Небоскребы в мегаполисе: какой этаж последний?
Для большинства мегаполисов мира общей проблемой является нехватка свободных земельных участков под новое строительство. Выходом из сложившейся ситуации можно считать возведение высотных зданий. Эксперты уверяют, что через 25 лет 80 % населения планеты будут жить в городах, а значит, спрос на жилые и офисные помещения возрастет многократно. Поэтому очевидно, что в градостроительстве будущего небоскребы приобретут гораздо большее значение, нежели сегодня.
Каковы перспективы высотной застройки городов, как правильно выбрать место для небоскреба и увязать его архитектуру со сложившейся окружающей средой, как привлечь инвестиции к участию в его сооружении и извлечь максимальную выгоду, сведя риски к минимуму? Эти и другие вопросы обсуждали на конференции «Небоскребы в мегаполисе: вертикальная застройка городов».
Небоскреб в городе — к процветанию
Небоскребы — показатель экономического процветания мегаполиса. Проект строительства будет успешен в том случае, если высотное здание займет в городе удачное место. Но какой земельный участок наиболее перспективен? Во-первых, это площадка, вокруг которой уже сложилась или формируется активная среда, имеющая высокий потенциал использования в городском масштабе. Ярким примером такого расположения можно считать международный деловой центр «МоскваСити». Во-вторых, небоскребы целесообразно воздвигать в зонах перспективного смешанного использования, выполняющих функции городского или федерального значения. К таковым относятся правительственные или выставочные комплексы (например, район ВВЦ), спортивные сооружения. Практично проектирование высоток там, где находятся крупные пересадочные транспортные узлы и связывающие их магистрали. Вместе с тем член совета директоров корпорации MIRAX GROUP Дмитрий Луценко высказал мнение, что многоэтажные здания должны быть территориально сосредоточены в одном месте изза трудностей подключения к энергетическим и коммунальным сетям, а также из соображений безопасности и пожаротушения, дороговизны и сложности геологического исследования почв.
При этом высотки необходимо органично вписать в сложившуюся застройку города. Существует две модели их проектирования в мегаполисах: североамериканская и европейская. Как известно, инициаторами сооружения небоскребов были американцы. В США можно найти немало расположенных на больших площадях высотных зданий, гармонирующих с общей культурой города. А район Canary Wharf в Лондоне является примером того, как территории с низкой плотностью застройки на окраине города смогли преобразиться после размещения североамериканской модели на участке значительных размеров. Джим Паттерсон, директор RMJM Scotland Ltd (Великобритания), уверен, что Европа припозднилась с возведением небоскребов, но, несмотря на это, описанный выше подход используют в районах с низкой плотностью застройки в Париже, Франкфурте и Москве.
В европейской же модели учтена трудность возведения высотных зданий в центре города, архитектурный ансамбль которого складывался в течение долгого времени, и где так важно связать новостройку с историческим наследием. А кроме того, принято во внимание стремление европейцев к индивидуальности, проявляемой во внешнем виде небоскребов. Эксперт из Великобритании уверен, что хорошо спланированные и расположенные группы высоток могут внести существенный вклад в развитие города. Однако внутренние взаимодействия зданий достаточно сложны: большое значение имеет конструкция их нижней части, а также вид, который открывается с верхних этажей.
Небоскребы — это неотъемлемый компонент современного мегаполиса, его знаковые объекты. Но прежде чем общественность станет воспринимать их именно так, может пройти немало времени. Джим Паттерсон рассказал о том, как менялось место высотных зданий в контексте города. Первые европейские многоэтажки выглядели чужеродно и плохо вписывались в окружающий их пейзаж. Яркими примерами в историческом ракурсе являются здание Three Graces в Ливерпуле и собор Св. Павла в Лондоне, которые значительно отличались по высоте от соседних построек. Но одно из них стало прекрасной рекламой процветающему сектору страхования Ливерпуля, а другое — повысило церковный авторитет собора Св. Павла внутри государства. И если раньше эти объекты считали радикальными, то теперь в них видят важное культурное наследие.
Как же нам его принять?
Практически все эксперты единодушны во мнении, что восприятие высоток горожанами зависит от их психологической готовности. Как правило, поначалу к такому строительству относятся настороженно. Западные специалисты полагают, что в связи с возросшим вниманием людей к окружающей среде в будущем общественное одобрение новых проектов небоскребов в большей мере станет зависеть от того, насколько гармонирует предложенное градостроительное и архитектурное решение с социальными условиями и защитой окружающей среды. Марк Щюлер, архитектор и ассоциированный партнер Schweger Assoziierte Gesamtplanung GmbH (Германия), убежден, что должно пройти время, прежде чем социум в своей массе перестанет отрицать необходимость сооружения высотных зданий. Немецкий архитектор приводит в пример комплекс «МоскваСити»: «Это очень впечатляющий проект и по масштабу, и по уровню проектирования, и по тем усилиям, что были приложены к его осуществлению. Подобная возможность редко предоставляется в больших городах. Но пройдет несколько лет, прежде чем такие разные части мегаполиса «срастутся» и люди станут воспринимать масштабные районы строительства как элемент собственного города».
От чего же еще зависит успешность проекта небоскреба? Александр Крутов, заместитель директора департамента оценки и консалтинга Colliers International, отмечает, что критерии еще не выработаны, поскольку отсутствует независимая экспертиза проектирования, реализации и эксплуатации высотных зданий. Конкурирующих объектов нет, что затрудняет анализ статистики аренды или покупки помещений или отказа от этих операций на первичном рынке. Нет пока сделок с недвижимостью и на вторичном рынке небоскребов. Невозможно объективно спрогнозировать риски инвестирования в строительство высоток изза дефицита соответствующих показателей. Правда, Дмитрий Луценко утверждает, что при грамотной организации процесса разработки сооружения и продвижения на рынок инвестиции в строительство небоскребов хорошо окупаются. Пример: в феврале 2004 года ВТБ открыл корпорации MIRAX GROUP кредитную линию в размере 250 млн долл. на возведение делового центра «Федерация». На данный момент из этой суммы выбрано только 70 млн, потому что проект начал окупаться еще на этапе строительства. В настоящее время в башне «Запад», которую только собираются сдавать в эксплуатацию, не осталось ни одного свободного метра, активно востребованы и площади башни «Восток».
Небоскреб — город в городе
В ходе конференции российские и иностранные коллеги рассуждали о том, какой должна быть современная высотка. Западные специалисты уверены, что небоскребу надлежит выполнять множество задач и работать по принципу 24 часа семь дней в неделю. От функционального наполнения объекта во многом зависит его экономическая целесообразность. Не стоит забывать о том, что многофункциональность позволяет более экономично расходовать электричество, ведь, скажем, гостиницы его потребляют в основном ночью, а бизнес-центры — днем.
Эксплуатацию высотного здания следует доверить профессиональной управляющей компании, имеющей соответствующий опыт. Кроме того, небоскребы представляют собой город в городе. Как правило, они располагает развитой инфраструктурой, современной внутренней транспортной системой (иногда в здание интегрирована городская транспортная сеть, например метро), здесь ежедневно бывают 10–30 тыс. сотрудников и посетителей и так далее. Поэтому вполне логично, что у высотных «районов» должны быть св
Золотой человек, золотое сердце, золотые рукиПочти в каждом языке есть устойчивые выражения, в которых то, чем говорящий дорожит и восхищается, сравнивается с золотом. А как быть, если закрались сомнения в подлинной ценности этого всеобщего эквивалента? Если вам вдруг показалось, что ваше изделие из золотане вполне золотое?