Категории каталога
Каталог / Мода и стиль / Это интересно / Столице не хватает складских помещений

Столице не хватает складских помещений

Дефицит помещений становится основной проблемой складского рынка столицы. В 2005 году в эксплуатацию было введено 380 тыс. кв. метров новых складских помещений классов А и В, 250 тыс. из них соответствуют международным стандартам. Однако этого недостаточно для нормального функционирования рынка. Как сообщил «Собственнику» руководитель отдела складской и производственной недвижимости компании Praedium Руслан Суворов, все введенные в эксплуатацию в 2005 году площади были поглощены рынком еще на стадии строительства, при этом сохранился значительный дефицит площадей. Неудовлетворенный спрос на качественные складские помещения оценивается в 1 млн. кв. метров.

Уровень спроса на современные складские комплексы международного класса постоянно растет. Общее улучшение экономической ситуации в стране способствует появлению новых ритейлеров и логистических операторов, которые и являются основными поставщиками спроса на рынке складских помещений. При этом уровень свободных площадей в качественных складских комплексах остается стабильно низким. Так, доля вакантных площадей класса А, согласно исследованиям, проведенным компанией Praedium, составляет 0 %, класса В – 3 %.
Большая часть складских комплексов сдается в аренду за 3-6 месяцев до сдачи объекта в эксплуатацию. Вместе с тем, повышение технологии бизнес-процессов неминуемо приведет к дальнейшему росту спроса в сегменте складов класса А, что может усугубить и без того непростую ситуацию с нехваткой помещений.

По состоянию на начало 2006 года объем качественных складских площадей составил 1 млн. 650 тыс. кв. метров. Новых комплексов построено меньше, чем планировалось, что обусловлено увеличением сроков строительства большинства объектов.

К вводу в эксплуатацию в 2006 году планируется примерно 900 тыс. кв. метров качественных складских площадей, из них около 780 тыс. кв. метров будут соответствовать международным стандартам. Запланировано строительство в текущем году таких крупных комплексов, как «Пушкино» на Ярославском шоссе, Cross-Point на Каширском шоссе, NorthPoint на Алтуфьевском.

Четыре очереди «Ленинградского терминала» будут построены на Ленинградском шоссе, на 6-м километре Новорязанской трассы закончится строительство третьей очереди комплекса «Томилино». Четвертая очередь «Белой Дачи в Котельниках» появится на 2-м километре Новорязанского шоссе, комплекс «Крекшино» будет введен в эксплуатацию на Киевском шоссе, East Park – на Суздальской улице. Перечисленные проекты вполне удовлетворяют требованиям международного уровня, однако их реализация не способна в корне изменить ситуацию на рынке складской недвижимости и решить проблему дефицита помещений.

Объекты, готовые к реализации

Данные компании Praedium указывают на то, что ни один из крупных проектов прошлого года не был завершен полностью, так как в процессе строительства большинства помещений сроки сдачи объектов были увеличены.

По словам Руслана Суворова, опоздание со сдачей складских комплексов пока еще является нормальной практикой в складском девелопменте. Это связано, с одной стороны, с молодостью этого рынка, а с другой стороны, с «особенностями национального девелопмента», где неизбежны разнообразные сюрпризы бюрократического характера, значительно нарушающие график работ.

Наиболее заметным примером опоздания со сдачей площадей в 2005 году является «Логистический парк "Пушкино"», где опоздание составило более полугода, при том что площади были сданы в аренду еще до начала строительства, отметил Суворов.

Стоит отметить, что, несмотря на все указанные проблемы рынка, в 2005 году было построено на 10 % больше помещений, чем в предыдущем году.

Среди наиболее значительных проектов класса А, введенных в эксплуатацию в 2005 году, можно назвать терминал «Северный» на Дмитровском шоссе, «Кулон-Балтия» на Новорижском шоссе, «Т.Б.М.» в Мытищах, складской терминал «Агроклон ЕМСТС» в Одинцовском районе. Кроме того, построена первая очередь терминала «Крекшино», вторая очередь «Томилино», третья очередь «Белой Дачи в Котельниках».

Из крупных проектов класса В стоит отметить терминал МСК СУ 9, возведенный в 2005 году на пересечении МКАД с Новорязанским шоссе, а также вторую очередь комплекса «Молком» на Ярославском шоссе.

Цены

В связи с малым количеством качественных складских площадей распространенной стала практика предварительной аренды, наблюдается тенденция к увеличению сроков арендных договоров. Так, компанией «Фамилия» заключен договор аренды на срок 10 лет в комплексе «Томилино».

Арендные ставки на складские помещения Московского региона остаются одними из самых высоких в Европе. Уровень цен на аренду для объектов класса А составляет на данный момент порядка $ 160 за кв. метр, для объектов класса В арендные ставки составляют около $ 130 за кв. метр.

По прогнозам аналитиков компании «Астера», серьезного снижения ставок не приходится ожидать до 2008 года: даже при увеличении количества свободных площадей тенденция к снижению цен на аренду не осуществится по причине увеличения операционных расходов и коммунальных платежей.

Сделки по продажам складских помещений в настоящее время практически не проводятся. По словам руководителя отдела складской и производственной недвижимости компании Praedium, предложения на продажу современных складских площадей почти не существует, а спрос на покупку носит в основном скрытый характер – уж очень велик разрыв между ценой, по которой девелопер согласился бы продать здание, и ценой, по которой пользователь хотел бы его приобрести. В этой ситуации большинство пользователей, желающих иметь склады в собственности, предпочитают строить их сами, считает Суворов. Крупные девелоперы не желают заниматься продажей небольших площадей разным потребителям в своих логистических парках. Они предпочитают сдать все в аренду и затем продать все площади разом инвестору. В настоящее время порядок цен для существующих на рынке предложений составляет от $ 1000 до $ 1200 за кв. метр.

Выводы

Дефицит помещений создает серьезную проблему для рынка складской недвижимости. Дополнительные сложности связаны еще и с тем, что наибольшим спросом в настоящее время, несмотря на наметившуюся тенденцию интереса арендаторов к высокоуровневым складским комплексам, пользуются помещения класса В.

Строительство объектов этого уровня на сегодняшний день практически не ведется – среди запланированных к вводу в эксплуатацию в 2006 году складских помещений нет ни одного крупного проекта класса В.

Рынок складской недвижимости сдвинулся с мертвой точки только в 2005 году, так как наконец-то были не только анонсированы, но и начали строиться крупные складские комплексы, соответствующие международным стандартам. До этого на рынке был не дефицит, а почти вакуум площадей, считает Руслан Суворов. И тем не менее продолжает остро ощущаться нехватка качественных складских площадей.

Дефицит складских помещений является следствием, во-первых, более позднего развития складского сегмента, который идет вслед за развитием сегмента торговой недвижимости, когда потребность в складских площадях начинает остро ощущаться, во-вторых, стремительного роста спроса на площади, значительно опережающего рост предложения, а в-третьих, связан с продолжающимися сложностями с подбором подходящего земельного участка для складского девелопмента.

Таким образом, сфера складской недвижимости является на сегодня одной из самых проблемных на российском рынке недвижимости.


Валерия СеменоваСобственник

Дополнительные статьи по теме "Это интересно"

У молодца не без золотца

Золотой человек, золотое сердце, золотые рукиПочти в каждом языке есть устойчивые выражения, в которых то, чем говорящий дорожит и восхищается, сравнивается с золотом. А как быть, если закрались сомнения в подлинной ценности этого всеобщего эквивалента? Если вам вдруг показалось, что ваше изделие из золотане вполне золотое?

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru