О том, что Москве необходима вторая кольцевая линия метро, говорили уже давно. Как известно, столичный метрополитен построен по радиальной схеме, т.е. пересесть с одного радиуса на другой можно, лишь доехав до центра. Между тем, центральные станции и без того переполнены, и разгрузить их можно, лишь построив альтернативные линии для пересадок. Московское метро катастрофически не справляется с потоком пассажиров, его необходимо расширять, стараясь при этом разгрузить центр. Вопрос о строительстве второй кольцевой линии в московском метрополитене обсуждается еще с 1970-х годов. И сейчас вопрос, что называется, "назрел". И не только в плане пересадочных контуров.
Ежедневно метро перевозит порядка 8-9 миллионов пассажиров, а уровень, когда такие перевозки более-менее комфортны для людей, ограничивается 6-7 миллионами в сутки. Горожане не только приезжают утром на работу, а вечером едут домой, но и активно перемещаются в течение дня. Это в первую очередь касается людей, занятых в сфере обслуживания. По данным самих "метрополитеновцев", эта категория граждан составляет до 30 процентов от общего числа пассажиров. В итоге кроме традиционных часов пик мы имеем плотный пассажиропоток и в дневное время. Поэтому постоянно увеличивается потребность в новых подземных километрах. Сейчас, по расчетам НИИ Генплана Москвы, столичному метрополитену не хватает порядка ста километров. Однако все упиралось в недостаточное финансирование.
И вот, как сообщил на днях глава столичной подземки Дмитрий Гаев, в московском метрополитене готовят предпроектную и техническую документацию по строительству второй кольцевой линии. Результаты этой работы будут представлены летом нынешнего года на градостроительном совете при мэре Москвы. Если принципиальное решение о том, что строительство второго кольца целесообразно, будет принято, то строительные работы начнутся уже в 2010 г. Конечно, пока речь идет о первом участке новой ветки, который пройдет от комплекса "Москва-Сити" в сторону "Полежаевской", "Динамо" и "Савеловской". Этот участок охватит такие новые районы, как Шелепиха и Ходынка. "Важность строительства этого маршрута в том, что он не только даст возможность жителям этих районов с большим удобством пользоваться метрополитеном, но и создаст дополнительные станции для пересадок, и пассажир сможет выбирать наиболее удобный для себя маршрут", - заявляют в пресс-службе московского метрополитена. Новая ветка позволит разгрузить и другие линии метро, поскольку люди смогут делать пересадки по более удобному маршруту, а не стремиться к пересадочным станциям центра и на кольцевую линию.
"Второй пересадочный контур - это своеобразное рваное кольцо, которое по мере необходимости будет связывать между собой линии московского метрополитена", - рассказывал ранее Д.Гаев. В частности, в этот контур войдет соединение в районе станции "Бицевский парк" Калужско-Рижской линии и Бутовской линии легкого метро. Строительство этого контура даст возможность присоединить к существующим линиям метро жителей отдаленных районов Москвы и связать эти линии между собой. Специалисты подсчитали, что наибольшая загруженность на радиусах достигается именно на последних двух перегонах перед Кольцевой линией. В соответствии с этими данными второе кольцо будет отстоять от первого на те самые 2-3 перегона. Сколько времени займет подобное строительство – неизвестно. Ранее глава подземки называл сроки примерно в 3-3,5 года.
Вообще, амбициозных планов по освоению подземного пространства у властей предостаточно. Так, в свое время Д.Гаев говорил, что в обозримом будущем возможно строительство линии "легкого" метро, соединяющей станцию метро "Щелковская" и подмосковную Балашиху. Правда, никаких конкретных сроков он не называл. А в 2005 г Д.Гаев сообщал, что к 2035 году в Москве планируется построить так называемое большое кольцо метрополитена, которое свяжет между собой периферийные станции радиальных направлений.
Теперь о главном – о цене вопроса. В настоящее время на строительство метро выделяется 20 проц средств из федерального бюджета, и 80 проц — из региональных бюджетов. Однако, по словам заместителя председателя комитета Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи Юрия Сентюрина, регионы не справляются с данной программой финансирования, поэтому было предложено увеличить выделение средств на строительство из федерального бюджета до 50 проц. Особые споры велись вокруг Москвы. Противники увеличения федеральной доли финансирования столичной подземки утверждали, что Москва – и так богатый город, и своими силами справится со строительством. Но ведь и потребности у столицы другие – ежегодно число населения здесь существенно увеличивается, чего не скажешь о линиях метро, возражали им. К тому же, столица – это, как ни говори, "витрина России", и по состоянию города принято судить обо всей стране. Вдобавок, метро ветшает быстрее, чем идет его модернизация. Надо менять подвижной состав, эскалаторы, а все это требует денег.
Так что затраты на строительство здесь существенно больше. Пока неизвестно, сколько денег уйдет на строительство второго кольца - ведь проработка технической документации еще не закончена. Но в настоящее время стоимость проходки одного километра глубокого залегания составляет около 45-50 млн долларов. По оценке Д.Гаева, уже в этом году метрополитену понадобятся 23,5 млрд руб. В 2008 г эта цифра составит 20 млрд руб, а в 2009-м - 35,9 млрд руб. Все эти средства пойдут на то, чтобы до 2009 г ввести в строй 23 км новых линий – столько необходимо, чтобы Москва хотя бы не задохнулась от транспортного коллапса. Вывести метро на самоокупаемость можно, увеличив стоимость проезда в 2-3 раза, однако такая "несоциальная" мера властям в преддверии выборов не нужна. Пока не сообщается, нашли ли московские власти средства для скорейшей реализации проекта строительства второго кольца. Ранее предполагалось, что к этому будут привлекать, в том числе, частных инвесторов, однако неизвестно, нашелся ли хоть один бизнесмен, желающий вложиться в это благородное, но малоприбыльное дело.
Тем не менее, в текущем году ожидается беспрецедентный по протяженности пуск новых участков. Речь идет о более чем 15 км путей. На Люблинско-Дмитровской линии для движения откроется центральный участок, от "Чкаловской" до "Трубной". Кроме того, состоится, наконец, запуск Строгинской линии от метро "Парк Победы". Далее эта ветка, протянувшись по части Филевской линии от "Кунцевской" до "Крылатского", уйдет в сторону Строгино и Митино. Согласно планам столичных метростроевцев, станция "Строгино" будет введена в декабре 2007 г. Ею будут пользоваться более 10 тыс пассажиров, которые сейчас ежедневно выезжают из Строгино наземным транспортном на станцию "Щукинская". Все это построено буквально за два с половиной года. Подобные темпы строительства были только в далеких тридцатых годах, когда пускали первую очередь метрополитена. Тогда ввели в строй 14 км подземки.
Впрочем, не всем москвичам строительство второго кольца по нраву. Некоторых настораживают предстоящие подземные работы, особенно, если они будут вестись в непосредственной близости от их жилья. Московские диггеры неоднократно заявляли, что строительство второго кольца метро может привести к увеличению числа разваливающихся домов и количества людей, страдающих от вибрации. Что ж, как было сказано выше, еще есть шанс, что столичные власти сочтут его нецелесообразным. Остается лишь немного подождать – до лета.
ПРАЙМ-ТАСС