В условиях дефицита земельных ресурсов и разных подходов к их использованию со стороны руководства двух субъектов федерации на повестку дня вновь вынесен вопрос об объединении Москвы и области. Столичные чиновники, от которых исходит инициатива, считают, что объединение позволит решить социально-экономические проблемы московского региона и повысить его инвестиционный потенциал. Участники рынка уверены, что в нынешней ситуации Москва больше, чем область заинтересована в проекте слияния, однако характер взаимоотношений между руководством двух регионов ставит под сомнение даже возможность создания агломерации.
Зыбкие границы
Сторонники объединения исходят из того, что Москва и Подмосковье де факто уже являются одним регионом. Многие жители области ездят на работу в столицу, москвичи покупают квартиры в более дешевых Балашихе и Красногорске, не говоря уже о том, что сотни тысяч горожан каждое лето выезжают на свои приусадебные участки. У нас единое транспортное и инженерное пространство: мегаполис пьет из девяти подмосковных водохранилищ, а ближайшие пригороды используют столичные станции аэрации для переработки своих отходов. Стоки из Химкинского, Одинцовского, Красногорского и Мытищинского районов идут на Курьяновскую и Люберецкую станции аэрации.
Кроме того, в области находится экосистема, обеспечивающая снабжение Москвы чистым воздухом, - лесозащитный пояс и идущие от него к центру города зеленые клинья. Парадоксальность ситуации подчеркивает отсутствие у Московской области своего административного центра. Ее органы государственной власти и другие учреждения расположены на территории столицы.
"Большинство людей не знают, где заканчивается город и начинается область. Кто думает, что граница проходит по МКАД - не прав", - говорит главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. Он отмечает, что 12 тыс. га областных территорий, которые закрепили за Москвой в 1984 году, "были переданы по принципам, которых на сегодняшний день не существует". В результате существующая нарезка "не определяется никакими градостроительными постулатами".
"С точки зрения упорядочения градостроительных пространств целесообразность в объединении, безусловно, есть", - уверен А.Кузьмин, подчеркивая, что по одиночке проблемы транспорта, экологии, энергетики, развития промышленности и т.д. решить невозможно. "Пока область будет проектировать дороги, которые не имеют продолжения в городе, заканчиваясь на МКАД, толку не будет", - говорит он, приводя в пример строящуюся трассу Москва-Бородино.
Объединение города и области в единый субъект позволит снять бесконечные споры о границах, лесозащитной полосе, статусе подмосковных аэропортов, а также территорий и объектов, расположенных на внешней стороне МКАД, застройке анклавов Москвы (Зеленоград, Щербинка, Молжаниново) в ближнем Подмосковье и т.д. "Москва остро нуждается в земельных ресурсах для осуществления национальной жилищной программы, вывода промышленных предприятий, организации переработки бытовых отходов, решения вопросов, связанных с отдыхом и лечением москвичей", - признает депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов. "Вопрос вывода предприятий из города должен решаться централизовано, в условиях единоначалия, учитывая из какой части области ездят на работу на это предприятие", - считает его коллега Михаил Антонцев.
Участники рынка указывают, что вывод предприятий сдерживает необходимость договариваться о землеотводах с администрацией Московской области, а также нежелании столицы расставаться с крупными налогоплательщиками. "Слияние регионов позволит решить обе эти проблемы", - считают они. С другой стороны, снятие административной границы активизирует реализацию национального проекта "Доступное жилье", предусматривающего удвоение жилищного фонда. Коммерческое жилье в столице уже сейчас недоступно для подавляющего большинства граждан, а социальное в намеченных объемах негде возводить.
"Расширение рынка повысит шансы мелких и средних компаний получить доступ к площадкам. Конкуренция вырастет, и это должно привести к снижению цен", - считает гендиректор компании "Арт-Билдинг" Андрей Анохин. Председатель комиссии по девелопменту и строительству "Опоры России" Алексей Кожевников настроен менее оптимистично. "Наличие большого количества свободной земли в Подмосковье - иллюзия. Большинство участков или находятся в частной собственности, или сданы в долгосрочную аренду", - напоминает он. Кроме того, по словам А.Кожевникова, цена выхода на рынок области после объединения вырастет, а следовательно увеличится и стоимость кв. метра для конечного покупателя.
Варианты объединения
Большая часть предложений по созданию единого региона предполагает расширение городской черты Москвы в различных вариантах - от присоединения районов ближнего Подмосковья до экспансии на территорию Калужской, Тверской и Владимирской областей.
На сегодняшний день наиболее реальными представляются три схемы объединения Москвы и области: полное слияние и придача столичных функций всему региону, преобразование центра города в федеральный округ с присоединением остальных московских районов к области и присоединение к столице ближайших пригородов в радиусе 20-30 км от МКАД.
А.Кузьмину больше всего нравится последний вариант. "Я считаю разумным объединение до бетонки включительно. А все что за бетонкой можно присоединить к другим областям", - заявил он в интервью "Интерфаксу".
Эксперты считают, что это вполне логично, поскольку ближайшие пригороды последние несколько лет и так развиваются по принципам городских территорий. Не случайно вместо химкинского, балашихинского, домодедовского и других 33 районов были созданы новые территориальные единицы - городские округа. Помимо крупных населенных пунктов в их состав вошли деревни и бывшие сельскохозяйственные угодия, которые теперь можно без проблем урбанизировать методом комплексной застройки.
А.Кузьмин считает, что при объединении на примыкающую к МКАД двадцатикилометровую зону можно будет распространить систему запретов и ограничений, установленную столичным Генпланом и эффективно сдерживающую натиск застройщиков в Москве. "Как только на меня выходят с предложением построить что-нибудь на Воробьевых горах или в Нескучном саду, я сразу направляю в природоохранную прокуратуру", - говорит собеседник агентства.
В области территории лесопаркового пояса активно застраиваются или сдаются в аренду для получения доходов, обеспечивающих нужды населения, отмечает М.Антонцев. "Крокус-сити построен в заповеднике Верхняя Москва-река, там где должен продолжаться "зеленый Клин", - приводит пример А.Кузьмин. Единая градостроительная политика, по его мнению, позволит избежать бесконтрольной экспансии панельного домостроения, "которую ни один архитектор приветствовать не может". "Каждая градостроительная ситуация требует своего подхода к застройке. В области есть исторические города, есть промышленные центры, коммунальные зоны. Они не могут застраиваться по общему принципу",- рассуждает А.Кузьмин, подчеркивая, что "власти должны давать инвесторам альтернативу, но при этом четко говорить, что нельзя". Такой подход должен в том числе выдерживаться при застройке территорий, примыкающих к транспортным магистралям.
Образования в результате слияния двух субъектов РФ неуправляемого "монстра" главный архитектор Москвы не боится, поскольку новый регион "можно будет потом разумно разделить". В качестве примера он приводит Иль-де-Франс, в состав которого входит восемь департаментов, включая Париж. В самом Париже проживают чуть больше двух млн. человек, в Иль-де-Франс - почти в шесть раз больше. "В нашем случае может появиться муниципалитет Москва в составе столичного региона", - рассуждает А.Кузьмин.
На днях Юрий Лужков подписал распоряжение о создании комиссии по согласованию генеральных планов Москвы и Подмосковья. Предполагается, что она займется разработкой схемы территориального планирования Московской области с учетом интересов двух субъектов федерации. Однако, собеседники "Интерфакса" в горадминистрации относятся к этой идее скептически. "В новом генплане области нет ни слова про единую с Москвой стратегию развития", - предупреждают они, подчеркивая, что "Объединенная коллегия исполнительных органов власти Москвы и Подмосковья за все годы своего существования тоже немного добилась".
Одногодки
Область больше не хочет считаться "младшим братом" Москвы. Руководители Подмосковья высказались против перспективы объединения в один регион с соседом. "С точки зрения финансового, экономического, научного и любого другого потенциала это будет настоящий монстр, - считает губернатор Борис Громов, - К тому же возникает вопрос - как он будет управляться? И зачем это нужно?". "Это будет почти также, как при объединении ГДР и ФРГ", - пророчит председатель Мособлдумы Валерий Аксаков.
Хотя по основным экономическим показателям Подмосковье пока не дотягивает до уровня столицы, потенциал для развития региона огромен. Областное руководство считает, что административная поддержка властей мегаполиса ему ни к чему. Все рынки Москвы перенасыщены, поэтому бизнес по собственной инициативе активно уходит за город: бюджет Московской области с 2000 года вырос в 10 раз и в 2007 году, по предварительным оценкам, составит 200 млрд руб.
Все знают, что главный источник доходов - освоение двадцатикилометровой зоны, прилегающей к МКАД, которая, по словам А.Кузьмина, "для них то же самое, что для нас Красная площадь". До недавнего времени в пригородах строилось что угодно, кроме офисов. Но в этом году последний барьер, разделяющий два рынка недвижимости, пал.
Уже построен и успешно сдается в аренду бизнес-парк в Химках на пересечении МКАД и Ленинградского шоссе. В перспективе создание офисных центров между Ленинградским и Волоколамским шоссе, на Новорижском шоссе (в рамках "города миллионеров" Рублево-Архангельское - "ИФ"), а также рядом с торговыми центрами Мега-Химки и Крокус Сити Молл.
Таким образом через несколько лет в области появится свой район деловой активности, способный выманить из Москвы западные компании, привыкшие вести бизнес на окраинах, а так же тех арендаторов, чья деятельность связана с использованием транспортных магистралей (экспедиторские и логистические компании, автодилеры и тд). "Иногда, конечно, обидно: инфраструктуру построил город, а дивиденды с этого стрижет сосед", - вздыхают в горадминистрации.
Когда МКАД только строилась, 25 метров от внешней кромки дороги, а также все новые развязки были прирезаны к Москве. Однако сейчас область активно оспаривает это решение Объединенной коллегии: мегаполису предлагается отдать только 1 метр прилегающих территорий, а право на развязки подмосковные власти готовы признать только после оформления в установленном порядке землеустроительной документации и выплате компенсаций, связанных с потерей сельхозпроизводства. И такое сопротивление горадминистрация встречает практически по любому вопросу, затрагивающему интересы соседа.
Между тем власти столицы кровно заинтересованы, если не в объединении с Подмосковьем, то, как минимум, в проведении согласованной политики в области градостроительства. Большинство перспективных площадок находятся на стыке двух регионов, на так называемых "спорных территориях". Принимая решение по их освоению, столичным чиновникам приходится надеяться на достижение компромисса с коллегами.
Так например, в Некрасовке запланированные 3 млн. кв. метров жилья можно будет построить только в случае получения прав на прилегающие поля, иначе лимит застройки сократится до 360 тыс. кв. метров. Переговоры по этому вопросу шли трудно и долго, и по всей видимости, пока ничем не завершились.
Участники рынка признают, что им легче работать в области, чем в Москве. "Здесь меньше цена выхода на рынок, дешевле стоимость основных ресурсов, а "доля города" существенно ниже", - перечисляет А.Кожевников. А.Анохин добавляет, что "документы в области собрать быстрее и проще, поскольку административный аппарат менее избалован". "Однако, - указывает эксперт, - в Подмосковье существует огромная проблема с энергомощностями. Можно возвести целый микрорайон, а потом окажется, что подключать его не к чему". "Если в Москве власти еще как-то пытаются решать проблему, то в Подмосковье это становится головной болью застройщика", - добавляет он.
ИА "Интерфакс"