Пять лет чиновники разных рангов упрекали “Шереметьево”, что в нем никак не закончится ни одна новая стройка. Но стоило аэропорту отчитаться об открытии нового терминала “Шереметьево-1”, как снова посыпались претензии. Ростехнадзор считает, что аэропорт не имеет права эксплуатировать объект, и грозит прокуратурой.
“Шереметьево” — второй по величине аэропорт в России, в 2006 г. обслужил 12,76 млн пассажиров. До последнего момента в нем работали всего два пассажирских терминала — “Шереметьево-1” 1964 г. постройки и “Шереметьево-2”, возведенный в 1980 г. Оба принадлежат ОАО “Международный аэропорт “Шереметьево” (МАШ), 100%-ной госкомпании. Выручка АО за девять месяцев 2006 г. — 4 млрд руб., чистая прибыль — 608,6 млн руб.
В 2001 г. в “Шереметьево” торжественно заложили первый камень нового терминала “Шереметьево-3”. Но до 2005 г. этот камень так и оставался единственным новым объектом в аэропорту. Чиновники много негодовали.
Тогда в “Шереметьево” начались сразу три новых стройки: за “Шереметьево-3” взялся “Аэрофлот”, а сам аэропорт решил строить новый “Шереметьево-1” и реконструировать “Шереметьево-2”. Первый терминал обошелся в $88 млн, строила его германская Hochtief (генподрядчик “Шереметьево-2”). Вчера аэровокзал наконец принял первый рейс.
“Впервые в мировой практике [такой терминал] был построен всего за один год”, — говорится в пресс-релизе “Шереметьево”.
Радость омрачила Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) — она сообщила, что эксплуатировать новый “Шереметьево-1” нельзя из-за “выявленных нарушений”. Ростехнадзор готовит “для передачи в прокуратуру материалы по незаконной эксплуатации объекта, не сданного в эксплуатацию”, сообщила пресс-служба ведомства. Проверка терминала продолжается, сообщил “Ведомостям” замначальника управления Ростехнадзора по Центральному федеральному округу Константин Курченков. Ростехнадзор, который должен был участвовать в приемке объекта, этого до сих пор не сделал, поэтому работать аэровокзал не может, возмущается он: без санкции суда Ростехнадзор может приостановить эксплуатацию терминала на срок до пяти дней, что ведомство и намерено сделать.
В “Шереметьево” удивлены. Никаких официальных документов от Ростехнадзора аэропорт не получал — ни по выявленным нарушениям, ни по невозможности ввода в эксплуатацию “Шереметьево-1”, заверил “Ведомости” заместитель гендиректора “Шереметьево” Евгений Тумель.
В Минтрансе и Hochtief дать комментарии отказались.
“Ростехнадзор — очень серьезная организация, слов на ветер не бросает”, — предупреждает замгендиректора российского представительства Strabag Александр Ортенберг: прошлой осенью Ростехнадзор из-за нарушений остановил стройку “Капитал Груп” — жилой комплекс “Аэробус” в Москве.
Курченков добавляет, что только из-за нарушения экологических норм строительства, в том числе по материалам проверок Ростехнадзора, в 2006 г. возбуждено около 500 уголовных дел.
Директор Corpus Juris Денис Балакин считает, что серьезных санкций против “Шереметьево” не будет, скорее всего Ростехнадзор ограничится приостановкой и предписанием. Но припомнить этот случай аэропорту могут при первой же аварии, и тогда последствия могут быть серьезными.
Проблемы нового “Шереметьево-1” могут коснуться сразу семи перевозчиков, международные рейсы которых со вчерашнего дня принимает этот терминал. Это “Аэрофлот”, его архангельская и ростовская “дочки”, казахстанская Air Astana, украинская “Аэросвiт”, литовская Lietuvos avialinijos и алжирская Air Algerie.
Представитель “Аэрофлота” Ирина Данненберг говорит, что никаких проблем перевозчик не ждет: рейсы, как и раньше, могут приниматься другими терминалами “Шереметьево”.
Получить комментарии остальных компаний вчера не удалось.
Выявленные нарушения
Прежде всего некачественно оформлена исполнительная документация. По ней невозможно определить, соответствовали ли выполненные работы проектной документации и строительным нормам и правилам. В частности, Ростехнадзор не получил от “Шереметьево” учета поступающих на стройплощадку материалов, их гигиенической экспертизы, говорит представитель ведомства Светлана Винокурова. Не представлены до сих пор и результаты лабораторных испытаний на плотность тех материалов и грунта, которые закладывались под бетонную плиту здания терминала. Поскольку отделочные работы уже завершены, заключение о соответствии без вскрытия конструкций или их обследования специальными методами неразрушающего контроля сделать невозможно. Кроме того, не в полном объеме выполнены противопожарные мероприятия, предусмотренные проектом.
Елена Мазнева, Ирина МалковаВедомости