Весной 2006 года в Москве в Москве в ГМИ имени Пушкина открылась выставка Нормана Фостера "Пространство и Время", где впервые широкой публике был представлен проект башни "Россия" для ММДЦ "Москва-Сити". Прошел год, и вот мы стоим перед рабочим макетом башни в офисе компании STT GROUP, которая выступает заказчиком ее строительства, и беседуем с менеджером проекта господином Дидье Лаозом. Заоблачная мечта о строительстве самого высокого небоскреба в Европе постепенно материализуется - теперь это вполне реальный проект, требующий огромных усилий со стороны не только архитекторов и проектировщиков, но и строителей, которые будут возводить это уникальное здание, призванное стать символом новой России и триумфом современных высоких технологий.
- Господин Лаоз, почему была выбрана именно такая форма для башни "Россия" - своего рода трехгранная пирамида?
- Дело в том, что участок, выделенный под строительство башни, имеет форму равностороннего треугольника, каждая сторона которого равна 210-220 м. Норман Фостер и архитекторы компании STT GROUP приняли решение, что проектируемая башня тоже должна иметь треугольную форму и постепенно сужаться по мере подъема, что будет способствовать устойчивости сооружения и эффективности использования площадей.
- Что символизирует собой башня "Россия"?
- Башня - символ новой России, ее стремления к новым горизонтам.
- Означает ли, что эта форма была выбрана главным образом из соображений устойчивости?
- Позвольте заметить, что ни один архитектор не скажет, что проектируемое им здание неустойчиво. Был проведен тщательный анализ всех конструкций здания, и мы можем с полной уверенностью сказать, что все части сооружения отлично сбалансированы. Сделаны все необходимые расчеты и проведен целый ряд испытаний, в том числе на ветровые нагрузки. Многие известные архитекторы из России и из-за рубежа работали для того, чтобы обеспечить устойчивость здания. Это была одна из главных задач.
- Говорят, что в небоскребах порой чувствуешь себя, как на корабле во время качки, особенно на верхних этажах. Возможно ли подобное в башне "Россия"?
- Как я уже говорил, мы провели ряд испытаний на ветровые нагрузки и были поражены степенью устойчивости сооружения, которая обусловлена его геометрической формой. В результате мы получили лишь небольшую ротацию, которая, кстати, является нормой для высотных зданий, но даже ее можно устранить. Для офисных помещений это не проблема, но для жилых это недопустимо.
- Учитывали ли вы особенности московского климата, ведь существует опасность, что обитатели верхних этажей ничего не увидят из окон, кроме сплошной пелены облаков?
- Мы уже имеем опыт осуществления подобных проектов. Мы учли погодные условия, спроектировав тройные стеклопакеты и специальные покрытия во избежание конденсации и потери тепла, организовали систему теплокомпенсации. Что касается пелены облаков, то и здесь мы изучили историю погоды последних лет, и, таким образом, эта проблема не вызывает у нас беспокойства.
- Предъявляло ли московское правительство какие-либо особые требования к данному проекту, или же архитекторы были совершенно свободны в своем творчестве?
- Ограничения, которые мы должны были соблюдать, связаны большей частью с конфигурацией строительной площадки, которая весьма специфична. Здесь должны были появиться отель, апартаменты, торговая зона и стоянки для транспорта, другими словами, комплекс многофункционального назначения. Мы должны были разместить все объекты на определенной территории, но что касается количества зданий - в этом у нас была полная свобода. Мы могли спроектировать три, две или одну башню и представить наши предложения на рассмотрение властей.
Несколько лет назад был создан проект, предусматривающий строительство двух башен на этом участке. Мы с Фостером разработали проектную методику, где отметили такие ключевые моменты, как площадь территории под застройку, предварительная программа ведения работ и т.д. Сначала предполагалось, что башни будут различаться по функциональному назначению. В одной будет отель и жилые апартаменты, в другой - офисы с торговыми зонами на нижних этажах. Но в конце концов мы решили, что для того, чтобы сооружение было более устойчиво и проект получился красивым и необычным, лучше совместить все эти функции в одной конструкции. Пришлось изменить и принцип функционального деления - вместо вертикального (когда у каждой башни свое назначение) мы предложили горизонтальное деление. Таким образом, на нижних этажах будут устроены торговые площади, в средней части - офисы, выше расположится отель, еще выше - апартаменты и почти на самом верху - смотровая площадка над жилыми апартаментами.
- Сколько парковочных мест будет организовано на этой территории?
- Около 2000. При проектировании автостоянки мы руководствовались нормами, разработанными специально для многофункциональных комплексов подобного масштаба. Они содержат подробные инструкции в отношении того, сколько парковочных мест должно быть предусмотрено для торговой зоны, для жилых квартир и т.д.
- Функционально деление башни идет по горизонтали. Что будет находиться на самом нижнем уровне?
- В подземной части здания разместятся торговые площади , атриум и "лапы" башни. Главная особенность проекта - огромный атриум, который займет три подземных этажа, где будут находиться торговые помещения, постепенно понижающиеся от уровня улицы. Но это не совсем "подземные" этажи - это открытое свободное пространство, но ниже уровня земли. И спуск туда тоже будет открытым. Мы называем эти этажи М1, М2 и МЗ. А ниже уровня МЗ будет 5-этажный паркинг. Таким образом будет достигнут эффект большого пространства.
Когда атриум построят, мне кажется, это будет нечто фантастическое. Самая большая проблема, с которой сталкиваются архитекторы в Москве, - это не защита от холода, а компенсация недостатка освещенности в зимнее время. Мы знаем, как защитить себя от холода зимой, но как обеспечить адекватное освещение - это вопрос. Зимой в 3-4 часа дня в Москве уже темнеет, поэтому мы решили, что если нам удастся создать такое объемное, наполненное светом пространство, это будет большой удачей.
- Очевидно, что конструктивные особенности башни и ее высота требуют устройства особого фундамента?
- Да, это будет фундаментная плита. Сначала мы построим стену в грунте, дно которой будет фундаментной плитой.
- Можно ли назвать это новой технологией для России?
- Отчасти да. Десять лет назад было практически невозможно построить даже двух- или трехэтажную подземную автостоянку. Что касается новых технологий, то работа над проектом - это всегда открытие. Каждый проект по-своему уникален. Даже если визуально проекты зданий не содержат различий, это не так. Что-то всегда будет отличаться: форма строительной площадки, экспозиция и т.д.
- Как известно, в Москве тяжело строить из-за плывунов и других особенностей почвы.
- Это так. Мы очень внимательно относимся к этим проблемам и постоянно проводим совещания и консультации. Мы уделяем много внимания тому, на каких почвенных слоях нам приходится работать, каков уровень грунтовых, вод, какой тип фундамента необходимо возводить, стоит ли вбивать больше свай и т.д. Мы провели подробный анализ грунтов, так что не стоит беспокоиться - мы не допустим образования трещин в фундаменте из-за плывунов. Я также хотел бы обратить ваше внимание на то, что вес вынутого грунта будет меньше веса самого сооружения.
- Какие еще новые технологические решения родились на стадии проектирования башни?
- Посмотрите внимательно на проект, и вы увидите, что конструкция башни представляет собой соединение веерообразных опор. Это позволяет экономить пространство, поскольку внутри здания этажи будут "пустыми", без опорных колонн. Кроме того, особенности конструкции позволяют создавать двухэтажные офисы и квартиры. На стадии продаж, т.е. по завершении строительства, мы сможем предложить потенциальным покупателям офисы и апартаменты с "двойным светом". Все или почти все будет зависеть от того, что захочет заказчик. Разрабатывая дизайн, мы можем максимизировать освещенность и пространство.
Кроме того, мы постарались сделать здание максимально эффективным с точки зрения энергопотребления. И хотя это нельзя назвать новой технологией, при разработке проекта мы применили систему рециркуляции теплого воздуха. Так как комплекс будет многофункциональным, очевидно, что потребление энергии будет отличаться в различных функциональных зонах. Разработанная нами система это учитывает. С ее помощью мы сможем "забирать" излишки энергии из офисной зоны для того, чтобы обеспечить светом и теплом жилые квартиры и т.д. в зависимости от интенсивности использования энергии. Мы также планируем устроить в башне зимние сады.
- То есть башня "Россия" будет суперсовременным "интеллектуальным" зданием?
- Несомненно. Кроме того, башня будет обладать необходимой степенью защищенности от террористических угроз и возникновения пожара. Мы понимаем, что риск террористической атаки существует всегда, и поэтому приняли необходимые меры предосторожности. По этому направлению мы работаем с российскими и зарубежными специалистами, так что все превентивные меры были внимательно проанализированы. Параллельно с этим мы обсуждаем и другие меры безопасности.
Когда случилась трагедия в Нью-Йорке, здание Всемирного торгового центра разрушилось буквально за считаные секунды. Произошло так называемое "прогрессирующее обрушение". Мы обсуждали эту проблему с проектировщиками и архитекторами и разработали проект, который исключает возможность подобного развития событий.
- Сколько квартир предполагается разместить в здании?
- Жилых этажей планируется 39, но трудно сказать, сколько там будет квартир. Можно купить целый этаж или даже два. Ну, скажем, 400 квартир. Мы провели серию расчетов и получили подтверждение, что можно частично снимать межэтажные перекрытия на оконечностях "крыльев" башни. Таким образом, существует возможность приобрести квартиру, которая в пространственном отношении будет в 2, 3 и даже 4 раза превышать размер стандартной квартиры. В этом смысле разработанный нами проект очень гибок, однако он предполагает наличие определенных ограничений. Так, например, невозможно убрать межэтажные перекрытия между функциональными зонами.
- Будет ли STT GROUP заниматься внутренним декором квартир?
- Нет, мы будем производить отделку и дизайн общественных зон. Что же касается квартир, то мы можем предложить свои идеи, но в итоге принимать решения будут их будущие владельцы.
- А где находится смотровая площадка? На самой вершине?
- Нет. Согласно проекту смотровая площадка будет расположена ниже технических этажей. На семи этажах под ней расположатся VIP-клубы и общественные помещения, на одном из этих семи этажей предполагается разместить различные службы - кухни, прачечные и т.д.
- С какими специфическими трудностями вы столкнулись при разработке проекта?
- Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо представить масштабы проекта - он уникален. До сих пор на территории России не было подобного проекта, да и во всем мире похожих проектов единицы. Так, в Европе общая площадь возводимых высотных зданий не превышает 200 тыс. кв. м, редко - 300 тыс., а в случае с башней "Россия" - это 500 тыс. кв. м.
Поэтому не вызывает удивления тот факт, что определенные нормы и положения просто отсутствуют. Вот почему STT GROUP совместно с различными официальными организациями должна была заниматься разработкой недостающих положений и норм. Не знаю, можно ли это назвать трудностями, но, безусловно, отсутствие норм замедляет процесс работы.
Да, специалисты много говорят о том, что в России отсутствуют СНиП, необходимые при строительстве высотных зданий...
И это правда. Вот почему нам пришлось разрабатывать их "с нуля", при этом мы всегда старались руководствоваться логикой и находить решения при участии компетентных органов.
- Сколько людей одновременно сможет вместить башня?
- Приблизительно 22-25 тыс. человек. Это будет небольшой город.
- А сколько людей, по вашему мнению, будет занято на ее строительстве?
- Все будет зависеть от организации строительного процесса. Думаю, что это будут тысячи людей. Видите ли, существует тенденция, что в начале реализации строительного проекта занято не так много людей, затем их количество возрастает. Необходимо также помнить о том, что общая площадь строительной площадки очень мала. Это и есть основная сложность, с которой мы столкнулись на этом проекте.
- Планируете ли вы привлекать в качестве подрядчиков иностранные или российские компании? Или и те, и другие?
- Мы еще никого не выбрали. Когда речь идет о таких крупных проектах, необходимо быть очень осторожными. Не всякая компания обладает нужным потенциалом для реализации подобного проекта. Необходимо провести тщательней анализ компаний для того, чтобы выявить те из них, которые окажутся лучшими.
- Другими словами, пока контракты на подрядные работы не подписаны?
- Для большей части проектных работ - нет. Мы достигли определенных договоренностей по некоторым вспомогательным работам, но по главным - нет.
- Намерены ли вы закупать строительные материалы у российских производителей или предполагаете импортировать их из-за границы?
- В основном мы предполагаем использовать российские материалы. Металлоконструкции и бетон будут закупаться на российских заводах.
- Вы говорите обо всем очень убедительно, но пока очень сложно представить, как же будет выглядеть башня "Россия" в действительности. Работа над этим проектом наверняка изменит многие наши представления не только о технологиях строительства, но и о жизни вообще.
- Это очень крупный проект, реализация которого связана с решением целого ряда специфических проблем. Так, например, проблемой оказалась разработка технологии чистки фасада. Как это делать, учитывая особенности веерообразной конструкции? Однако и эту проблему удалось решить.
- Ожидается, что STT GROUP станет управляющей компанией после сдачи башни в эксплуатацию?
- Да, один из филиалов STT GROUP будет управлять зданием.
Большое спасибо за ваш рассказ, уверены, что когда этот грандиозный проект будет завершен, мы сможем по достоинству оценить его.
Елена ГолубеваВысотные здания