Московское правительство объявило об очередной грандиозной акции, которая, очевидно, привлечет к себе внимания не меньше, чем воссоздание Храма Христа Спасителя. Но теперь речь идет не об одном здании, а о целой улице…
На этот раз в Москве объявили о планируемом восстановлении сразу двух архитектурных городских реликвий: Кузнецкого моста и Сухаревской башни.
Там, где жили кузнецы
Кузнецкий мост в настоящее время находится под слоем асфальтового покрытия на участке Неглинной улицы и является самым старым в Москве. Реконструированный мост власти планируют разместить на территории Царицынского парка. По словам специалистов из ГУОП, техническое состояние архитектурного памятника допускает его реставрацию и перенос в Царицыно с полным раскрытием его проезжей части.
Улица Кузнецкий мост появилась в Москве в конце XV столетия на берегу реки Неглинной. Недалеко от построенного им Пушечного двора Иван III поселил слободу кузнецов.
В XVII веке в кузницах на Неглинной кроме литья пушек и «подкованья» лошадей делали новые и чинили старые сошники, топоры, косы, железные горшки и котлы и пр. Особенно большой спрос был на большие и малые гвозди, в частности на гвозди сапожные и на гвозди «что оклад к образам прибивати». Среди кузнецов имелись отдельные профессии замочников и ножевщиков.
Посещаемость кузнецкой слободы обусловила постройку на ее территории моста через Неглинную, соединявшего Петровку с Лубянкой. До середины XVIII в. он существовал «в дереве» и был небольшим. В 1754-59 годах по проекту архитектора Д. В. Ухтомского «архитектуры гезель [помощник]» Семен Яковлев выстроил каменный Кузнецкий мост, шириной около 12 и длиной свыше 120 метров (начинался от Петровки и доходил почти до Рождественки). Мост был трехарочный, выстроен из белого камня, парапеты его украшали декоративные вазоны.
В 1817-19 гг. в целях благоустройства реку Неглинную заключили в трубу, и над нею образовалась современная Неглинная улица. Оказавшийся ненужным мост был засыпан.
В конце 1980-х годов при проведении ремонта подземных коммуникаций Кузнецкий мост был обнаружен неглубоко под асфальтом в практически первозданном виде.
Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года «Территория культурного слоя и подземные конструкции «Кузнецкого моста», XVI — XVIII вв. н. э.» включены в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, и в соответствии с пунктом 2 статьи 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» отнесены к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр. Действующее в области государственной охраны памятников истории и культуры законодательство устанавливает, что любые проекты воссоздания Кузнецкого моста подлежат согласованию с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультурой).
Сухарева башня
Сухареву башню, фундамент которой был обнаружен в 2005 году в ходе работ по строительству подземного перехода под Садовым кольцом, также планируется «вернуть народу».
Именно в связи с ее обнаружением важнейший подземный переход на Садовом — под Сухаревской площадью — не могут достроить уже несколько лет. Пройдя под землей примерно треть расстояния, строители уперлись в фундамент Сухаревой башни, и работы пришлось прекратить на месяц. Нельзя сказать, что остов знаменитого здания, снесенного в 1930-х годах, стал полной неожиданностью. Ученые знали о его существовании, но не было точно известно, где именно он находится и насколько большой. Во время рытья перехода на стройке постоянно присутствовал наблюдатель от археологов, и как только рабочие уперлись в камень, была дана команда «стоп».
Столичные власти долго не могли решить, как поступить со столь важной находкой. Предполагалось, и об этом активно писали СМИ, что жители Москвы смогут увидеть фрагменты Сухаревой башни в подземном переходе. Главный столичный археолог Александр Векслер, еще недавно говорил о том, что подземный переход на Сухаревской площади будет построен сквозь «тело башни», и когда археологические и строительные работы будут закончены, пешеходы смогут увидеть белокаменные своды. «По предложению главного архитектора Москвы Александра Кузьмина будут сделаны специальные помещения, где можно будет увидеть археологические находки», — отмечает Векслер. Были также идеи построить переход в обход основания башни, однако в финале было принято иное решение.
Сейчас, согласно проекту реконструкции, точная копия исторического памятника, оборудованная смотровой площадкой, должна быть после окончания сноса гостиницы «Россия» установлена в районе Зарядья.
Точное место расположения Сухаревской башни на сегодняшний момент не определено. По словам первого заместителя мэра столицы в правительстве Москвы Владимира Ресина, проект будет рассмотрен на Общественном совете при мэре Москвы.
Напомним, что Сухарева башня принадлежит к числу известнейших и великолепных достопримечательностей исторической Москвы. Советские архитекторы И. Э. Грабарь, И. А. Фомин, И. В. Жолтовский 28 августа 1933 года писали И. В. Сталину, что «Сухарева башня есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый», и сравнивали башню с картиной Рафаэля.
Сухарева башня построена в 1692-95 гг. как «Сретенская по Земляному городу башня с полатами, на которой часы боевые». Это здание составляло часть укреплений Земляного города [земляного вала вокруг Москвы] и стало известно под названием Сухаревой башни по имени расположенного в этой местности стрелецкого Сухарева полка. Башня строилась по приказу Петра Великого зодчим М. Чоглоковым «по голландскому образцу» как въездные ворота в город. По обеим сторонам ворот были каменные караульни, а над ними – второй этаж «палат», с середины которого поднимался еще трехъярусный каменный столб с государственным гербом.
После возвращения Петра из заграничного путешествия, в 1698–1701 гг. для размещения первого в России специального учебного заведения – Школы навигацких и математических наук – Сухарева башня была надстроена Чоглоковым третьим этажом и двумя ярусами – там разместилась первая в России обсерватория.
Основа архитектурно-композиционного решения башни строилась на массивном первом ярусе, являющемся традиционным подклетом, что подчеркнуто обрамлявшей его аркадой. Над ним располагалось двухъярусное «палатное строение», увенчанное башней (столбом) с богатыми наличниками многочисленных больших и светлых окон. Во втором ярусе зодчий поместил парную арочную лоджию, что подчеркивало вертикаль башни, связывая одновременно все части здания воедино. Широкая парадная открытая лестница по традиции вела с земли прямо к верхним палатам здания. В целом вся композиция Сухаревой башни исходила из приемов жилой архитектуры (две комнаты по сторонам, сени и крыльцо, увенчанное высоким шатром). Сухарева башня наиболее ярко воплотила последовательные искания русских каменных дел мастеров в области создания монументального светского общественного здания, обладающего собственным русским архитектурным обликом и окрашенного в радующий глаз красный цвет с белокаменными деталями.
В 1715 г. Навигацкую школу перевели в Петербург, а в Сухаревой башне разместились подразделения Адмиралтейства.
В 1828-1893 гг. в башне были устроены резервуары водопровода, и она служила водонапорной башней, дававшей воду в городские фонтаны. В 1920-25 гг. башню отремонтировали, и с 1926 г. в ней разместился Московский коммунальный музей – предшественник нынешнего Музея истории города Москвы. В 1930-е годы башня, как и незадолго до того уничтоженные Красные ворота, стала «активно мешать трамвайному и автомобильному движению». На упоминавшееся письмо советских архитекторов И. В. Сталин 22 апреля 1934 года ответил, что «советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня». Тогда же башня была разобрана.
Максим Леушин, Валерия Семенова Собственник