Выполнить задачи, обозначенные в национальном жилищном проекте, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» предлагает с помощью революционных преобразований в области строительства жилья и жилищно-коммунального хозяйства, а также с помощью легализации института аренды. Свой взгляд на эти вопросы представители организации изложили в концепции «Новая жилищная политика России», которая была представлена на заседании круглого стола в пресс-центре РИА «Новости».
Найдет ли концепция поддержку в правительстве и насколько реалистичной она окажется, покажет время.
К 2010 году, как известно, завершится первый этап реализации национального жилищного проекта. Уже к этому времени по замыслу его разработчиков в стране ежегодно будут вводить до 80 млн кв. м жилья и выдавать миллион ипотечных кредитов на фоне существенно обновленного жилищно-коммунального хозяйства. Однако, по мнению специалистов рынка недвижимости общественной организации «Деловая Россия», состояние жилищного фонда страны, а также меры, заложенные как в самом проекте, так и в Федеральной целевой программе «Жилище», не позволяют достичь поставленных целей.
Проблемы
По оценкам экспертов «Деловой России» около 80 % сегодняшнего городского жилья было построено в период власти Хрущева и Брежнева. Тогда дома возводили как временные со сроком эксплуатации до 25–30 лет и соответствующим качеством (особенно панельное жилье). Поэтому сегодня большинство зданий, простоявших около 40 лет, можно смело отнести к ветхому фонду, требующему реконструкции.
Не лучше обстоят дела и в сельской местности. Лишь 15 % деревенских домов обеспечены современными удобствами. Вместе с тем деревянные постройки составляют около 50 % жилищного фонда РФ. Такую цифру привел в своем докладе член экспертного совета «Деловой России» Сергей Журавлев, подчеркнув, что данная категория жилья архаична по своей сущности и не может быть предметом ипотечного кредитования.
При огромных российских пространствах население живет скученно и крайне неохотно меняет географию проживания, понимая, что квартирой на новом месте никто не обеспечит. Трудно также купить и снять жилье. Отсутствие цивилизованного рынка аренды сдерживает трудовую миграцию граждан.
Развитие ипотеки, призванной повысить доступность жилья в условиях его дефицита, приводит к росту цен на квадратные метры. Не решают проблему малообеспеченных граждан и субсидии, объем которых ограничен.
Дополняя и уточняя национальный проект по доступному жилью, «Деловая Россия» разработала программу, успешная реализация которой позволит за 25 лет удвоить жилищный фонд страны, уже к 2010 году ввести не менее 90 млн кв. м, построить новые города, обеспечить дешевой арендой людей, не готовых стать квартирными собственниками. При этом на каждого человека будет приходиться не менее 40 кв. м жилой площади, а для семьи из трех человек — пространство возле дома для парковки двух автомобилей. О том, каким образом достичь данных целей, рассказали участники встречи.
Поточное производство жилья
«Сегодняшние темпы роста объемов жилищного строительства не могут обеспечить даже простого воспроизводства жилищного фонда Российской Федерации в ближайшие 10–15 лет», — обозначено в программе «Деловой России». С этой оценкой солидарны и другие участники рынка недвижимости. В результате простого подсчета ясно: чтобы выйти на цифру 80 млн кв. м, ежегодно необходимо увеличивать объемы вводимого жилья на 7,4 млн кв. м, отмечает президент Ассоциации строителей России Николай Кошман. Вместо этого в 2005 году строители ввели на 2 млн кв. м меньше, чем запланировали.
Прорыв в этой сфере может обеспечить технологическая революция в строительстве, аналогичная хрущевской. Индустриальное панельное домостроение советской эпохи позволило восстановить разрушенный войной жилой фонд. Именно на механизмы поточного производства жилья предлагает делать ставку «Деловая Россия», называя этот рывок ньюхрущевизацией страны. Строители планируют возводить не только многоквартирные, но и индивидуальные дома с учетом новых стандартов жилья, близких европейским.
Вопрос с подготовкой строительных площадок тоже решают радикально. Государство и бизнес образуют частно-государственные концессии для инвестирования в эту деятельность, а затем на торгах продают обустроенные площадки застройщикам.
Согласно концепции изменят и строительные организации. Мелким застройщикам придется уйти с рынка, уступив место крупным компаниям с высоким уровнем капитализации, которые способны отказаться от привлечения средств дольщиков в пользу серьезных банковских кредитов. Будут ли новые застройщики такими же гигантами, как китайские компании, неизвестно. Однако стремиться есть к чему: по словам председателя «Деловой России» и члена Общественной палаты Бориса Титова, крупная строительная компания в Китае ежегодно вводит до 30 млн кв. м жилья, то есть чуть меньше, чем весь стройкомплекс России.
Новая градостроительная политика
«Если не изменить принципы территориального планирования, то мы будем загнаны в тупик», — сформулировал Сергей Журавлев позицию «Деловой России» в отношении градостроительной политики.
По его словам, сегодняшние города обременены такой инфраструктурой и транспортной системой, что дальше их развивать невозможно. Кроме того, в последние 10–15 лет о генеральном планировании забыли и строили, где придется. Ломать и возводить заново слишком дорого и долго. Поэтому эксперты «Деловой России» предлагают концепцию сдвоенных городов, когда в километровой зоне строят новый административносервисный центр, возле которого возводят жилую зону с нормальными домами, транспортными развязками, коммуникациями, а старый город сохраняет за собой функции культурного или промышленного центра. При этом появляются условия для его постепенной и аккуратной реконструкции.
Снижение цен на жилье и землю в старом городе станет побочным эффектом от реализации такого подхода.
«Зачем тратить безумные деньги на вывод заводов из города, давайте лучше выведем город, что делалось с успехом в СССР в рамках индустриальной политики. Старый город сохраняли, а вокруг него строили мощный современный промышленный комплекс, современный город», — считает С. Журавлев.
На вопрос журналистов, можно ли применить данный подход к Москве, С. Журавлев ответил утвердительно. Развивать мегаполис надо не вверх, а вширь до 30-километровой зоны за МКАД.
Реформа в области энергетики
«Все считали, что советский запас электричества, тепла и воды неисчерпаем, но оказалось не так. И проблема из нулевой превратилась в катастрофическую, — полагает генеральный директор ОАО «ВО «Технопромэкспорт» Сергей Моложавый. — Решение задач обеспечения доступного жилья светом и теплом лежит в реформе электроэнергетики за счет привлечения частных средств».
Технопромэкспорт занимается строительством электростанций, в том числе в деловом центре «Москва-Сити». Трудности, с которыми сталкиваются при реализации этих проектов, высветили главную российскую проблему. Ни местные власти, ни РАО «ЕЭС России» не готовы к частным инвестициям в электроэнергетику. «К нам предъявляют такие же требования, как к инвесторам элитного жилья, — сказал С. Моложавый и привел пример, когда власти пытались обложить компанию налогом за электроэнергию, которую будет вырабатывать, а не потреблять построенная станция. Аргумент, несмотря на анекдотичность, состоял в том, что нормативная база существует только на потребление.
Из десяти газотурбинных установок для Москвы в этом году построят только три. И дело не в деньгах, а в нехватке оборудования, специалистов