В центре Москвы скоро введут новую схему движения транспорта, которая затрагивает территорию между Садовым и третьим транспортным кольцом. Согласно разработанному плану, скорость движения в центре столицы, должна заметно вырасти. Но это не единственный план развития транспортных артерий города - начинается строительство четвертого транспортного кольца.
В центре Москвы проживает 800 тысяч жителей, при этом 2,5 миллиона человек проезжают через Центральный округ транзитом, и около 2 миллионов прибывают ежедневно на свои рабочие места, причем многие - на личных автомобилях. Строительство новых линий метро затягивается из-за недофинансирования, увы, не приходится ожидать, что подземка в ближайшее время поможет эффективно разгружать центр столицы от автотранспорта.
Вот почему НИиПИ Генплана Москвы подготовил схему организации движения транспорта в Центральном административном округе на 2006-2013 годы.
По словам главного инженера НИиПИ Юрия Короткова, предполагается, что транспортные проблемы центра будут решаться не за счет ограничения въезда автомашин, а за счет организации движения. Основные мероприятия будут связаны с упорядочиванием парковок, развитием информационной системы, позволяющей водителям лучше ориентироваться на улицах, строительством подземных и надземных пешеходных переходов, а также развитием автоматизированной системы "Старт", которая связана со светофорным регулированием движения. В частности, планируется строительство 48 подземных и надземных пешеходных переходов, увеличение в пять раз
Представитель НИИ Генплана также сообщил, что в рамках схемы организации движения будут проведены мероприятия по дорожно-мостовому строительству. Он уточнил, что эти работы коснутся сети улиц за Курским вокзалом, а также будут связаны с реконструкцией промзоны на Павелецкой.
Столичный мэр Юрий Лужков уже подписал постановление о строительстве многоуровневых развязок на Смоленской и Сухаревской площадях, входящих в Садовое кольцо, а вот светофоры отсюда исчезнут. Будет организован съезд с Крымской набережной на улицу Крымский Вал и расширен туннель на Садово-Триумфальной улице. Все это должно повысить скорость движения автотранспорта на дорогах.
Озвученные планы по регулированию дорожного движения в Москве не являются окончательными. Спросить мнение у самих москвичей намерены разработчики схем движения автотранспорта. Так, начиная с прошлого месяца, бригады студентов проводят опрос пассажиров и автолюбителей, по итогам которого проектировщики нарисуют новую дорожную карту. За 3 месяца свое мнение о московских дорогах смогут высказать несколько десятков тысяч человек. Анкетирование пройдет в местах массового скопления людей: в торговых центрах, на площадях, в поликлиниках, кинотеатрах, подземных переходах и даже в отделениях ГИБДД.
Респондентам предлагают две анкеты с тематическими названиями "Один день в Москве" и "Легковой автомобиль в городской среде". У пешеходов поинтересуются, во сколько они встают, во сколько выходят из дома, сколько идут до остановки, сколько ждут транспорта, сколько делают пересадок и сколько всего времени тратят на дорогу. Автолюбителям зададут те же вопросы, но, кроме того, обязательно уточнят, где они паркуют машины, часто ли ездят в загородные дома и на дачу, сколько километров проезжают за день, а также какие трассы кажутся им наиболее загруженными - всего 40 вопросов.
По словам организаторов опроса, за последние несколько лет ситуация с мобильностью москвичей изменилась. Они стали больше ездить и на 10-15% больше времени проводить в дороге. Если раньше человек в среднем делал от 2 до 5 поездок в день, то теперь максимальное число поездок увеличилось до 12. Резко сократилось число людей, пользующихся транспортом только 2 раза в день. Вообще время, затрачиваемое нами на дорогу, просто пугает. По предварительным данным, сейчас среднестатистический работающий москвич проводит в транспорте около 30% всего времени.
Сейчас транспортная система города отстает от действующего Генплана на 30 лет. Зато строительство домов опережает запланированные нормы на 15 лет. Места для строительства дорог в городе практически не остается, а выбираться из новостроек с каждым годом все труднее.
Вот почему в ближайшие годы планируется проложить в пределах города целый ряд автомагистралей - как радиальных, так и кольцевых. Центральное место в этих планах занимает Четвертое транспортное кольцо, окончательный проект которого был утвержден осенью минувшего года. Начало строительства намечено на 2007 год.
Длина гигантской магистрали составит 74 километра. От станции метро "Текстильщики" кольцо пойдет на северо-восток вдоль Курской железной дороги,
после пересечения с шоссе Энтузиастов двинется вдоль Лосиного острова к Ярославскому шоссе и затем пересечет Алтуфьевское, Дмитровское, Ленинградское и Волоколамское шоссе. По улице Народного Ополчения НТК выйдет к Минской улице и перейдет в Ломоносовский и Нахимовский проспекты. Под музеем-заповедником "Коломенское" трасса уйдет в четырехкилометровый тоннель, выход из которого построят уже на другом берегу Москвы-реки. Выйдя наружу, дорога пройдет через Печатники и замкнется у Волгоградского проспекта.
Параллельно с ЧТК ведется проектирование и строительство нескольких радиальных трасс. На северо-западе Москвы строится Звенигородский проспект, который соединит Новорижское шоссе с Центром. Кроме того, готовятся проекты так называемых шоссе-дублеров для самых перегруженных радиальных направлений, таких, в частности, как Волгоградский и Ленинградский проспекты.
Впрочем, для решения транспортных проблем города необходимы и другие дейтсвия властей - прежде всего, уравнивание в правах все стороны движения. Сейчас же машины со спецсигналами можно встретить чаще, чем простые автобусы. Как грустно пошутил коллега из газеты "Ведомости", "ГАИ сегодня существует только для того, чтобы организовывать движение машин с мигалками". Во Франции, кстати, привилегии на движение по дорогам были отменены во время Великой французской революции.
Московские власти, правда, собираются оборудовать спецполосы для автобусов и троллейбусов. Такие полосы существуют в большинстве западных стран и являются ярким проявлением гражданских приоритетов - въезд любых гражданских машин на них строго запрещен. В свое время премьер-министр Норвегии просила парламент разрешить ей ездить по "автобусной" полосе в виде исключения. "Опаздываете - берите такси", - был ответ парламентариев.
Личные Деньги