Покупка 30% Strabag за 1,2 млрд евро, возможно, является лишь началом экспансии Олега Дерипаски на европейский строительный рынок. На прошлой неделе он потратил более $200 млн, чтобы скупить на бирже 3% акций другого концерна, Hochtief, и намерен увеличить свою долю в нем. Ранее он, а также Strabag пытались купить блокпакет этой компании.
Hochtief AG — международный строительный холдинг с головным офисом в Германии. Консолидированная выручка в 2006 г. — 15,5 млрд евро ($20,5 млрд), чистая прибыль — 89,1 млн евро ($117,55 млн). Капитализация на Франкфуртской бирже — 5,64 млрд евро ($7,66 млрд). 25,08% акций принадлежат испанской Actividades de Construccion y Servicios, 4% — британской Schroders, 6,87% находится на балансе самого концерна, остальные — в свободном обращении.
Подконтрольная Олегу Дерипаске и аффилированная с “Базовым элементом” (“Базэл”) компания Rasperia Trading Ltd приобрела 3% обращающихся на рынке акций германской строительной компании Hochtief AG, говорится в заявлении “Базэла”. В официальном сообщении Hochtief указывается, что Rasperia Trading принадлежит кипрской Valtoura Holdings Ltd., бенефициаром которой является Дерипаска.
2,1 млн акций Hochtief скупались в течение нескольких дней по рыночной цене, уточняет пресс-служба “Базэла”. В четверг они стоили на Франкфуртской фондовой бирже 77,78 евро, в пятницу — 80,4 евро (+3,37%). Покупка могла обойтись Дерипаске примерно в 160 млн евро ($217 млн). Это только начало — “Базэл” уже заявил о намерении увеличить свою долю в Hochtief. Насколько именно, в пресс-службе компании сообщить отказались.
“Переговоры с Дерипаской о создании СП велись в течение нескольких недель. Мы договорились о сотрудничестве в управлении аэропортами, объектами и концессиями. Они интересуются нашими ноу-хау, а мы намерены расширять присутствие на российском рынке”, — говорится в пресс-релизе Hochtief. Компания 80% прибыли получает за границей. Недавно Херберт Люткештраткеттер, с апреля возглавляющий концерн, говорил, что потенциал российского рынка настолько велик, что руководство фирмы рассматривает возможность стратегического партнерства с одной из местных компаний. Сейчас Hochtief участвует в проекте по реконструкции аэропорта “Шереметьево”, строительству железнодорожной станции в “Шереметьево-2” и стадиона “Спартак” рядом с Тушинским аэродромом. Компания построила штаб-квартиру Сбербанка, Mercedes-Benz Plaza, “Берлинский дом” и др.
“Строительство, инфраструктурное развитие и девелопмент являются стратегически важными направлениями для "Базэла", который намерен развивать партнерство с Hochtief в области строительства и управления аэропортами”, — говорится в сообщении “Базэла”. Авиацией Дерипаска занялся в 2004 г., строительством — год спустя. Сегодня в структуру “Базэла” входит холдинг “Аэропорты Юга”, объединяющий аэропорты Сочи, Краснодара, Анапы и Геленджика, “Авиалинии Кубани” и др. В портфеле принадлежащих Дерипаске “Главстроя” — 4 млн кв. м жилья, “Альтиус-Девелопмент” — более 1 млн кв. м коммерческой недвижимости.
Дерипаска уже пытался стать акционером Hochtief , рассказывает заместитель гендиректора российского представительства Strabag Александр Ортенберг. По его словам, Дерипаска вел переговоры о покупке 25,08% акций компании у мюнхенской инвесткомпании Custodia Holding, но проиграл — в конце марта владельцем пакета стала испанская строительная компания Actividades de Construccion y Servicios, заплатившая за него 1,26 млрд евро. Представитель “Базэла” не стал это комментировать.
Примерно столько же — 1,2 млрд евро — Дерипаска заплатит за 30% акций другой европейской строительной компании, австрийской Strabag, о покупке которой договорился две недели назад. Австрийцы надеялись, что смогут увеличить свое присутствие на российском рынке и им больше не придется беспокоиться о поиске заказов. “Видимо, "Базэл" хочет, чтобы Hochtief строила для него аэропорты, хотя в Европе мы по ним не уступаем”, — рассуждает Ортенберг.
Strabag также интересовалась покупкой 25% Hochtief, говорит Ортенберг: “Нам интересно увеличить объемы работ в Европе”. Блокпакет позволил бы управлять компанией, поскольку других крупных акционеров у нее нет, объясняет он.
Как Дерипаска намерен работать с двумя конкурирующими компаниями, в его пресс-службе не стали комментировать. Сотрудник строительного подразделения “Базэла” сказал лишь, что рынок “достаточно емкий”. “Это разные вещи — владеть 30% и 3% акций, — говорит Ортенберг. — Видимо, здесь есть чисто психологический момент: когда компания выполняет генподряд, а ты являешься ее акционером”.
Ортенберг не исключает создания Дерипаской большого европейского концерна. В феврале Дерипаска нанял двух иностранных менеджеров: Лойренс Махон возглавил сектор инфраструктурного строительства и девелопмента, а Дуглас Ланд — строительных услуг и производства материалов. “Дерипаска умеет играть многоходовки”, — соглашается источник в “Базэле”. Strabag в последние годы консолидировала несколько крупных строительных активов, напоминает гендиректор DB Development Дмитрий Гаркуша. По его мнению, Дерипаска стремится объединить строительные активы, чтобы создать самую мощную корпорацию в этом сегменте. Очевидно одно — интерес Дерипаски к европейским компаниям, работающим в этом секторе, резюмирует аналитик одного из крупнейших банков, следящих за ситуацией с Hochtief.
Бэла ЛяувВедомости