Категории каталога
Каталог / Мода и стиль / Это интересно / Инвестиции в ритейл продолжают увеличиваться

Инвестиции в ритейл продолжают увеличиваться

Город начинают осваивать ритейлеры из Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Калининграда. Они будут конкурировать как с местными, так и с крупными федеральными и международными операторами, которые уже присутствуют в Нижнем Новгороде. Эксперты начинают говорить о грядущем перенасыщении рынка и необходимости уникальных концепций для торговых центров.

По данным городской администрации, в Нижнем Новгороде в начале 2007 г. насчитывалось около 600 000 кв. м торговых площадей. Считая вместе с ТЦ “Мега”, расположенным за чертой города, но рассчитанным в основном на нижегородцев, — более 700 000 кв. м.


Инвесторы не успокоятся
Инвесторы в торговую недвижимость продолжают активно осваивать этот сегмент. Практически каждый инвестиционный совет при губернаторе Нижегородской области принимает положительные решения по строительству новых торговых комплексов. Число заявленных проектов растет как на дрожжах: нижегородская компания “Классика” планирует построить к 2009 г. ТРЦ площадью 15 000 кв. м на Московском шоссе в Канавинском районе. В Московском районе планирует строительство компания “Блик”, площадь ее будущего торгово-культурного центра — 42 000 кв. м, начало строительства намечено на 2009 г.

“Капитал-Строй” получил участок под строительство торгово-демонстрационного центра “Гостиный двор” в Нижегородском районе, а на центральной площади Свободы компании “Славянский двор”, “Кайман”, “Новый город”, “Земляне” и “Синема-парк” объединенными усилиями собираются построить к 2009 г. ТРЦ площадью 5000 кв. м.

Самый крупный из одобренных в этом году проектов — ТРЦ площадью 156 000 кв. м на пересечении ул. Богородского и Иевлева. Его возводит AIM Property Development. Компания решила развивать сетевой проект и одновременно планирует строить ТРЦ в Омске и Краснодаре.

ГК “Электроника” начала в конце 2006 г. строительство межрегионального ТРЦ общей площадью 130 000 кв. м на пл. Лядова.


Все сети в гости к нам
Иногородние продуктовые сетевые компании активно ищут помещения в Нижнем Новгороде. Но им редко удается купить или арендовать в Нижнем Новгороде готовые магазины. Калининградская компания “Вестор” обещает в июле открыть супермаркет площадью 2800 кв. м на арендованных площадях во Дворце спорта “Нагорный”, а к концу года — гипермаркет площадью 6000 кв. м на Казанском шоссе. Компания объявила о том, что потратит $3 млн на реконструкцию арендованных помещений. Общий объем инвестиций в оба проекта составит $8,4 млн. Это довольно редкий для Нижнего Новгорода случай захода сетевого ритейлера на арендованные площади. Чаще всего им приходится строить свои гипер- и супермаркеты, как, например, это уже сделала компания Metro AG, а “Лента”, “Доринда”, “Мосмарт” начали в конце 2006 — начале 2007 г.


Мало хороших магазинов
Тем не менее, несмотря на быстрые темпы прироста торговых площадей, спрос на аренду и на покупку остается, по данным экспертов, неудовлетворенным. На начало 2007 г., по оценке компании “Торговый квартал”, предложение в сегменте качественных торгово-развлекательных центров в Нижнем Новгороде насчитывало около 155 000 кв. м (в расчет принимались только полезные площади объектов). К ним “Торговый квартал” относит такие ТРК, как “Шоколад”, “Этажи”, “Республика”, “Золотая миля”, “Мега”. Емкость торгового рынка Нижнего Новгорода вместе с городами-спутниками приближается к 430 000 кв. м.

“Качественные торгово-развлекательные центры предполагают наличие грамотной концепции, пула "якорей" и известных международных операторов, наличие достаточного числа парковочных мест и профессиональное управление”, — повторяет известную истину Елена Бухарова, руководитель департамента консалтинга компании “Торговый квартал”. По ее оценке, сейчас дефицит качественных торговых площадей в Нижнем Новгороде составляет около 280 000 кв. м, что делает город перспективным для развития крупномасштабных проектов городского и регионального охвата. “Хотя арендные ставки в крупных торговых центрах довольно высоки, в большинстве из них существует лист ожидания”, — подтверждает Елена Соловьева, директор по продажам риэлторской фирмы “Адрес”.


Ставки аренды зависят от места
По данным Татьяны Романчевой, директора Нижегородского центра научной экспертизы, ставки аренды в ТЦ и ТРЦ варьируются в зависимости от месторасположения арендатора на этаже и близости магазина к эскалатору или лифту, от занимаемой им площади (небольшие помещения стоят дороже) и от товарной группы. Исходя из этого, в одном и том же ТЦ ставки могут различаться на порядок. Например, в универмаге “Гордеевский” ставки варьируются от 930 до 9300 руб. за 1 кв. м в месяц, в ЦУМе на первом этаже ставки варьируются от 7200 до 14 700 руб. за 1 кв. м.

Спрос на торговые площади в магазинах более мелкого формата тоже высок, особенно на проходных улицах в центре районов. “За такие "волшебные" места арендаторы ведут настоящую борьбу”, — констатирует Надежда Данилова, менеджер АН “Адрес”. Она говорит, что собственники уже номинируют арендные ставки в евро и претендуют на процент от оборота — и арендаторы вынуждены соглашаться.

Хотя общее повышение ставок, по данным риэлторов, в целом соответствует инфляции.

“Во многих ТЦ базовые ставки не меняются, арендная плата повышается за счет эксплуатационных расходов. Но происходит дифференциация арендной платы за счет применения системы коэффициентов: самые выгодные места дорожают, а плата за менее выгодные не увеличивается”, — отмечает Романчева.


Конкуренция растет
Большое количество новых и планируемых торговых площадей увеличивает конкуренцию на этом рынке. Следствием этого становится увеличение сроков окупаемости проектов. По мнению Романчевой, сегодня инвесторам не стоит рассчитывать на окупаемость быстрее семи-восьми лет.

“Стоимость строительства и покупки торговых площадей существенно выросла. Их собственникам, конечно, хотелось бы бесконечно увеличивать арендную плату, но арендаторы к этому не готовы”, — говорит Андрей Крайнов, менеджер компании “Выбор-недвижимость”. Частая сменяемость арендаторов в магазинах, где ставки слишком высоки, убеждает собственников в том, что предел их роста близок. Данилова отмечает, что часто меняются арендаторы в небольших магазинах на ул. Белинского и на первом этаже ЦУМа.

В условиях растущей конкуренции перед собственниками ТРЦ и их управляющими компаниями все острее встает вопрос о заполняемости ТРЦ. Несмотря на листы ожидания, управляющие компании ведут постоянный поиск арендаторов, которые были бы наиболее притягательны для покупателей и делали бы ТРЦ уникальным.

“Во многих ТРЦ размещены одни и те же бренды. Появление новых объектов заставит управляющие компании задуматься не только о том, как привлечь новых, но и как удержать существующих арендаторов”, — прогнозирует Романчева.

Она полагает, что конкуренция заставит собственников ТРЦ прибегнуть к специализации и более четко ориентироваться на целевые группы: “Сейчас действует правило "все — для всех", каждый ТРЦ ориентируется на семейное посещение: и набор арендаторов в нем, и предлагаемые развлечения, и точки общепита мало чем отличаются друг от друга”. По словам Романчевой, многочисленные новые проекты будут стимулировать владельцев существующих ТРЦ на поиск индивидуальности для своих объектов.

Ирина БондаренкоВедомости

Дополнительные статьи по теме "Это интересно"

У молодца не без золотца

Золотой человек, золотое сердце, золотые рукиПочти в каждом языке есть устойчивые выражения, в которых то, чем говорящий дорожит и восхищается, сравнивается с золотом. А как быть, если закрались сомнения в подлинной ценности этого всеобщего эквивалента? Если вам вдруг показалось, что ваше изделие из золотане вполне золотое?

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru