Строительство Четвертого транспортного кольца (ЧТК) может оказать существенное влияние на развитие сегмента ритейла сразу нескольких направлений Москвы. Об интересе инвесторов к новой магистрали и перспективах застройки прилегающих к ней территорий корреспонденту "Бизнеса" Антону Павлову рассказал директор департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила.
- Насколько высок потенциал новой магистрали в плане развития торговых площадей по сравнению с Третьим транспортным кольцом (ТТК)?
- Без сомнения, потенциал ЧТК значительно выше. Если Третье кольцо проходит в основном через промзоны, то новая магистраль располагает рядом преимуществ. Частично она проходит через жилые районы и, что немаловажно, обладает большей протяженностью.
Если рассматривать торговую составляющую, то крупные торговые центры строятся в основном на МКАД в связи с потребностью в больших парковках и хорошем трафике.
Тем не менее ЧТК может привлечь любого ритейлера- всетаки конкуренция на рынке супермаркетов, а также бытовой техники и электроники значительно усилилась. Сейчас идет ее первая волна: на рынке происходит насыщение, идет борьба за форматы и выгодное местоположение. Не исключено, что наиболее активными игроками на ЧТК будут супермаркеты, и кто-то из крупных ритейлеров, таких как "Рамстор", "Седьмой континент", "Гроссмарт" и прочие, могут заявить о создании сети на Четвертом кольце.
- Будет ли сегмент ритейла пользоваться наибольшей популярностью у девелоперов или офисная составляющая также актуальна на ЧТК?
- Концентрация офисных площадей также будет высока.
Наиболее вероятно строительство недорогих по арендным ставкам объектов класса B, которые будут использоваться в качестве бэк-офисов. Не исключено, что ряд существующих зданий будет реконструироваться именно с этой целью.
На мой взгляд, соотношение проектов в сегментах офисов и ритейла будет примерно равным. Однако масштабы строительства будут зависеть не только от близости к ЧТК, но и от самого района, прилегающей территории и расположения объекта. Помимо наиболее популярного Юго-Запада Москвы можноотметить перспективу дальнейшего развития как минимум двух направлений: Севера Москвы, в частности Дмитровского шоссе, и Юго-Востока столицы.
- Ряд проектов в районах будущего ЧТК уже находится в разных стадиях реализации.
Девелоперы уже просчитали перспективу строительства новой магистрали или еще ориентируются на существующую транспортную инфраструктуру?
- Безусловно, девелоперы ориентируются на ЧТК уже сегодня. И это закономерно.
Уже понятно, что проект не фиктивен, ясны сроки его реализации и качество строительства. Хорошим примером служит Третье кольцо - у инвесторов есть понимание, как быстро такие проекты реализуются. Более того, в процессе строительства магистрали удобно проводить строительные работы по самим объектам коммерческой недвижимости. Таким образом, те инвесторы, кому интересно вкладывать средства на перспективу, начинают свои проекты на ЧТК уже сейчас.
Бизнес