В последние годы сегмент торговой недвижимости не только утвердился в роли флагмана отрасли, привлекая более половины всех инвестиций в коммерческую недвижимость, но и продолжает развиваться в сторону повышения качественных характеристик. Важным показателем в этом отношение можно считать появление новых форматов торговых помещений.
Одним из таких форматов, ранее не представленных на российском рынке, и является Ритейл-парк. Конечно, его существование – не новость для девелоперов и инвесторов, другое дело, что, несмотря на большое количество заявленных проектов, на практике из них пока не был реализован ни один.
А имечко–то у Вас нерусское!
Вероятно, для того чтобы рассуждать о каком-либо объекте, не реализованном и существующем пока что только на бумаге, необходимо понимать следующее: говорят ли все участники рынка об одном и том же явлении или мы просто пытаемся надеть понравившийся заграничный термин на то, что уже и так давно присутствует на российском рынке. Дело в том, что в классическом варианте понятие «ритейл - парк» должно быть связано, прежде всего, с обширной территорией (от 100 до 200 тыс. кв. м.), а так же с общей идеей и архитектурной концепцией, которая эту территорию объединяет в единую целостную торговую систему. В России же, в том виде, в каком он представлен за рубежом ритейл – парк, пока как таковой отсутствует.
По словам заместителя директора компании Jones Lang LaSalle Полины Жилкиной, такое понятие как «ритейл парк» у нас действительно обросло множеством смыслов и все подразумевают под ним что-нибудь свое. Как правило, имеется в виду скопление коробок, ограниченных одной площадью и парковкой. В тоже время, в Европе подобные проекты сами по себе больше напоминают города – спутники и находятся далеко за чертой города. На их территории наряду с максимально широкими спектрами различных товаров также представлены и услуги. Например, автосалон соседствует с техцентром и магазином запчастей, недалеко может располагаться автотюнинг. «Единственное необходимое условие для девелопера, управляющего проектом - избегать конкурирующих арендаторов. Товарные группы в рамках одной территории должны непременно дополнять друг друга. Как правило, об архитектуре в таких масштабах речь не идет, – уточняет Полина Жилкина. - Скорее, наоборот, при их строительстве используются только самые дешевые материалы».
Где разместить новоявленных монстров?
И все же, главными условиями для реализации и функционирования проектов масштаба ритейл - парка, в первую очередь, являются большая площадь под застройку и платежеспособность населения, занимающего близлежащие территории. Соответственно строить их необходимо в зоне досягаемости больших развитых городов. Первое, что приходит на ум в этом ключе – это Подмосковье. Возможно, что реализация проекта строительства ЦКАД (многополостной магистрали вокруг МКАДа, захватывающей зоны по всей МО) создаст почву для развития нового направления торговых и логистических парков.
Что касается Московского региона сегодня, то «самая оптимальная зона строительства ритейл – парков находится, естественно, за чертой города, и даже не вокруг МКАДа, уже отягощенного крупными торговыми центрами, - считает Полина Жилкина. Куда разумнее, по ее мнению, размещать ритейл – парки на скоростных трасах, соединяющих Москву с Ригой, Владимиром, по Горьковскому или Киевскому шоссе. Жители этих городов едут закупаться в Москву, поскольку в столице инфраструктура развита куда лучше. Правда особенно удалять постройки от московского платежеспособного населения в сторону региональных городов все же не стоит. Конечным потребителем вполне могут быть москвичи, в том числе и представители малой и средней розницы. В сущности, вопрос сводится не столько к самой территории, на которой планируется разместить торговые комплексы, сколько к ее транспортной доступности. Как отмечает заместитель руководителя Отдела исследований компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Денис Соколов, «на фоне дефицита земельных участков с высокой проходимостью, возникает необходимость для девелоперов рассматривать менее оживленные участки, но способные при этом привлечь поток посетителей. Готовность потребителей тратить много времени на дорогу к торговому центру существенно повышает шансы на успех объектов расположенных относительно далеко от черты города».
Регионы впереди
Но до тех пор, пока рядом со столицей вырастет гигантский город товаров, времени пройдет немало, а между тем, дефицит в крупных торговых форматах ощущается не столько московскими и подмосковными жителями, сколько населением более отдаленных городов. Вполне могут «потянуть» ритейл - парки и многие развитые сырьевые регионы. Один из таких проектов уже реализуется в Екатеринбурге. Как рассказал генеральный директор ГК «Оборонснабсбыт» (девелопер проекта) Игорь Суханов, общее количество торговых площадей будущего ритейл-парка составит около 200 000 кв.м. Общее количество арендаторов – более 300. В тоже время, по его мнению, привязка к определенной концепции по большому счету не важна, решающую роль играет гибкость и умение чутко реагировать на потребности покупателей. «В силу того, что российский рынок все ещё можно считать относительно молодым, многие форматы потребитель склонен идеализировать. Нужно понимать, что, во-первых, идеального формата нет, во-вторых, любой формат живет и трансформируется. Когда мы говорим – «российский ритейл-парк», мы должны понимать, что это очередная попытка взять международные наработки и приложить их к российской ментальности, - пояснил он. - Можно воплощать проект по всем канонам, но гарантии, что он будет успешным, все равно нет. Можно создать неправильный с точки зрения канонов проект, но он будет успешным и востребованным покупателями и ритейлерами».
Классика ритейл-парка – это комплекс отдельно стоящих зданий. Классический ритейл-парк строится дешево и быстро. С позиции архитектуры в западной и европейской традиции ритейл-парков есть ряд отличий. Европа строит ритейл-парки из 2-3-этажных магазинов, при этом, обращая внимание на архитектурный облик; Америка практикует малобюджетное строительство - одноэтажные «бигбоксы», здания ангарного типа, где главное – функциональность, при этом, архитектурные изыски Запад не интересуют.
Если говорить о ситуации в России, то «исходя из дефицита земельных участков, в нашем случае, целесообразно было поднимать магазины на 2 этажа в высоту, хотя с позиции классического американского ритейл-парка это не совсем правильно. Что касается архитектуры, мы выбрали золотую середину, – благоприятное внешнее оформление магазинов, в то же время никаких особых архитектурных изысков, чтобы сохранить относительно низкую стоимость строительства, - отмечает Игорь Суханов.
Каковы перспективы у Мифа?
Итак, отвечая на главный вопрос данной статьи – жизнеспособен ли формат «ритейл – парк» на территории нашей необъятной Родины, мы склонны ответить – да. «Да» - с некоторыми оговорками. Во-первых, понадобится некоторое время, прежде чем первые ритейл – парки будут построены, причем ожидать их, вероятнее всего, стоит скорее в регионах, чем в Московской области. С этим согласен и Игорь Суханов, который указывает на удешевление строительства в регионах по сравнению с Московской области: «Стоимость строительства зависит от многих факторов – от архитектурной концепции, материалов, от того, кто реализует проект и в каком регионе».
В Москве стоимость строительства составляет около $1500-1600/м - и это за классический одноэтажный бигбокс ангарного типа. В регионах подобный объект можно построить в пределах $800-1200/м (без учета стоимости земли)». Во–вторых, пока не появилось общей терминологии и понимания, о каких именно форматах идет речь, в том или ином контексте, мы будем сталкиваться лишь с «вариациями на тему ритейл – парков». Это конечно вызовет некоторый резонанс в прессе,