателям, желающим заняться бизнесом на московской воде, подсказали, куда им теперь следует обращаться.
Пару лет назад довелось побывать в одном волжском городке. Ресторан на дебаркадере, кажется, не больше 20 м в длину. Ужин по цене московского бизнес-ланча. Играет не аккордеон, а всего лишь баян. Но крепкие местные ребята разговаривают между собой почти как английские джентльмены (так, чтобы слышали только те, к кому обращена речь, и не беспокоились остальные независимо от расстояния до тех и других). Баянист играет «Цветущий май», «Рио-Риту», «Валенки», «Коробейников», «Кумпарситу», «Тико-Тико», «Встречу». А когда поднимаешься на верхнюю палубу, слышишь, как тихая музыка эхом возвращается от дальнего, темного берега.
В Москве большие люди решают свои большие проблемы. Значит, такого ресторанчика здесь еще долго не будет. Может быть, уже никогда.
Антон Гололобов
Руководитель пресс-службы корпорации «ИНКОМ-Недвижимость»:
— Вряд ли стоит сегодня планировать подобные приобретения: слишком уж возросло количество проблем у их владельцев. Московские власти сделали эти объекты, так сказать, «персонами нон-грата» в столице.
С 1 января 2007 года городская администрация вернула себе в полном объеме права на лицензирование дебаркадеров: нетрудно догадаться, что таких лицензий будет выдано, мягко говоря, немного. А с объектами, возведенными даже на вполне законных основаниях до указанной даты, городская администрация уже ведет ожесточенную борьбу всеми доступными и тоже законными способами.
Власти объясняют такую активность прежде всего стремлением вернуть набережным аккуратный вид. Однако при этом владельцы дебаркадеров теряют возможность за символическую плату приобретать сотни квадратных метров столичной площади: по заключенным ранее договорам арендаторы водной поверхности получали их по ставкам в сотни раз меньшим, чем средняя цена арендуемой столичной земли.
Так как эта «лазейка» теперь закрыта, остается говорить лишь о приобретении дебаркадера в качестве альтернативы загородному дому. Но даже если забыть о пристальном внимании к подобным объектам федеральных властей, владелец дебаркадера сталкивается с большим количеством всяческих проблем.
Так что плавучие дома (хаусботы) в наших широтах обречены оставаться экзотикой. Их призвание — летний отдых, но никак не круглогодичное постоянное проживание. Этому мешают и неразвитость подходящей инфраструктуры, и дороговизна обслуживания, и суровый климат Подмосковья, где навигация длится всего лишь несколько месяцев.
Скорее всего рынок хаусботов будет развиваться за счет сдачи их в сезонную аренду, организации экзотических гостиниц, комфортабельных туристических маршрутов для небольших компаний. Поэтому в ближайшее время продажи плавучих домов вряд ли будут превышать пару десятков в год.
Евгений Скоморовский
Генеральный директор «Century 21 Запад»:
— На сегодняшний день я не могу привести ни одного примера законных жилых дебаркадеров, расположенных в акватории Москвы-реки на территории Москвы. Соответственно, обзавестись таким жильем в столице нереально. Более того, по законодательству РФ жилыми помещениями могут быть жилые дома и коттеджи, приспособленные для постоянного проживания, специализированные дома и помещения, а также квартиры.
К сожалению многих поклонников жизни на воде, теория и практика города Москвы пока не предусматривают использование водной глади для расположения жилья. Я достаточно скептически оцениваю перспективы появления жилых дебаркадеров в Москве в ближайшем будущем. На настоящий момент городские власти фактически объявили войну существующим дебаркадерам, используемым в различных целях на территории Москвы.
Судя по настрою чиновников, в этой битве победа останется за ними. Честно говоря, глядя на зачастую уродливые существующие дебаркадеры, даже хочется пожелать им успеха. И все-таки есть надежда, что рано или поздно наш город созреет для того, чтобы создать открытые и понятные условия для использования своего водного пространства, что может сделать столицу еще краше и разнообразнее.
Альберт АкопянМ2 - Квадратный метр