Категории каталога
Каталог / Мода и стиль / Это интересно / Архитектурный фестиваль в Манеже: фантазии из стекла и бетона

Архитектурный фестиваль в Манеже: фантазии из стекла и бетона

Международный архитектурный фестиваль "Зодчество-2006", прошедший в октябре в московском Манеже, еще раз показал, что современная архитектура отличается разнообразием форм и смелостью решений. Инновационные технологии и материалы позволяют нынешним мастерам зодчества воплощать их самые неожиданные мечты и фантазии.

Но и в этой среде есть свои "авангардисты", обладающие, кажется, неистощимым запасом сюрпризов, которые содержит в себе любой их проект. Один из таких мастеров - итальянский архитектор Манфреди Николетти. Его знаменитый "Винтовой небоскреб", построенный в 70-х годах прошлого века с учетом законов аэродинамики, принес мастеру мировую известность и стал своего рода символом начала новой архитектурной эпохи. На подиуме московского фестиваля М. Николетти выступил с рассказом о своих недавних новаторских работах, которые продемонстрировал на слайдах. Среди них - Дворец искусств в Астане, Музей Акрополя в Афинах, Дворец спорта в Палермо, Театр оперы в Кардиффе, здание суда в Калабрии.

Проектируя в разных концах света, М. Николетти всегда начинает работу с выработки концепции сооружения, его общей идеи. Он изучает историю страны, в которой работает, ее культурные традиции, учитывает назначение проектируемого им объекта, пытается представить себе ощущения людей, которые станут пользователями будущего здания. Так рождаются неожиданные архитектурные решения. Например, зрительный зал в одном из помещений Оперного театра в Астане выполнен в форме домры - традиционного казахского музыкального инструмента.

Манфреди Николетти активно использует в своем творчестве формы, подсказанные природой. Так, изучая поверхность листьев, он переносит их своеобразную трехмерную форму в архитектурные элементы. Потолок концертного зала в Астане повторяет форму лепестков цветка, что не только придает всему помещению своеобразную прелесть, но и позволяет добиться прекрасного акустического эффекта. В творчестве архитектора встречаются и такие "экзотические" проекты, как помещение теплицы для тропических бабочек при Университете Палермо. В этом случае в задачу проектировщика, помимо всего прочего, входило обеспечение условий для поддержания в помещении одинаковой круглогодичной температуры и солнечного освещения, необходимых для жизни нежных обитательниц теплицы.

Большой интерес участников и гостей московского фестиваля вызвала открывшаяся в его рамках персональная выставка проектов известного болгарского архитектора, президента Международной академии архитектуры Георги Стоилова, чья биография рисует портрет не только выдающегося мастера своей профессии, но и известного государственного и общественного деятеля. Выпускник Московского архитектурного института, Г. Стоилов в 60-х годах прошлого века изучал проблемы урбанизма в Париже, в 70-х в течение нескольких лет был мэром Софии, а затем - министром архитектуры и городского планирования Болгарии, более двадцати лет был членом парламента страны. В 80-е годы Георги Стоилов возглавлял Международный союз архитекторов, а ныне является президентом Международной академии архитектуры. Он - автор многочисленных книг и научных работ, посвященных болгарской и мировой архитектуре.

Но главное в деятельности Г. Стоилова - это, конечно, его архитектурные проекты. Среди работ мастера - комплекс зданий софийского радиовещания, столичные гостиницы "Рила" и "Орбита", Международный юношеский центр на Черноморском побережье, административный центр авиационного транспорта в Софии и многие другие проекты. В своем докладе на фестивале "Зодчество" Стоилов рассказал об итогах всемирной выставки "ИНТЕРАРХ-2006", состоявшейся недавно в Софии и прокомментировал видеофильм о наиболее интересных проектах прошедшего триеннале.

Мастер-класс Сергея Чобана, проектировщика знаменитой башни "Федерация", строящейся сейчас в Москве, собрал так много народа, что мест в конференц-зале фестиваля не хватило, и некоторые молодые люди просто уселись на пол вокруг стола выступавшего архитектора, а после лекции долго не отпускали, задавая вопросы.

С. Чобан родился и учился в Санкт-Петербурге, а в 1991 году уехал в Германию и уже десять лет живет в Берлине. Он - один из наиболее востребованных современных архитекторов. Сейчас, помимо грандиозного московского проекта, у него строится несколько объектов в Санкт-Петербурге, реализуются проекты в Армении и Украине, во Вьетнаме и Турции.

Рассказывая молодым архитекторам о правилах грамотной городской застройки, С. Чобан обратил их внимание на то, что здания, состоящие из гладких поверхностей и активных объемов, расположенные друг за другом, похожи на хор солистов. Но город, по его словам, - это хор и оркестр, а солист должен быть один. В современном городе важно увидеть пространство и хорошо продумать, какими участниками хора его заполнить, чтобы они оттеняли, а не заслоняли "солиста" - наиболее значительное здание или архитектурный комплекс. Демонстрируя слайды различных зданий в Берлине, где он сейчас ведет реставрационные работы в исторических кварталах, С. Чобан показал, как после воссоединения Берлина удалось избежать хаоса при застройке центра города благодаря созданию единого плана. Когда речь идет о центре старинного города, разработка мастер-плана - это не только архитектурный, но и исторический процесс. Нужно выяснять, что находилось на том или ином месте в старые времена - так нынешняя структура не будет противоречить тому, что было на этом здесь раньше. Важно создать ансамбль, чтобы ни одно здание не диссонировало с соседними и стало "своим" для города.

Одна из любимых тем архитектора - гладкие кровли, на которых не должно быть видно техники: все технические помещения - внутри, а на кровлю можно выходить и любоваться видом. С. Чобан даже называет кровлю "пятым фасадом", подчеркивая ее важную роль в архитектуре здания. Говоря о работе с самими фасадами, мастер на различных примерах показал, что в зданиях простых форм рельеф фасада, умение работать с его глубиной выходит на первый план. Так, закругленные углы придают фасаду рельефность и теплоту. Рассказывая о работе над зданием в Берлине, расположенным рядом с. Рейхстагом, С. Чобан обратил внимание молодых коллег на фасад с двойным остеклением, подчеркнув, что такое решение - не роскошь и не дизайнерский изыск. Оно призвано защитить здание от шума и поможет экономии электроэнергии. В таком доме можно открывать окна, но они выходят во внутреннее пространство. Верное архитектурное решение помогает зданию быть успешным и по арендной сдаче, то есть дает коммерческий эффект.

Отвечая на вопрос о двойной башне "Федерация", архитектор сообщил, что общая площадь здания составит примерно 425 тыс. кв. метров, из них на малую башню приходится около 120 тыс. кв. метров. Сейчас строительство ведется на уровне 60-го этажа в малой башне, большая - на уровне третьего этажа. А вообще, как заметил Чобан, об объекте лучше всего рассказывать, когда он уже готов.
Президент Международной академии архитектуры Георги Стоилов дал эксклюзивное интервью нашему журналу.

    - Господин Стоилов, расскажите о своем участии в фестивале "Зодчество".

- Я приезжаю на этот фестиваль с самого дня его основания и всегда встречаю самый теплый прием. В этом году, как видите, здесь проходит выставка моих проектов. Москва для меня особенный город - с ним связаны моя юность, студенческие годы. У меня здесь много старинных друзей, некоторые из них стали выдающимися архитекторами, чьи имена известны в России и в мире. Среди моих однокурсников были Юрий Гнедовский и Юрий Платонов, практически в одно время со мной учились Александр Кудрявцев, Владимир Красильников и некоторые другие.

    - Какой город сейчас привлекает ваше внимание как архитектора?

- Очень интересные перспективы у столицы Казахстана Астаны. В начале этого года я участвовал в прошедшем там международном форуме "Философия архитектуры и строительства Астаны". Городские власти пригласили нескольких ведущих архитекторов из разных стран для получения рекомендаций по строительству новых объектов с целью придания неповторимого облика своей столице в будущем.

    - Вы будете там что-нибудь проектировать?

- Только что закончился конкурс - предложенному мною проекту небоскреба в Астане жюри присудило первое место. Так что я теперь буду часто посещать столицу Казахстана.

    - А в Москве не собираетесь поработать?

- Я бы - с огромным удовольствием. Но пока ваш горсовет не счел возможным меня пригласить. Мне было бы очень интересно работать здесь, может быть, участвовать в совместных проектах с российскими коллегами.

    - Хотелось бы узнать подробнее о деятельности Международной академии архитектуры, основателем и президентом которой вы являетесь. 

- Академия - это международная организация со статусом при Организации Объединенных Наций. В ней 65 членов, представителей разных стран - ведущих архитекторов мира. Несколько академиков - из России. В академии пять региональных отделений - в Париже, Москве, Токио, Стамбуле. Есть и отделение в Америке. Надо сказать, что критерии членства в академии очень высоки: чтобы стать академиком, нужно быть автором проектов, которые действительно внесли вклад в развитие мировой архитектуры. Академия занимается организацией различных мероприятий - выставок, конференций, конкурсов. Главный из них - "ИНТЕРАРХ", который мы проводим каждые три года уже 25 лет.

    - Сколько человек участвовали в "ИНТЕРАРХ-2006" и кто его лауреаты?

- Свои работы представили на конкурс 152 участника из 22 стран. Отдельно прошли выставка и конкурс студенческих работ. Кроме того, в рамках "ИНТЕРАРХ-2006" мы провели конкурс на лучший "эконебоскреб". Всего лауреатами, по решению международного жюри, стали 26 проектов. Рад сообщить, что среди них десять - из России. Тут нужно отметить активную роль российского Союза архитекторов, который подготовил представительное участие ваших архитекторов в "ИНТЕРАРХ-2006".

    - Какую проблему вы считаете наиболее важной для современной архитектуры?

- Человечество вступило в эпоху глобализации, что означает унификацию и стандартизацию всего: быта, одежды, жилищ. Но архитектура - это творчество, это искусство, а оно всегда уникально, индивидуально. Как создавать большое искусство в эпоху глобализации? Среди других интересных тем, обсуждаемых архитектурным сообществом, могу назвать, например, вопросы стиля нашего времени и места в нем архитектуры.

Нам остается добавить, что, по решению жюри, Георги Стоилов получил Золотой диплом фестиваля "Зодчество". Редакция журнала "Строительство" от души поздравляет лауреата.


Ирина ТолстиковаСтроительство

Дополнительные статьи по теме "Это интересно"

У молодца не без золотца

Золотой человек, золотое сердце, золотые рукиПочти в каждом языке есть устойчивые выражения, в которых то, чем говорящий дорожит и восхищается, сравнивается с золотом. А как быть, если закрались сомнения в подлинной ценности этого всеобщего эквивалента? Если вам вдруг показалось, что ваше изделие из золотане вполне золотое?

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru