Дом на колесах, дом на воде… Когда рост цен на городское жилье делает его недоступным для 90% представителей трудноопределимого в России среднего класса, люди начинают искать альтернативы — кто ближе, кто дальше. Прикинув актуальную цену своей панельной двушки и стоимость требуемой новой трешки, москвичи иногда фантазируют о самых нетривиальных способах изменить жилищные условия, благо темы для размышлений появляются. Например, на прошедшем в конце сентября “Салоне яхт и катеров — 2006” в “Крокус-Экспо” были представлены российские проекты плавучих домов. Не сказать что предложение в данном сегменте значительно. Но и спрос весьма невелик. На подмосковных водохранилищах плавдачи пока встречаются крайне редко.
Вряд ли можно всерьез говорить о том, что те же плавучие дома при всей их привлекательности станут распространенным жильем в московском регионе или составят конкуренцию классической даче. Хотя по цене это может быть вполне “доступное жилье”, и красивый, постоянно меняющийся вид из окон проще себе обеспечить, и доступ к воде самый непосредственный — без необходимости покупать наиболее дорогие на загородном рынке участки. Но проблемы с инфраструктурой подводят. Впрочем, инфраструктурная и транспортная недостаточность Подмосковья мешает пока и обычные загородные дома рассматривать как альтернативу городской квартире, хотя девелоперы загородного рынка активно проталкивают идею в массы.
Если не предпринимать никаких усилий по созданию баз-стоянок с необходимым сервисом за разумные деньги, то скорее всего плавдачи станут лишь очередной игрушкой для тех, у кого уже есть домик у воды. Для производителей плавучих домов устройство стоянок — не профильный бизнес. А для инвестора-застройщика, если участок у воды имеет удобный подъезд и не имеет проблем с документами, интереснее построить нормальный коттеджный поселок.
Самой плавдаче Митволь не страшен в отличие от дачи на берегу — просто потому, что это ведь не строение, а судно (маломерное) и ему достаточно регистрации в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), кстати, и за землю платить не надо. Но места для стоянки таких судов должны соответствовать всем требованиям, предъявляемым к недвижимости у воды.
“Владельцу необходимо иметь судовой билет и водительское удостоверение ГИМС для управления судном”, — объясняет Яна Смирнова, специалист по маркетингу оборонно-промышленного предприятия “ДМЗ-Камов”.
По правилам плавания на внутренних водных путях судно также должно проходить техосмотр, но про такие мелочи производители плавдач не упоминают.
Дома — лодки
Распространяться о достоинствах плавучего дома можно долго. Суть предложения — полноценный просторный комфортабельный дом (в отличие от яхты или катера), который может передвигаться по воде и разнообразить отдых (в отличие от дома на берегу). Другие существенные отличия от яхты: малая осадка (от 25 до 70 см в зависимости от типа и загрузки), позволяющая плавдаче приставать к берегу там, где подойдет не всякая яхта. Большая ширина уменьшает качку, а меньшая зависимость от погодных условий расширяет границы лета.
“Дом на воде служит отличным местом для семейного и корпоративного отдыха. Нижняя палуба по-домашнему уютна, верхняя предназначена для активного отдыха. Здесь можно устраивать дискотеку, устанавливать бассейн и аттракционы для детей, загорать и готовить барбекю”, — говорит Смирнова.
Поскольку houseboat (хаусбот — плавучий дом) — маломерное судно, его пассажировместимость (считается по количеству спальных мест), как правило, меньше 12 человек. Рассчитаны такие суда на плавание по рекам, озерам, укрытым прибрежным морским зонам. В общем, нужна спокойная вода: волны — не более 1,2 м, ветер — не более 15 м/с. Автономность плавучего дома определяется техзаданием, в среднем — 5-8 дней автономного хода. Отходы без проблем содержатся в специальных емкостях до встречи с приемщиком отходов.
Расположенный в Дубне “ДМЗ-Камов” в сентябре презентовал на Московском море инвестиционный проект RiverLife, кроме того, промышленный образец экспонировался на выставке в “Крокус-Экспо”. “Houseboat RiverLife — хорошая альтернатива загородному дому”, — уверена Смирнова.
Той же точки зрения придерживаются и в компании ТМ Houseboat.ru, которая предлагает почитателям водного отдыха хаусботы, произведенные в Америке. Ее владелец Ян Колтышев говорит, что лучше американцев хаусботы никто не строит. “Мы сейчас единственные, кто привез в Россию первый настоящий хаусбот. Это шикарная 100-футовая лодка-дом. Мощная, довольно быстрая, с потрясающим уровнем сервиса, сплошной праздник на воде. Было непросто, но все прошло хорошо”, — рассказывает Колтышев. В ближайшее время компания планирует начать производство в России. Хотя очевидно, что этот рынок неразвит, продаж в России мало в отличие от Америки, где дома-лодки весьма популярны для отдыха.
Все же для России плавдачи — отнюдь не диковинка. И речь даже не о самодельных плотах с домиком-бытовкой. Например, в московском водно-моторном клубе “Десант-1” сообщили, что здесь проектируют и строят плавдачи уже в течение десятка лет. Если осенью заказать, к весне дача или дом будут готовы. В год, по словам директора клуба “Десант-1” Павла Кокушкина, бывает 3-5 заказов.
Есть проект плавдачи в трех вариантах: несамоходное судно, самоходное со стационарным двигателем и самоходное с подвесным мотором. Корпус из стали, надстройка — из бакелитовой фанеры, ничего супердорогого. На борту — каюты для проживания 4-6 человек, кают-компания, камбуз, гальюн и душ с умывальником, солярий на крыше надстройки, открытые палубы-веранды в носовой и кормовой частях судна. Осадка такой плавдачи — 25 см, размеры — 12,4 4,4 м. В ассортиментном ряду также несамоходная плавучая дача для семейного отдыха на малых реках, озерах и водохранилищах. Она побольше (15-17 8,1 м, осадка — 0,3 м), имеет две двухместные спальные комнаты, гостиную, сауну, солярий. Может эксплуатироваться круглый год, имеется автономная система водоснабжения и отопления. На зиму достаточно подтянуть дачу на берег — с этим справится трактор.
Лет 10 назад, по словам генерального директора компании “РЭТур” (“Речной экологический туризм”) Александра Плотникова, идея плавдома для семейного отдыха на воде с уровнем комфорта, к которому привык в своем доме, возникла у группы энтузиастов водного туризма. Образцами такого обустройства послужили жилые баржи во Франции и Голландии, яхты друзей из Германии и Швейцарии, хаусботы Италии и др. — примеров множество, подчеркивает Плотников. В России же, по его мнению, имеющиеся обширные водные пространства на 99% не используются. А комфортность и экологическая чистота водного проживания еще в полной мере не оценены экспертами.
“Причины организационного и финансового порядка мешали приступить к осуществлению этой идеи, — рассказывает Плотников. — Но, общаясь с партнерами, я понял, что нужно плавсредство, отличающееся от всех имеющихся предложений, которые основываются на перестройке грузовых судов либо речных трамвайчиков. На таких плавсредствах технически невозможно создать домашний уют — мешают размеры судов, их состояние (как правило, все они устаревшие)”.
Теперь компания готова выполнять заказы на модульные сборно-разборные самоходные плавдома с высоким уровнем комфорта, которые можно использовать как плавдачи, офис, кафе и ресторан на воде. Дома можно перевозить автомобильным и железнодорожным транспортом и собирать в районе использования.
Исполнительный директор компании “РЭТур” Артем Осадчий добавляет, что плавучая дача (дом) изготавливается под наблюдением и в соответствии с требованиями ГИМС.
Стальной корпус — это три соединенных понтона с высотой борта 0,8 м, шириной 2,4 м, длиной 10,5 м, они образуют платформу площадью 7,25 10,5 м. Понтоны имеют поперечные п