Большой сити. И ста миллиардов мало...
В Москве ведутся работы над проектом по развитию территории, который смело можно назвать самым грандиозным в России на сегодняшний день. Масштабы и значение «Большого Сити» сопоставимы разве что с парижским La Defense или лондонским Docklands. Освоение участка площадью 1000 га специалисты оценивают в 100 млрд долл., что является абсолютным рекордом в истории российских инвестиций. Управление проектом возложено на дочернюю структуру компании «Система-Галс» — ЗАО «Большой Сити».
Идея развития территории между Краснопресненской набережной и Звенигородским шоссе впервые появилась в 2004 году. Вначале предполагалось, что «Большой Сити» займет участок в 400 га, потом его площадь увеличили вдвое. А 2 августа 2005 года вышло Постановление правительства Москвы № 574-ПП, по которому к проекту «прирезали» еще 200 га. Сегодня суммарная площадь будущего «города в городе» 1000 га; она закреплена в следующих границах: Хорошевское шоссе, западная сторона Ваганьковского кладбища, Звенигородское шоссе, берег Москвы-реки по Шелепихинской и Краснопресненской набережным, Филевский бульвар, Заречная и Большая Филевская улицы.
Согласно планам московского правительства здесь появится около 21 млн кв. м новых площадей, из которых 17,55 млн — наземные сооружения. Жилая застройка займет 8,64 млн кв. м, офисная и административная — 7,93 млн кв. м, и еще около 1 млн кв. м придется на коммунально-производственную зону. «Не исключено, что в дальнейшем указанные цифры подвергнутся некоторой корректировке в связи с пожеланиями инвесторов, однако в любом случае доминирующим останется жилье. Это поможет сохранить баланс между офисными и жилыми строениями в районе», — отметили в прессслужбе компании «Большой Сити». Кроме того, это позволит избежать конкуренции с объектами ММДЦ «Москва-Сити», который станет основным деловым центром столицы. Таким образом, будет достигнута синергия делового центра и района жилой застройки, сочетающей элитные дома и дома бизнес-класса.
В проекте также предусмотрены торговые и выставочные комплексы, объекты социальной инфраструктуры. Здесь будут проложены и транспортные магистрали. Для обеспечения новых массивов электроэнергией запланировано построить несколько мощных ТЭЦ. А система водоотвода и водоснабжения на территории будущей застройки уже имеется.
Для разработки градостроительной концепции на тендерной основе к проекту привлечено архитектурное бюро RTKL, за развитие транспортной инфраструктуры отвечает компания Arup, а за маркетинговые исследования — агентство Knight Frank.
Слои большого города
Сейчас в этом районе расположены многочисленные промзоны и жилые дома, в основном пятиэтажки. Для реализации проекта большую часть предприятий предполагается перебазировать, а ветхое жилье, занимающее около трети территории, — снести. Взамен для 134 тысяч жителей построят качественные муниципальные дома. Особое внимание уделят микрорайону «Камушки» (квартал № 2439), а также кварталам 2426 и 2430. Здесь находятся наиболее изношенные постройки, поэтому рассматривается возможность реорганизации этих участков в ближайшие очереди.
Проведение конкурса по отбору инвесторов на реконструкцию и строительство намечено на 2007–2008 годы. Однако пока остается нерешенной проблема с площадками для возведения домов, предназначенных для переселенцев из пятиэтажек. Кроме того, ведется проработка вопросов относительно реконструкции домов несносимой серии. Вместе с тем руководство компании «Большой Сити», выполняющей функцию разработчика проекта, заверяет жителей, что расселение будет произведено строго в рамках российского законодательства.
Основной частью застройки «Большого Сити» станут коммерческие жилые дома. Их высота, по мнению главного архитектора Москвы А. Кузьмина, не должна превышать десяти этажей. Лишь на пересечении главных магистралей района, таких, как Звенигородский проспект и Третье транспортное кольцо, а также вдоль Краснопресненского проспекта и проектируемого Четвертого транспортного кольца будут расставлены высотные акценты. Для возведения комплексов повышенной этажности дополнительно намечено провести глубинные геологические исследования.
Эксперты рынка недвижимости считают, что месторасположение «Большого Сити» позволяет построить в этом новом жилом центре объекты элитного и бизнес-класса, которые будут обладать конкурентным преимуществом перед элитным жильем в других центральных районах города.
Что касается офисной застройки, то в «Большом Сити» будут представлены бизнес-центры классов А и В. По мнению игроков рынка, в значительной степени увеличится объем предложения в сегменте офисной недвижимости класса А.
Помимо всего прочего концепция проекта предусматривает реабилитацию и реконструкцию набережных Москвы-реки. Берега, занятые в настоящее время производствами, складами и гаражами, планируется облагородить и оставить доступными пешеходам. А трассе, которую прежде предполагалось проложить вдоль левого берега Москвы-реки, будет отведен другой участок, на расстоянии 100–200 м от набережной. Также на территории «Большого Сити» разобьют красивый парк с пешеходными дорожками.
Новая градостроительная структура формируется вокруг двух основных осей — Третьего транспортного кольца и Звенигородского проспекта. Они будут дополнены крупными магистралями. Помимо уже сооруженных участков Краснопресненского проспекта по району пройдет отрезок Четвертого транспортного кольца, новый автобан вдоль малого кольца МЖД, а также дублер Кутузовского проспекта вдоль Смоленского направления железной дороги. Кроме того, дорожно-транспортная инфраструктура вокруг «Сити» будет включать в себя новые эстакады, тоннели, мосты. В отдаленной перспективе в районе проспекта Маршала Жукова планируется открыть станцию метро. Улучшенная транспортная доступность увеличит ценность объектов, возводимых на территории «Большого Сити».
Перспективу развития транспортной инфраструктуры комментирует партнер международной консалтинговой компании Knight Frank Константин Романов: «Планируется возведение моста в Крылатском и подземного тоннеля, который пройдет под Серебряным Бором и свяжет новые магистрали с трассой Москва — Рига. Таким образом, на карте города появится еще одна сквозная магистраль, участки вдоль которой обладают высоким потенциалом для развития различных объектов недвижимости».
Инвестиции и инвесторы
Основная концепция «Большого Сити» была одобрена на общественном совете при мэре Москвы летом этого года, что в свою очередь значительно подогрело интерес инвесторов к проекту. Активное же освоение территории начнется после намеченного на I квартал 2007 года утверждения Градостроительного плана. Учитывая масштабность задуманного, можно предположить, что детали проекта будут уточнять еще не один год. Реализация программы рассчитана до 2020 года. Пока трудно оценить, во сколько обойдется весь проект, поскольку предстоит выполнить немалый объем сложных работ, в том числе и по выводу предприятий, расположенных на этой территории. Однако предварительные расчеты экспертов показывают, что для строительства грандиозного «города в городе» потребуется привлечь не менее 100 млрд долл. инвестиций. «В настоящий момент идет формирование пула инвесторов, готовых участвовать в застройке. Стоимость земли на территории «Большого Сити» зависит от месторасположения участка. В среднем цена продажи составляет 5–7 млн долл. за гектар. В некоторых случаях она может доходить до 10 млн долл.», — сообщил Константин Романов.
«Большой Сити» считается очень привлекательным для инвесторов. Условия их вхождения в проект пока прорабатываются, но на территории уже присутствует ряд крупных компаний, готовых вести строительные работы на своих участках. Известно об участии в проекте таких компаний, как «ПИК», «ДОН-С
Золотой человек, золотое сердце, золотые рукиПочти в каждом языке есть устойчивые выражения, в которых то, чем говорящий дорожит и восхищается, сравнивается с золотом. А как быть, если закрались сомнения в подлинной ценности этого всеобщего эквивалента? Если вам вдруг показалось, что ваше изделие из золотане вполне золотое?