Города Подмосковья. Жуковский
Город Жуковский, крупнейший российский центр авиационной науки и техники, расположенный в 32 км к юго-востоку от столицы, — один из самых красивых, благоустроенных и зеленых городов Подмосковья. У него, как и у любого другого населенного пункта нашей страны, своя история и внешний облик, свои проблемы и достижения.
Исторические факты
В древности здесь были глухие места с множеством озер и болот. Огромные лесные массивы тянулись от села Быково до реки Москвы.
Первые поселения появились в этом районе в начале XX века, когда владелец Московской железной дороги Николай Карлович фон Мекк выкупил у князя Прозоровского-Голицына большой участок леса и основал станцию Прозоровская (в последствии Кратово) и дачный поселок.
Поблизости он решил построить городсад, в котором будет все, что нужно для удобной, здоровой и благополучной жизни его обитателей. В 1912 году приглашенные им молодые архитекторы В. Н. Семенов, А. И. Таманян, А. В. Щусев, А. И. Шанецкий и Н. Н. Бунятов разработали проект. В короткие сроки выполнили все изыскания и в густом сосновом бору, на водоразделе рек Москвы и Хрипанки приступили к возведению нескольких жилых домов — с водопроводом, канализацией, хозяйственными постройками — и первых корпусов уникального больничного городка.
Начавшаяся в 1914 году мировая война остановила стройку. Проект не удалось полностью осуществить, но заложенные в нем идеи в дальнейшем широко применяли при создании новых микрорайонов и дачных поселков не только в России, но и далеко за ее пределами. Использовали их и при строительстве города Жуковского. По окончании войны в окрестностях поселка Прозоровского появились новые санатории, железнодорожная платформа и дачный поселок Отдых.
В дальнейшей судьбе поселка огромное значение имело решение правительства страны о строительстве здесь Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Это научное учреждение, созданное в 1918 году по инициативе отца русской авиации Н. Е. Жуковского, играло исключительно важную роль в становлении отечественной авиации. В 30е годы в стране появились разработки новых типов самолетов. Для проведения испытаний старой базы института не хватало, возникла необходимость в ее расширении.
Совет труда и обороны страны 13 августа 1933 года утвердил место под строительную площадку нового ЦАГИ. Оно было выбрано в районе поселка Отдых. В создании института принимала участие вся страна. Были привлечены талантливые ученые, специалисты и рабочие высшей квалификации.
Параллельно с корпусами института возводили жилые дома, асфальтировали дороги, сооружали систему водоснабжения. Бывшее дачное поселение Отдых стало рабочим поселком Стаханово, названным так в честь знаменитого шахтера Алексея Стаханова. Преобразование поселка в город происходило постепенно на основании тщательно продуманных генеральных планов.
Их целью являлось создание современного благоустроенного города. Строительство жилья сопровождалось развитием инфраструктуры: открывали школы, детские, лечебные и культурные учреждения.
Одновременно со строительством велось проектирование и испытание новых видов авиационной техники. Ученые ЦАГИ тесно сотрудничали с коллективами всех авиационных заводов, лабораториями и конструкторскими бюро страны. К 1941 году недалеко от поселка построили испытательный аэродром. В годы Великой Отечественной войны здесь базировались боевые самолеты дальнего действия, в больницах и санаториях размещались военные госпитали.
В период войны работы по строительству института и поселка были временно прекращены и вновь возобновились сразу же после ее окончания.
К 100летию со дня рождения основоположника отечественной авиационной науки и создателя ЦАГИ Н. Е. Жуковского 23 апреля 1947 года поселку Стаханово присвоили статус города и дали название Жуковский.
Современный город
Развитие реактивной авиации требовало расширения научно-производственной базы ЦАГИ. Для ускорения темпов строительства в Жуковском создали строительный трест Особстрой.
В период с 1948 по 1957 год им было возведено 77 многоэтажных жилых домов, 4 школы, 11 дошкольных учреждений, больничный комплекс. В городе проложили новые улицы, пустили новые предприятия. В это время фактически сформировался его внешний вид.
Для дальнейшего развития Жуковскому передали земли соседней деревни Колонец и часть села Быково. Для расширения летного поля испытательного аэродрома село Новое перенесли ближе к городу Раменское. На базе завода железобетонных изделий создали мощный домостроительный комбинат, который обеспечил комплектами многоэтажных жилых домов не только Жуковский, но и другие города Подмосковья.
Территорией массовой застройки стал микрорайон Колонец, который за несколько лет превратился в благоустроенную, с развитой инфраструктурой часть города.
За прошедшие годы внешний вид Жуковского заметно изменился. Если центр довоенной постройки состоит из невысоких, по большей части из белого и красного кирпича зданий, то в новых микрорайонах возвышаются многоэтажные дома и современные жилые комплексы.
Появились новое здание городской администрации, кинотеатры, Дом книги, школа искусств, различные учреждения службы быта.
Открыты кафе, рестораны, развлекательные центры, крупные торговые комплексы: «Дикси», «Пятерочка», «Эльдорадо», «Паттерсон», «Океан».
Вдоль широких улиц и тротуаров высажены многолетние липы, перед центральным корпусом ЦАГИ рядом с красивым зданием Дворца культуры разбит живописный сквер.
В городском парке интересные аттракционы, танцевальная площадка, ресторан, ночной клуб.
В городе построены крытые теннисные корты, современный спортивный комплекс «Метеор» с легкоатлетическим стадионом, на котором проводят соревнования самого высокого ранга. Популярность легкой атлетики среди жителей города особенно возросла после победы их знаменитого земляка Юрия Борзаковского на Олимпийских играх в беге на 800 м.
На южном берегу Кратовского озера среди вековых сосен построили детскую железную дорогу. Миниатюрные, в треть натуральной величины, составы курсируют от платформы Кратово до станции Отдых. Их полностью обслуживают учащиеся железнодорожных школ.
Наряду с общеобразовательными и специализированными школами в Жуковском действуют несколько профессиональных училищ, авиационный техникум, филиалы ведущих московских вузов: авиационного (МАИ) и физико-технического (МФТИ).
Приближенность этих институтов к крупным научно-исследовательским центрам дает возможность одновременно с теоретическими знаниями получать практические навыки, необходимые для дальнейшей работы.
Кроме ЦАГИ в городе работают федеральные государственные предприятия: Министерство чрезвычайных ситуаций России, Экспериментальный машиностроительный завод им. В. М. Мясищева, Научно-исследовательский институт авиационного оборудования, Летно-исследовательский институт им. М. М. Громова (ЛИИ).
ЛИИ создан в 1941 году и на протяжении многих лет является летной базой для конструкторских бюро Туполева, Илюшина, Яковлева, Сухого, Мясищева и др. Отсюда впервые поднимаются в небо новые самолеты. Здесь были разработаны программы создания космического корабля «Буран» и самолетов морского базирования. Летную школу, организованную при институте в 1941 году, закончили многие летчики-испытатели. Так что неслучайно большинство улиц Жуковского названо именами великих ученых, конструкторов и летчи
Золотой человек, золотое сердце, золотые рукиПочти в каждом языке есть устойчивые выражения, в которых то, чем говорящий дорожит и восхищается, сравнивается с золотом. А как быть, если закрались сомнения в подлинной ценности этого всеобщего эквивалента? Если вам вдруг показалось, что ваше изделие из золотане вполне золотое?