К ежегодному конкурсу лучших проектов по благоустройству в рамках программы "Мой двор, мой подъезд" в этом году присоединились дети. В Доме на Брестской (в выставочном комплексе Москомархитектуры) состоялась выставка конкурсных работ, чьи авторы еще сидят за школьными партами. Неудивительно, что большинство из 30 представленных работ посвящены школам будущего. Юные архитекторы, умело использовав бумагу, картон, папье-маше, пластилин и пенопласт, представили публике на первый взгляд совершенно фантастические проекты. Однако, приглядевшись к пестрым макетам, приходишь к выводу, что над каждым проектом потрудились неплохие умы. Обсерватория на крыше — чем не лучший способ постичь мудрость астрономии? А зимние сады и теплицы на школьном дворе — прекрасная возможность наблюдать за жизнью растений под руководством знающего учителя. Мини-зоопарки — соответственно идеальное пособие для изучения зоологии. Но дети есть дети. Продумывая благоустройство территории своих школ, они в первую очередь позаботились о досуге. Качели и горки столь хитроумных конструкций взрослому инженеру ни за что не изобрести.
Чтобы не повторилась трагедия Басманного рынка
В столичном парламенте началась работа над законом "О контроле за использованием объектов недвижимости в городе Москве". После появления нового закона в городе будет введен постоянный мониторинг состояния и целевого использования нежилых зданий и земель, находящихся в собственности правительства Москвы.
По мнению экспертов, входящих в комиссию Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике, собственники и арендаторы помещений нередко думают лишь о том, как извлечь максимум прибыли из недвижимости, пренебрегая элементарными правилами безопасности. Существующие паспорта безопасности зданий, которые согласовываются в управлениях ФСБ, МВД и ряде других структур, не охватывают вопросы, например, целевого использования зданий и вопросы техногенной безопасности. На Басманном рынке следили за антитеррористической безопасностью, охраной труда, но возможность незаконной перепланировки, которая в итоге повлекла за собой техногенную аварию, даже не рассматривалась.
— Мы узнаем о нарушениях закона, когда трагедия уже случится, — считает председатель комиссии Московской городской думы по перспективному развитию и градостроительству Александр Милявский. — За примером далеко ходить не надо — тот же Басманный рынок. Следовательно, чтобы не допустить чудовищных по своим последствиям обрушений, необходима превентивная функция государства: жесткий контроль. Именно этот вопрос должен решить закон.
Сейчас уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы — Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы — проводится 16—17 тысяч проверок объектов нежилого фонда города в год, в ходе которых выявляется свыше 4 тысяч нарушений их использования. Большинство нарушений связано с незаконной перепланировкой и самовольным возведением пристроек (30%), а также с отсутствием правоустанавливающих документов на занимаемые помещения (20%). Ежегодно привлекается к административной ответственности около 3,5 тысячи нарушителей, а сумма взысканных штрафов за допущенные правонарушения составляет примерно 50 миллионов рублей.
— Ситуация с использованием земельных ресурсов города не намного лучше, — считает Александр Милявский. — Основная часть выявляемых нарушений связана с самовольным занятием земельных участков (65—70%), захламлением производственными и бытовыми отходами (10—12%) и самовольным ограничением доступа на земли общего пользования (10%). При этом федеральное законодательство не дает ответа на вопрос, кто именно должен следить за целевым использованием земель. За соблюдением законодательства в этой сфере следят контрольно-инспекционные службы федерального, регионального и муниципального уровней. Что приводит не только к дублированию функций, но и к изрядной неразберихе.
По мнению депутата Александра Милявского, эту проблему можно решить в рамках нового закона.
— В настоящее время правовой основой для осуществления контроля за использованием объектов нежилого фонда является Закон города Москвы от 3 июля 2002 года № 38 "О государственном контроле за учетом и использованием объектов нежилого фонда города Москвы". Но этот закон носит декларативный характер, — считает Александр Милявский. — Например, в нем отсутствуют нормы, устанавливающие порядок проведения контрольных проверок зданий и сооружений, к которым предъявляются повышенные требования эксплуатационной надежности и безопасности.
И это не единственная проблема, которую придется решить столичным депутатам. После различных аварий выяснилось, что привлечь руководителей коммерческих структур к уголовной ответственности за халатность на подведомственных объектах нельзя: соответствующая статья Уголовного кодекса предназначена только для директоров государственных структур. Надо ввести в Уголовный кодекс РФ статью, которая будет стимулировать руководителей следить за техногенной безопасностью.
Заодно депутаты предложили создать электронную базу данных по проектам уникальных и большепролетных зданий, чтобы в случае чрезвычайной ситуации соответствующие службы могли оперативно получить чертежи здания. Это поможет спасателям эффективно действовать в случае техногенных аварий. Напомним, что при ликвидации последствий обрушения Басманного рынка долго не могли собрать воедино документацию — она была разрознена по множеству архивов, что усложняло спасательные работы
Федор ДановИзвестия