Система добровольного страхования жилых помещений была предложена в 1996 году Ю.М.Лужковым.
Правительство Москвы стало формировать социально ориентированную, доступную каждому москвичу систему страховой защиты. В 1996 году был создан Городской центр жилищного страхования, на конкурсной основе отобраны страховые организации. Об этом сказал на пресс-конференции, организованной 2 марта Информационным Центром Правительства Москвы, руководитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Петр Васильевич Сапрыкин.
Сегодня уже можно говорить о наличии в городе стройной системы добровольного страхования жилых помещений. За минувшие десять лет отработаны механизмы, позволившие застраховать более 50% всех помещений, которые подлежат страхованию. Столь успешно реализовать инициативу, выдвинутую Мэром Москвы Ю.М.Лужковым, удалось благодаря участию в проекте Правительства города. Ведь главными условиями этого вида страхования были гарантии Правительства Москвы по выплате средств по страховым случаям. В 1996 году они составляли 80% от суммы выплат, а 20% ответственности ложилось на страховые компании. На сегодняшний день обеспечено снижение ответственности Правительства Москвы по возмещению части ущерба с 80% в 1996 году до 30% в 2006 году, а ответственность страховых компаний соответственно возросла с 20% до 70%.
П.В.Сапрыкин сообщил, что в 2005 году в качестве страховой компенсации пострадавшим было выплачено 155 млн. руб., адресную финансовую помощь получили более 14 тыс. московских семей. С начала действия системы страховщиками и Городским центром жилищного страхования направлены денежные средства на восстановление около 70 тыс. квартир. Статистика свидетельствует, что более половины москвичей, которые являются страхователями, это люди пенсионного возраста, особо нуждающиеся в защите.
В ходе развития системы увеличена страховая стоимость жилых помещений с 3 тыс. руб. за 1 кв. м в 1996 году до 17 тыс. руб. в 2006 году. Расширен перечень страховых рисков; отменены ограничения минимальной выплаты по страховому случаю (франшиза) и физическому износу жилых домов, подлежащих страхованию; усовершенствована методика расчета ущерба с учетом новых проектов жилых домов, строительных и отделочных материалов и др. Эти меры позволили увеличить как количество, так и размер страховых выплат.
В конце 2005 года были подведены итоги открытого конкурса по отбору страховых организаций для осуществления добровольного страхования объектов жилищного фонда города Москвы. По результатам конкурса победили семь страховых организаций. Руководитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда выразил удовлетворение работой этих компаний, отметив, что они укомплектованы хорошо обученными, профессиональными кадрами, со стороны москвичей нареканий в их адрес практически не поступает.
Директор Городского центра жилищного страхования Алексей Антонович Гуральник
сказал, что усилия страховщиков направлены также на предупреждение страховых событий в жилищном фонде города. С тех пор, как эта работа была централизована (2002-2005 гг.), на эти цели направлено около 115 млн. руб. Приобретены 30 пожарных автомобилей; реконструированы 4 здания пожарных депо; проведена огнезащитная обработка чердачных помещений в 385 жилых домах; реконструированы системы дымоудаления, противопожарной автоматики и электрощитовые в 37 домах, приобретено 76 комплектов диагностического оборудования для контроля за техническим состоянием домов. Кроме того, изготовлено 330 тыс. экземпляров полиграфической продукции информационно-разъяснительного характера. Статистика пожарного надзора свидетельствует, что количество пожаров за последние годы уменьшилось на 10 тысяч и составило в 2005 г. 7 тыс. (в 1996 г. – 17 тыс.) Конечно, это не только заслуга страховых компаний, но работа, которая проводилась страховыми компаниями по информированию населения, конечно, сказалась, отмечалось на пресс-конференции.
Решениями Правительства Москвы определены новые задачи, которые состоят в переходе от просто страхования к комплексному страхованию жилых помещений. Это страхование объектов общего имущества домовладельцев в многоквартирных домах (с долевым участием страховых организаций и Правительства Москвы в возмещении ущерба); страхование гражданской ответственности подрядных организаций, осуществляющих работы по эксплуатации жилых домов, внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования (возмещение причиненного ущерба производится страховыми компаниями). Кроме того, страховым компаниям рекомендовано развивать страхование гражданской ответственности собственников и нанимателей жилых помещений перед третьими лицами, в том числе страхование ответственности при переустройстве жилых помещений. "Вот такой подход соответствует и интересам города, поскольку снижает затраты бюджета на восстановление и поддержание жилого фонда, и интересам жителей, поскольку восстанавливается жилье, пострадавшее в результате страховых случаев", - сказал П.В.Сапрыкин.
Москве удалось создать уникальный страховой продукт, который сегодня вызывает интерес регионов. Участвующие в проекте страховые компании намерены распространять опыт в своих региональных филиалах.
В планах же московских властей - свести бремя ответственности Правительства к уровню, близкому к нулю, сократить бюджетные траты на эти цели. Однако полностью нулевым он не станет, заверил П.В.Сапрыкин. "Дело в том, что по сложившейся традиции москвичи доверяют городской власти. И присутствие хотя бы 5% ответственности Правительства города обеспечивает системе дальнейшее существование и развитие. К 2009 году планируется снизить ответственность города до 5%. Но никаких скоропалительных решений приниматься не будет. Реальные результаты работы системы видны, и город будет ее совершенствовать", - заключил он.
Мосинформ