Миллиард в миллионники
Волгоградский девелопер Diamant Development Group (DDG) до 2010 года планирует построить в регионах сеть торговых центров стоимостью около $1,2 млрд. Еще $300 млн компания планирует потратить на строительство офисов. Это уже восьмой проект, предусматривающий крупные вложения в торговую недвижимость в регионах. Эксперты не исключают, что девелоперы переоценили региональный рынок.
До 2010 года DDG построит 1,5 млн кв. м коммерческой недвижимости в регионах России, из которых 1,2 млн кв. м торговых площадей и 300 тыс. кв. м офисов, сообщил Ъ президент компании Олег Михеев. "Стратегия предусматривает строительство ТЦ площадью 50-110 тыс. в городах-миллионниках, преимущественно в Сибири и на Урале и в Южном федеральном округе. Кроме того, комплексы около 50 тыс. м каждый планируются в 13 городах с населением 0,5-1 млн человек (наиболее приоритетны Саратов, Воронеж, Краснодар, Ярославль.– Ъ) и небольшие торговые комплексы – в 20 городах с населением около 300 тыс. человек (Кемерово, Тула, Калуга, Киров и др.– Ъ)",– рассказал господин Михеев. По его словам, компания уже имеет в собственности ряд площадок, в ближайшее время начнется реализация первого этапа инвестпрограммы – строительства в Южном федеральном округе 28 торговых, офисных и гостиничных объектов общей площадью 490 тыс. кв. м. По словам господина Михеева, инвестиции в программу составят $1,5 млрд, из которых 40% – собственные средства компании. В города-миллионники DDG планирует инвестировать 60-70% выделенных средств. "Эта сумма позволит нам получить долю рынка в размере 30% в сегменте ТЦ в городах-миллионниках",– уверен господин Михеев.
Diamant Development Group основана в 1992 году. Работает на рынке Волгограда и области. Владеет 350 тыс. кв. м коммерческой недвижимости, в стадии строительства – девять ТЦ площадью 150 тыс. кв. м. Владелец – Олег Михеев.
За последнее время о планах строительства федеральных сетей ТЦ заявили ряд крупных девелоперов, среди которых ОАО "Регионы", DVI, "Гарант-Инвест", "Ташир", "Росевродевелопмент", а также фонды London & Regional Property (L&RP) и Fleming Family & Partners с портфелями более $1 млрд каждый. "Пока в регионах немного качественных торговых площадей, но, учитывая количество заявленных проектов, через три-четыре года эти рынки достигнут порога насыщения в 300-500 тыс. кв. м",– констатировал гендиректор девелоперской компании "Росевродевелопмент" Иван Ситников. По его расчетам, в городах-миллионниках есть спрос на два-три крупных ТЦ площадью около 100 тыс. и пять-шесть комплексов районного масштаба по 20-30 тыс. кв. м. По данным консалтинговой компании Colliers International, с учетом анонсированных до ноября 2006 года проектов рубеж в 300 тыс. кв. м преодолеют все города-миллионники (подробнее см. таблицу). "Проекты, которые заявляются сейчас, могут столкнуться с проблемами позиционирования и привлечения арендаторов или вовсе не выйти на рынок",– отметил Иван Ситников. Заявлять проекты в крупных городах сегодня все более рискованно, рассуждает директор по развитию в России L&RP Дэвид Джованис. С насыщением рынка к 2010 году доходность девелопера может снизиться с 20% до 12-14%, а в перспективе приблизиться к среднеевропейскому уровню в 6%. "Девелоперам уже стоит ориентироваться на небольшие города с населением 300-500 тыс. кв. м. Эта ниша еще не заполнена: в ряде городов нет ни реализованных, ни заявленных проектов, хотя доходность ТЦ там не ниже, чем в миллионниках",– полагает господин Джованис.
Количество качественных торговых площадей в городах-миллионниках
Федеральный округ
Город
Население (чел.)
Торговая площадь (тыс. кв. м)
Оценка прироста торговой площади за 2007-2010 годы (тыс. кв. м)
Оценка торговой площади в 2010 году (тыс. кв. м)
Южный
Волгоград
999100
86,9
328,7
415,6
Уральский
Екатеринбург
1304300
170,8
123,9
294,7
Сибирский
Новосибирск
1405600
60,4
327,5
387,9
Сибирский
Омск
1142800
Нет данных
218,2
Более 218,2
Южный
Ростов-на-Дону
1058000
59,2
464,4
523,7
Уральский
Челябинск
1095100
31,7
430,3
462,1
Источник: Colliers International.
Антон Павлов, Татьяна ДмитриеваКоммерсантъ
Золотой человек, золотое сердце, золотые рукиПочти в каждом языке есть устойчивые выражения, в которых то, чем говорящий дорожит и восхищается, сравнивается с золотом. А как быть, если закрались сомнения в подлинной ценности этого всеобщего эквивалента? Если вам вдруг показалось, что ваше изделие из золотане вполне золотое?