В Центральном доме художника в 11-й раз прошла выставка «АРХ Москва». В ее работе приняли участие отечественные и иностранные зодчие — всего более 100 архитектурных бюро и мастерских. Здесь были показаны градостроительные и реставрационные проекты, интерьеры и образцы городского дизайна. Посетители могли также узнать о современных технологиях и материалах.
Все мы когдато были архитекторами: брали совочек и шли в песочницу строить замки. Никто не мог ограничить нашу фантазию, и вырастали в деревянной коробке песочные башни, появлялись причудливые фасады, рождались на свет невиданные города. Потом мы выросли, получили профессию и сделались очень серьезными людьми. Но некоторые из нас так и остались архитекторами, сохранили нестандартный взгляд на жизнь. Эти люди придумывают новые дома, кварталы и целые города…
Возможно, именно такие мысли приходили в голову посетителям выставки, остановившимся перед стендом с выполненным из песка проектом комплекса гостиниц и жилых домов в Ялте (архитектурное бюро «Проект Меганом»). Оригинальные песочные куличики завоевали приз организаторов конкурса в номинации «Лучшая архитектурная экспозиция». Удача вообще улыбалась «Меганому» на выставке нынешнего года. Ему досталась вторая премия в номинации «Лучший проект» (за дом в Коробейниковом переулке в Москве), а руководитель бюро был назван архитектором года: Юрия Григоряна считают самым перспективным российским зодчим.
Диплом первой степени в номинации «Лучший проект» получил Сергей Скуратов за дом в Тессинском переулке. Юлия Бычкова удостоилась премии за лучшую некоммерческую экспозицию (на главной лестнице была выставлена ее серия фотографий зданий Ле Корбюзье).
Звезда с звездою говорит
Кураторы проекта Влад Савинкин и Владимир Кузьмин выбрали для темы фестиваля броский слоган: «Звездная архитектура. Архитектура звезд». Их манифест объясняет, что starchitecture — неологизм, вполне подходящий для обозначения деятельности знаменитостей мирового архитектурного небосклона, так называемой кочующей двадцатки, члены которой строят разные объекты по всему миру, побеждают в конкурсах, дают пищу профессиональной прессе, определяют для всех направления, моду, стандарты и ориентиры. И надо сказать, задуманная концепция была успешно воплощена в жизнь: выставка получилась понастоящему звездной. Российская столица еще никогда не видела стольких мировых «арх-знаменитостей» и в таком составе, как на «АРХ Москве». На прошедших с аншлагом лекциях и мастер-классах своим видением современной архитектуры с присутствовавшими поделились лауреат Притцкеровской премии Том Мейн, французские зодчие Доминик Перро и Поль Андрё, представитель ведущего американского бюро NBBJ Давид Садински, а также один из известных лидеров так называемой цифровой архитектуры Хани Рашид. Так отечественные мастера получили отличную площадку для диалога (или дискуссии) с зарубежными коллегами, а россияне — возможность поближе познакомиться с творчеством и личностями тех, кто сегодня в мире «определяет моду, стандарты и ориентиры».
В «Архкаталог» вошли лучшие проекты за 2005–2006 годы. В этом году за выбор приглашенных отвечали кураторы выставки в отличие от предыдущих лет, когда достойных отбирали посредством закрытого голосования членов экспертного совета. Впервые в «Архкаталоге» были перечислены работы иностранных архитекторов, которые представили проекты, созданные для России.
Такой наплыв звезд, желающих чтото построить в России, не может не радовать. Это означает, что наша страна начинает открываться тому новому, что несет западная волна, готова обмениваться идеями, учиться, а значит — двигаться вперед. Вместе с тем, как сказал на пресс-конференции Поль Андрё, необходимо уважать город, в котором строишь. Именно подобного такта мы ждем от тех, кто захочет реализовать свой проект на российской земле. Им тоже придется учиться у нас.
Немного официальной информации
Пресс-конференцию по случаю открытия выставки провел директор Центрального дома художника и руководитель компании «ЭкспоПарк. Выставочные проекты» Василий Бычков. Он сообщил журналистам, что интерес к «АРХ Москве» растет год от года. Статус международной ей обеспечили участники из десяти стран мира. «Наша цель, — сказал В.Бычков, — призвать архитекторов к дискуссии, сделать архитектуру публичной в силу ее колоссальной ответственности перед обществом и историей. Причем не тогда, когда идеи уже реализованы и ничего изменить нельзя, а еще на стадии проектирования. Именно поэтому для нас так важно узнать общественное мнение. 20–30 тыс. человек сюда придут за неделю, и в десять раз больше людей о нас прочитают в прессе». Говоря о перспективах выставки, Бычков отметил, что, несмотря на увеличение числа экспонентов, в следующем году «АРХ Москва» опять пройдет в полюбившемся всем участникам Центральном доме художника. Реконструкция, которая ожидает здание, не прервет выставочной деятельности (ЦДХ не будет закрыт).
Генеральным спонсором выставки выступила группа компаний «ПИК». Председатель совета директоров Юрий Жуков заявил на пресс-конференции о том, что нельзя умалять заслуги отечественной архитектуры. Поэтому в «Архкаталоге» компания представила работу известного российского архитектора Михаила Белова — башню «Британика», являющуюся частью нового проекта «Английский квартал». Как объяснил автор, это романтическое представление о том, какой должна быть архитектура в Москве. Макет башни стал самым большим по высоте из представленных на выставке (более трех метров). Михаил Белов является автором инсталляции, расположенной у центрального входа в ЦДХ: звездами усыпаны «верхушки» строительных лесов, расположенных вокруг колонн и являющихся символом Москвы как большой строительной площадки.
России — с любовью
To Russia with love — так назывался один из разделов экспозиции, где разместились «импортные» проекты, созданные мегазвездами для Москвы и Санкт-Петербурга. Так, Норман Фостер в очередной раз продемон-стрировал любителям архитектуры свое твердое намерение установить в Москве 600-метровую башню «Россия». Нашумевший проект Эрика Ван Эгераата «Русский авангард» уже утвержден московским правительством и будет реализован на Крымской набережной. В Питере приступили к возведению золотого купола «Мариинки-2» по проекту Доминика Перро. В ЦДХ была также развернута и масштабная экспозиция «Параллельная архитектура» Михаила Хазанова, признанного лучшим архитектором на прошлой «АРХ Москве». Посетители выставки получили возможность пообщаться с маэстро Хазановым во время его персональной лекции.
Нельзя не отметить интересный исследовательский проект «Москва-река», проведенный институтом Берлаге (Роттердам, Нидерланды) и Центром современной архитектуры (Россия). Интернациональная команда архитекторов и градостроителей исследовала потенциал Москвы как города, где памятники архитектуры соседствуют с современными зданиями. Институт Берлаге разработал генеральный план обустройства и развития районов города, прилегающих к Москве-реке.
Некоторые экспоненты небанально подошли к задаче представить на выставке свои архитектурные мастерские. Например, на стенде архитектурного бюро «Остоженка» можно было разглядеть коллаж из чертежей, открыток и фотографий проектов и людей, имевших прямое или косвенное отношение к мастерской. А открытки — визитные карточки Дмитрия Гейченко — желающие вытаскивали из колец, нарезанных из железобетонной трубы.
На фестивале были продемонстрированы и такие космические по замыслу проекты, как «Слоеный город» Александра Асадова. На волне столь актуальных сегодня идей по освоению пространства над железнодорожным полотном автор предложил объединить территорию между Савеловским и Белорусским вокзалами гигантской конструкцией, в