До конца февраля в Музее архитектуры проходит выставка «Итальянский Дворец Советов», посвященная самому известному архитектурному конкурсу советской эпохи. Это здание должно было стать главным символом страны победившего социализма, но грандиозному архитектурному замыслу так и не было суждено осуществиться. От конкурса, в котором приняли участие сотни советских и зарубежных архитекторов, остались только эскизы. Самые значимые из них и выставлены в Музее архитектуры.
Идею сооружения Дворца Советов выдвинул в 1922 году на Первом съезде Советов СССР Сергей Киров. В своем выступлении он подчеркнул, что здание не только «должно являться эмблемой грядущего могущества, торжества коммунизма», но и быть достаточно большим для того, чтобы «представители труда смогли бы собираться в достаточном количестве».
Как только не называли этот объект – и «архитектурный памятник эпохи», и «пролетарское чудо», и «всесоюзная вышка»! Дворец Советов было решено построить в самом центре Москвы, на месте разрушенного Храма Христа Спасителя, он должен был стать мощной архитектурной доминантой, на которую бы ориентировались все остальные социалистические стройки. Конкурс на лучший архитектурный проект объявили в 1931 году, и всего на него было представлено 160 проектов и 112 проектных предложений от трудящихся. В Совете по проектированию и строительству Дворца состояли Горький, Грабарь, Луначарский, Мейерхольд, Станиславский, но даже объединив усилия, они не смогли определить победителя, и лишь в мае 1933 года жюри приняло за основу предложения архитектора Бориса Иофана. Однако мало кто знает о том, что в создании этого дерзкого проекта важную роль сыграл Армандо Бразини, итальянский зодчий из Рима, который первым предложил в качестве символа государства большевиков сооружение в форме гигантской башни со статуей Ленина вместо шпиля.
Кстати, Борис Иофан был учеником Бразини и приложил много усилий к тому, чтобы учителя пригласили к участию в конкурсе. И хотя проект итальянского архитектора не оказался в числе призеров, он был отмечен жюри, и именно из него в итоге выросла, как теперь принято говорить, концепция проекта. Отсюда и название выставки — «Итальянский Дворец Советов»: главное в этом объекте – не идеология, а архитектура, которой он обязан в равной степени и Бразини, и Иофану. В экспозиции представлены все листы проекта Бразини и окончательные, самые показательные эскизные варианты Иофана, по которым можно в полной мере оценить величие архитектурного замысла.
Проект Иофана, без преувеличения, поражает воображение: Дворец Советов должен был представлять собой грандиозное сооружение высотой 420 м и объемом 7,5 млн куб. м. Круглый в плане Большой зал, предназначенный для проведения сессий Верховного Совета СССР, митингов, собраний и рассчитанный на 21 тыс. человек, имел высоту 100 м. Над Большим залом, в высотной части Дворца, размещались залы палат Верховного Совета СССР и Президиум. Кроме того, во Дворце Советов предусматривалось устройство зала Конституции, государственного документального архива, библиотеки и специальных аудиторий для работы депутатов. На облицовку здания планировалось пустить 300 тыс. кв. м гранита. А венчать его должна была скульптура Ленина, и в этом смысле у Дворца Советов, конечно, существовал реальный прототип. Это Статуя Свободы в Нью-Йорке, которую большевикам необходимо было превзойти по всем показателям.
Скульптору Меркурову это вполне удалось, по крайней мере на бумаге: статуя Ленина весила 6 тыс. тонн и возвышалась на 100 м. Размеры у нее должны были быть просто циклопическими: длина указательного пальца Ильича составила бы 6 м, а голова по объему была лишь чуть-чуть меньше Колонного зала Дома Союзов. Понятно, что при таких масштабах изваяния все здание Дворца воспринималось бы только как пьедестал для монумента. Кстати, в своих первых проектах Иофан предлагал установить скульптуру рядом, отдельно от здания, в виде специального монумента. Лишь в 1934 году статуя была помещена на Дворец, причем точно по вертикальной оси. Правда, так и осталось загадкой, нарочно ли архитектор игнорировал особенности нашего климата или просто забыл о том, что 100-метровая статуя будет скрыта облаками более 200 дней в году…
Старт стройке века был дан в 1939 году, и тогда же, по советской традиции, XVIII съезд ВКП(б) принял решение об окончании работ по сооружению Дворца – к концу третьей пятилетки. Но строительство Дворца приостановили во время Великой Отечественной войны и больше уже не возобновляли. Впрочем, еще очень долгое время при Совете министров СССР продолжало существовать Управление строительства Дворца Советов: в 1947 году оно переключилось на строительство многоэтажных зданий в Москве, а еще пятнадцать лет спустя получило заказ на проектирование и возведение Останкинской телебашни.
Сегодня единственной памятью о так и не построенном Дворце Советов, помимо многочисленных чертежей, эскизов и макетов, служит фундамент – огромных размеров бетонная коробка с круглыми перегородками. Гидроизоляция фундамента была выполнена по самым передовым технологиям своего времени, так что неудивительно, что за двадцать с лишним лет безделья бетонная емкость до отказа заполнилась дождевой водой. Возможно, именно это подсказало правительству Хрущева идею превратить ее в бассейн. Сегодня фундамент Дворца Советов частично используется для нужд резиденции Русской Православной церкви, размещенной под восстановленным Храмом Христа Спасителя.
Ася ИльинаСобственник