"Известия" продолжают инспектировать одну из самых спорных московских строек. В "Царицыно" только что возведены кровли Большого дворца, но и в самом дворце, и в других местах усадьбы работы продолжаются, а кое-где затеяны новые. Эффект, произведенный первыми результатами авральной стройки, был предсказуем: знатоки в унынии, "народу нравится".
Суть минувших споров по проекту достройки дворца сегодня ясна как никогда. Достаточно сравнить новые кровли с теми, что запечатлены на картинах XIX века, чтобы понять: так не было никогда. А взглянув на варианты дворца по Казакову — проектный и осуществленный (см. "Известия" от 09.09.05), добавить: и не могло быть. Из сравнения казаковских вариантов видно, в частности, что мастер, упрощая кровли башен, упрощал и фасадную архитектуру, например размер и форму окон. Теперь несоответствие между фасадами и кровлями, взятыми из первоначального проекта, очевидно. Напомним и то, что пышные кровли предназначались для дворца большей этажности. В общем, кровли существуют словно отдельно от фасадов, одновременно придавливая их.
Вблизи становится заметна и простая халтура в завершениях башен — контраст между белым камнем слуховых окон и цементосодержащими отливками декоративных парапетов и обелисков.
Вход в главный подземный вестибюль — между дворцом и Хлебным домом — задумывался как воспоминание о баженовском Управительском доме, стоявшем здесь до конца XVIII века. На месте его фундаментов и был выкопан вестибюль, а входной павильон с эскалаторами повторил контур Управительского дома. Поскольку архитектура дома неизвестна, павильон решен в стекле с напылённым рисунком готической декорации — привет пирамиде Лувра. Выше карниза помещены детали объемные и совершенно вымышленные.
Новое недоумение ждет на парадном дворе, где в цепочку Кавалерских корпусов затесалась трансформаторная подстанция, сопоставимая с ними в габаритах и тщетно выдаваемая за готический павильон. Невозможно поверить, чтобы во всей усадьбе не нашлось другого места для кабельного узла, как только здесь, в самом центре хрестоматийной баженовской планировки.
Из малых форм отметим новейшую коленчатую лестницу на склоне справа от Фигурных ворот. Лестница изуродовала виды с воротами и все впечатление баженовской входной зоны. Часть посетителей направляются не в арку ворот, как хотел бы Баженов, а на эту лестницу.
Увы, перечисленными сюрпризами дело не ограничится. Рассказывают, что, приехав осенью на любимую стройку, Юрий Лужков обнаружил на пруду остров-подкову и пожелал, чтобы из воды внутри подковы бил фонтан, а на остров с обоих берегов были бы переброшены мосты. Мосты, заметим, не существовавшие. Росохранкультура — федеральный орган охраны памятников — согласовала фонтан и деревянные мосты, но штабу стройки больше нравятся железные.
А штаб царицынской стройки — это ее мозговой центр. Там принимаются не только технологические, но и принципиальные решения. Новое "Царицыно" — символ господства стройкомплекса над архитектурой. Читателям стоит знать, что согласование некоторых решений запрашивается после начала работ и до сих пор не все проекты согласованы. Что Росприроднадзор в сентябре дал по царицынским затеям отрицательное экспертное заключение. Что на основании этого заключения прокуратура Москвы в ноябре и декабре внесла представления в адрес восьми организаций, включая строительный департамент правительства Москвы, с требованием запретить работы.
Опираясь на эти документы, житель Царицына Андрей Маргулев подал иск в Нагатинский народный суд. Истец настаивает на незаконности самого постановления правительства Москвы о комплексной программе развития ансамбля "Царицыно", поскольку эта программа не имеет экологического согласования. Судья рассудила, что таковое для постановления и не требовалось. В понедельник Маргулев подает апелляцию в столь же независимый городской суд.
Помнится, на общественном градостроительном совете в сентябре 2005 года Юрий Лужков изложил свою версию истории "Царицыно". Императорская власть якобы отказалась от достройки дворца, и скромные деньги на упрощенную кровлю выделил московский губернатор. В действительности упрощенная кровля была утверждена Екатериной Великой, а губернаторская архитектура пришла в "Царицыно" только теперь.
Рустам РахматуллинИзвестия