Дата открытия новой линии московского метро, которой с таким нетерпением ждут жители севера Москвы, наконец, согласована. Митинско-Строгинская линия, которая соединит центр с районом Строгино и впоследствии с Митино. На данный момент выбираться оттуда в центр можно лишь наземным транспортом до ближайшей станции метро или на личном автомобиле. Это существенно увеличивает время в пути, приводит к образованию многокилометровых пробок и в конечном итоге снижает качество жизни горожан. Но теперь, как обещает руководство метрополитена, проблема должна разрешиться.
Буквально на днях завершилась проходка тоннеля от станции "Кунцевская" до станции "Славянский бульвар". Это событие – соединение тоннелей, называемое среди профессионалов сбойкой – всегда имеет для метростроевцев большое значение. Вот и сейчас его отмечали в торжественной обстановке. Сам тоннель по протяженности немногим более километра, и его построили за 2,5 месяца. Однако завершение этого строительства означает окончание важного для новой ветки этапа. За последние два с половиной года в сторону Строгино было пройдено 24 километра. Причем, по словам начальника столичного метрополитена Дмитрия Гаева, строители установили своеобразный рекорд: до 600 метров проходки в месяц. Это, как рассказал чиновник, отличный результат не только для России, но и для развитых стран мира. Последний участок Арбатско-Покровской линии строился без выхода наружу, не пришлось перекрывать дороги и создавать москвичам определенные неудобства.
Линия, по словам Д.Гаева, будет открыта 24 декабря. Она протянется от станции "Парк Победы" до "Строгино", а к 2010-му дотянется до района Митино. Станция "Славянский бульвар" откроется в первом полугодии 2008 года, а до этого времени поезда до "Строгино" будут проезжать эту станцию без остановки. Проходческий щит, работавший на "Славянском бульваре", носит романтическое имя "Светлана". Он создан совместно российскими и немецкими специалистами и именно благодаря ему россиянам удалось добиться столь замечательной скорости прокладки тоннеля. "Светлана", как положено хорошей хозяйке, сама убирает за собой мусор: выгрузка грунта из забоя организована здесь принципиально иначе, чем прежде. Потом щит будет использован для проходки тоннеля на другой линии - от станции "Марьино" до станции "Зябликово". На этом участке предстоит проложить 6 км, и, предположительно, эта работа займет два года.
Однако ради новой Митинско-Строгинской линии некоторым гражданам придется на какое-то время пожертвовать удобством. Д.Гаев отметил, что москвичам, привыкшим пользоваться примыкающей к новому радиусу Филевской линией, придется какое-то время пользоваться альтернативными видами транспорта. Предстоящей зимой, в разгар строительства, часть этой открытой ветки будет закрыта на несколько дней. 18 декабря планируется начать работы по переключению станции "Кунцевская" на новую Митинско-Строгинскую линию. В течении пяти дней поезда по Филевской линии будут ходить только до "Багратионовской". Мы надеемся, что москвичи нам это простят”, — сказал Д.Гаев. Когда строительные работы закончатся, и новая линия будет пущена в строй, нынешняя Филевская ветка будет заканчиваться станцией "Кунцевская", здесь будет пересадочный узел между Филевской и Митинско-Строгинской линиями, а станции "Молодежная" и "Крылатская" перейдут в состав новой линии.
Уже подсчитано, что пуск в строй Митинско-Строгинской ветки сэкономит пассажирам 10-14 минут. Вроде бы немного, но в ритме современного мегаполиса эти минуты очень значимы. Тем более, если до нового метро будет ехать ближе. Особенно это оценит тот, кому приходилось простаивать в пробках, ожидать общественного транспорта, а затем пытаться втиснуться в переполненный вагон. Правда, надеяться на то, что с пуском новой линии в метро станет посвободнее, по меньшей мере, наивно. Север Москвы уже так разросся, что для обеспечения всех потребностей необходимо пускать поезда едва ли не каждую минуту. Кроме того, в связи с реконструкцией Ленинградского шоссе на метро пересядут многие автомобилисты, отчаявшиеся искать объездные пути и выезжать на работу за несколько часов.
Между тем, руководство столичного метро уже не раз озвучивало оптимистичные планы дальнейшего развития. Сейчас подземка переполнена донельзя, и уже не справляется с возросшим потоком пассажиров. То, что было замечательным техническим достижением в 70-80-е годы прошлого века, буквально "трещит по швам", не выдерживая наплыва пассажиров. Вдобавок нуждаются в реконструкции уже имеющиеся станции, так что эти расходы нельзя сбрасывать со счетов.
Однако, если верить заверениям Д.Гаева, в планах развития столичной подземки продление линий как минимум до ближайшего Подмосковья. Год назад он рассказал, что в обозримом будущем возможно строительство линии "легкого" метро, соединяющей станцию метро "Щелковская" и подмосковную Балашиху. А минувшей весной чиновник пообещал, что летом завершатся предпроектные работы по поводу строительства второго кольца метро, и тогда же будет принято решение о целесообразности реализации столь дорогостоящего проекта. Если все пройдет гладко, строительство первого участка новой ветки, который пройдет от комплекса "Москва-Сити" в сторону "Полежаевской", "Динамо" и "Савеловской", начнется уже в 2010 г. Планировалось провести метро в Солнцево, Ново-Переделкино и Косино.
На все это необходимы деньги, и московские власти постоянно упрекают центр в недостаточном финансировании столичной подземки. Дескать, если бы денег выделялось больше, все запланированные радиусы и кольца уже давно были бы построены. А так еле удалось наскрести на текущий ремонт станций и ввод в строй двух линий.
По словам Д.Гаева, уже в августе должна быть пущена в строй Люблинско-Дмитровская линия, вернее, ее центральный участок от станции "Чкаловская" до станции "Трубная".До декабря эта линия будет работать с пересадкой со станции "Трубная" на Серпуховско-Тимирязевскую линию. Пуск центрального участка Люблинско-Дмитровской линии с двумя станциями и пересадками на три линии сделает ее весьма привлекательной для пассажиров – те, кто вынужден сейчас пользоваться переполненной Таганско-Краснопресненской веткой, смогут пересесть на Люблинско-Дмитровскую. В перспективе последняя должна протянуться по диаметру через весь город - из Дегунино через Марьину рощу и центр Москвы в районы Люблино и Зябликово для пересечения с Замоскворецкой линией.
Кроме того, в этом году после реконструкции открылся южный вестибюль станции "Маяковская. И вот-вот должен открыться вестибюль станции метро "Арбатская" Арбатско-Покровской линии. Он был закрыт на реконструкцию в мае 2006 года. Возможно, со временем будут воплощены и вышеупомянутые планы – если, конечно, на них наскребут денег. Главное, чтобы это было осуществлено прежде, чем передвижение по столице станет проблемой – и на земле, и под землей. Транспортный коллапс эксперты и чиновники нам предрекают уже через 3-5 лет, так что стоит поторопиться.
ПРАЙМ-ТАСС