В ходе укрупнения петербургского строительного рынка мелкие компании вынуждены перейти из застройщиков в подрядчики.
На строительном рынке Петербурга происходит своего рода отраслевая глобализация – проекты становятся более масштабными, на рынок выходят крупные столичные игроки. В результате небольшие компании вынуждены уходить из сегмента девелопмента. Многие не ищут счастья на стороне, но переориентируются на подрядные услуги и поставки. Сейчас в этом сегменте спрос превышает предложение и продолжает нарастать.
Глобальные проекты – любимая фишка городской администрации. При губернаторе Владимире Яковлеве многие мелкие подрядные и даже ремонтные фирмы успели перейти в новое качество – стали застройщиками. Однако распространение практики продажи прав на застройку огромных земельных участков вкупе с их дороговизной и полной необеспеченностью инженерией не позволяет мелким компаниям и даже значительному числу средних удерживаться в роли застройщиков. Работать над глобальными проектами могут только крупные предприятия. «Теперь в работе большие земельные участки, которые не потянуть мелким фирмам. Они постепенно „вымываются“ с рынка», – говорит Борис Пугачев, исполнительный директор Союза строительных компаний «Союзпетрострой».
Земельные участки под будущее строительство сегодня активно скупают крупные компании главным образом из других регионов, в основном – столичные. Петербургских компаний среди них немного. По мнению Дмитрия Николаева, исполнительного директора СК «Падамс», сегодня девелопментом могут заниматься лишь те, кто давно приобрел земельные участки. Впрочем, как утверждает Сергей Смирнов, руководитель отдела маркетинга и рекламы Группы компаний «Прок», в Петербурге еще остается достаточный резерв – небольшие пятна, пригодные для средних компаний. Он полагает, что в ближайшие три-пять лет крупные игроки не смогут полностью выдавить с рынка средние фирмы: «Уходят те, кто был ненадежен. Причины ухода из девелопмента – отсутствие грамотного управления, планирования, материальной базы строительства, которая позволяет хотя бы часть работ выполнить самостоятельно».
«Средние и мелкие компании весь цикл работ пытались делать сами – и строить, и продавать. Теперь надо уходить в подряд. Рынку сегодня нужны компании, специализирующиеся на подрядных работах», – говорит Борис Пугачев. Наиболее востребованные виды подряда – возведение монолитно-кирпичных стен, а также поставки. Однако перешедшие на подряд девелоперы теряют прибыль.
Большие риски малых
По словам Сергея Смирнова, рентабельность строительного бизнеса в целом по рынку оценивается в 515%. По данным «Союзпетростроя», обычная рентабельность компании-застройщика составляет 2530%. Дмитрий Николаев считает, что прибыльность подрядных работ в разы меньше, чем девелоперских. На подряде можно максимально заработать 1012%.
В то же время девелоперы и рискуют больше подрядчиков. Основной риск – остановка работ на объекте. Причин множество: требования контролирующих органов, несвоевременное финансирование участниками строительства, задержка поставок, нарушение сроков выполнения работ со стороны подрядчиков и субподрядчиков. Но по крайней мере часть своих рисков девелопер может нивелировать. Например, штрафовать партнеров или компенсировать неритмичное финансирование с помощью кредитных средств. Подрядным компаниям тоже никто не запрещает брать кредиты. Однако, прибегнув к заемным средствам, подрядчик может проиграть тендер, поскольку кредит увеличивает стоимость работ. Подрядчики сегодня, тем не менее, вынуждены брать короткие кредиты. Но все чаще приходится вкладывать собственные средства, говорит Дмитрий Николаев.
В соответствии с принятой на строительном рынке схемой расчетов оплата происходит поэтапно. Например, заказчик авансирует 50% будущего объема работы, остальные 50% – после завершения объекта. То есть подрядчик должен выполнять примерно половину работ за свой счет. Если весь объем разбит на несколько частей, заказчик рассчитывается с подрядчиком после выполнения каждого этапа. Такая схема предполагает обязательное вложение собственных средств подрядчика лишь на начальном этапе, так что авансирование работ может составлять небольшую часть от общих затрат, например 1015%. Но для подрядной компании и это – риск.
Есть у подрядчика есть и другие риски, например – связанные с поставками стройматериалов. Цены на них постоянно растут – вслед за компаниями-застройщиками увеличивают расценки остальные участники процесса. Благодаря этому растет себестоимость строительства. Как правило, удорожание материалов случается в мае, накануне активизации строительства, связанной с наступлением теплого периода. Один из рисков подрядчиков и поставщиков – отсутствие точных прогнозов роста цен на исходные материалы, что приводит к непрогнозируемым расходам. Больше всего от этого страдают мелкие компании.
«Рынок стройматериалов не насыщен, нет товарных запасов», – утверждает Дмитрий Николаев. Поэтому при возникновении дефицита того или иного вида стройматериалов поставщики могут сорвать сроки отгрузки. У тех подрядчиков, которые закупают большие объемы продукции, риски не такие высокие. По словам Петра Моринова, директора по продажам компании «УРСА Евразия», если материалов будет не хватать, раньше других их получат подрядчики, которые «зарекомендовали себя как стабильные». Кроме того, при большом объеме поставок производители дают скидки на свою продукцию. А мелкие компании при возникновении дефицита вынуждены «вставать в очередь». И совсем плохо им приходится, когда происходят сбои у производителей, что, к сожалению, бывает не так уж редко. Как рассказал Дмитрий Николаев, в прошлом году в Подмосковье на время закрылся один из заводов по производству утеплителей. Дефицит возник такой, что цены на этот материал выросли втрое. Подобные риски также не поддаются прогнозам.
При срыве сроков поставок и, соответственно, сроков выполнения работ прибыль вообще может сойти на нет. По словам Бориса Пугачева, в «Союзпетрострое» также известно об откатах, которые подрядчики вынуждены платить устроителям тендеров. Это ведет к дополнительным расходам и удорожанию строительства.
«Да, можно заработать на спокойном рынке, когда заказчик платит регулярно, – комментирует Николаев. – Но потери подрядчиков бывают существенными».
Дефицит на семь лет
В Петербурге растут объемы строительства. Жилье прибавляется медленно, крупные проекты квартальной застройки пока существуют только на бумаге. Однако объем заказов на строительные работы увеличивается благодаря активному строительству зданий нежилого назначения. По словам Дмитрия Николаева, сегодня строится много логистических объектов, промышленных предприятий, проектов реконструкции зданий для нежилого использования. Соответственно росту объемов строительства растут и объемы подрядов.
Спрос в отрасли носит сезонный характер, поскольку летом строительство активизируется. Но и в стабильный период он оказывается неудовлетворенным. Основная причина – нарастающий дефицит стройматериалов, причем, по словам Сергея Смирнова, почти всех видов. Чаще всего он обостряется в горячий сезон, но нередко и в другие периоды, из-за плохо налаженной системы перевозки или отсутствия складов для хранения.
По данным «УРСА Евразия», уже сейчас наблюдается дефицит практически всех видов теплоизоляционных материалов, а спрос в этом сегменте, по прогнозам, будет еще и расти. Во-первых, это связано с технологическим прогрессом. Пока что уровень потребления теплоизоляционных материалов на российском и европейском рынках несопоставим, однако по мере распространения в России современных строительных технологий спрос на такие материалы будет расти. Кроме того, ужесточаются требования по теплосбережению, что заставляет застройщиков активнее использовать утеплители при возведении ограждающих конструкций. По данным компании «УРСА Евразия», в последние годы спрос на утеплители рос на 15% ежегодно, так что к