"Мало кто знает, как мы выживали, когда страна перешла к рыночным отношениям, и что делаем теперь. Зато хорошо видно: в Москве новая дорога появилась, мост построили. Раздражает..." - говорит первый заместитель мэра в правительстве Москвы Юрий Росляк.
Если часть столичных функций будет передана Санкт-Петербургу, для сегодняшней столицы это не станет сильным потрясением, считает глава экономического комплекса правительства Москвы Юрий Росляк.
Москве в силу ее столичного статуса положено быть лидером страны во всех отношениях. Некоторые даже говорят - локомотивом, который, мол, должен тащить Россию за собой. Может быть, это уж слишком сильно сказано, однако демонстрировать впечатляющие темпы развития экономики, проводить самую продвинутую социальную политику, иметь передовую систему образования и здравоохранения Москва просто обязана. И даже скептики не могут сказать, что столица с этой задачей не справляется. Сегодня, когда государство определило приоритеты своего развития - четыре главных национальных проекта, - любопытно выяснить, что делает Москва для их реализации. А главное, уютно ли ей в роли лидера? Чтобы получить ответы на эти вопросы, "Итоги" пригласили в гости первого заместителя мэра в правительстве Москвы, руководителя комплекса экономической политики и развития города Юрия Росляка.
- Юрий Витальевич, как же получилось, что в программе развития Москвы на 2006 год не были учтены приоритеты национальных проектов?
- Если говорить формально, то госпрограммы по национальным проектам во многом недоработаны. И чиновники на местах просто не могут писать и утверждать программы для своего региона, пока не узнают, как это будет реализовываться на уровне государства. Но на самом деле мы не просто об этой задаче думали, мы работали - сейчас у нас есть целый раздел по нацпроектам. Более того, к каким-то вещам мы были готовы заранее. Простой пример: решило государство в рамках программы по здравоохранению повысить зарплаты участковым врачам и медсестрам на 10 и 5 тысяч рублей с 1 февраля - а мы к такому повышению зарплаты во всей бюджетной сфере подготовились заблаговременно, заложив в бюджете ее 40процентный рост. Мы же понимали, что получить эффективную и качественную работу бюджетной сферы мы сможем только тогда, когда предложим классным специалистам приемлемую оплату. Сегодня, думаю, соединение федеральных и наших бюджетных средств может дать как раз тот результат, к которому мы стремимся: самый низкооплачиваемый сотрудник в бюджетной сфере в 2007 году должен иметь заработную плату не ниже прожиточного минимума для работающего в регионе. По многим направлениям Москва в силу ряда причин бежит впереди паровоза. Некоторые экономические и управленческие модели, которые сегодня внедряются, Москва уже опробовала, а иногда именно у нас они и появились. Это касается и совершенствования системы образования - Минобрнауки перенимает многое из московского опыта; и здравоохранения - хотя бы потому, что в Москве сосредоточены ведущие медучреждения; и доступного жилья - социальная ипотека именно у нас появилась. И даже в сельское хозяйство мы инвестируем: Москва как крупнейший потребитель заинтересована в снижении цен на сельхозпродукцию.
- Однако обязательства, спущенные регионам сверху - вспомнить хотя бы монетизацию льгот, - и новые социальные пакеты должны больно бить по бюджету...
- Если вы имеете в виду знаменитый 122й закон, который являлся законом не только о монетизации, но еще и о перераспределении полномочий между федеральным и региональным уровнями власти, то введен он был не в одночасье. И мы боролись против целого ряда норм этого закона, хотя параллельно уточняли наши собственные показатели и готовились к предстоящим объемам изъятий. Собственные социальные пакеты не сокращали. Мы увеличили объем дефицита бюджета - и все планы на 2005 год удалось реализовать. Добились, что в Москве нет ни одного пенсионера с пенсией ниже прожиточного минимума, действует система дотирования или выплаты субсидий по коммунальным платежам. Да много еще чего: ведь сорок процентов бюджета мы тратим на социалку.
- Расскажите подробнее о дефиците бюджета: странно слышать, что он есть у такого богатого региона.
- Дефицит бюджета - это возможность привлечения заимствований, прописанная в бюджетном законодательстве. Мы можем привлекать средства только для покрытия дефицита. Значит, его надо запланировать. Это не недостаток наших средств, а специально сформированный раздел городского бюджета, который мы покрываем доходами от использования имущества, заимствованиями и так далее. Ведь есть два варианта бюджетной политики. Либо мы просто рассчитываем доходы и по одежке протягиваем ножки, тогда как минимум процентов на 20 придется сократить наши программы и снизить потенциал развития. Либо формируем необременительный дефицит и привлекаем средства на то, что необходимо сделать как бы сверх нормы. Например, построить дополнительное количество школ или дорог. Для нас выгоднее сегодня получить тот товар и те услуги, в которых мы остро нуждаемся, но на которые вечно не хватает денег. И это очень выгодно экономически: займы Москва привлекает под 7 процентов годовых, а инфляция - около 12.
- Официальный уровень инфляции - 10,9, а Москва не согласна?
- Не совсем. Например, в строительстве инфляция вообще сегодня выходит на уровень 14 процентов, и это еще ничего, могла быть все 18. По некоторым другим отраслям эта цифра выше 10. Но, согласитесь, 7 процентов - это меньше даже официального инфляционного роста. Стоимость строящихся на заемные средства объектов вырастет за год заметно больше. Однако занимать, как бы это выгодно ни было, бесконечно мы не можем и не хотим. Поэтому поставили своеобразный ограничитель: общий объем нашего долга не должен превышать 33 процентов от собственных доходов бюджета. По результатам прошлого года общий госдолг города, подлежащий возврату, составляет порядка 90 миллиардов. А это всего 18 процентов от наших доходов. К тому же мы активно управляем долговыми обязательствами, замещаем дорогие на более дешевые - в зависимости от изменения конъюнктуры рынка. Ни один рубль из займов не тратится на текущие расходы, а только на программы развития.
- Но разве реальная инфляция не влияет на работу подрядчиков?
- У нас существует система тендеров и конкурсов, как вы знаете. Так вот, выходя на конкурс, любой поставщик, подрядчик обязан учесть инфляцию в своем предложении. Это его риск, и за него он отвечает перед городом. Если мы заложили в конкурсных условиях инфляцию в 10 процентов и сказали, что на этот объект выделяем сто миллионов, то столько и заплатим, даже если реальная инфляция была 12 процентов. Конечно, если превышение составило больше 5 процентов от ожидаемого уровня инфляции, возможна корректировка договорной цены.
На встрече с журналистами "Итогов" Юрий Росляк был предельно откровенен: у правительства города, признался он, нет изжоги, если бизнес уходит за МКАД, одно обидно - инфраструктуру построил город, а дивиденды стригут другие
- Что вы думаете по поводу идеи перенести систему сбора налогов с физических лиц туда, где эти лица получают бюджетные услуги?
- Я противник такой идеи - это приведет к нарушению администрирования сбора налогов. И бюджетная система многое потеряет: контроль за уплатой налогов фактически невозможно будет организовать. Кроме того, затраты на такого рода администрирование снизят и сам уровень доходов от сбора налога. И потом это в принципе несправедливо. В Москве много средств - причем бюджетных - вкладывается в создание рабочих мест. Поэтому и уровень безработицы у нас по итогам года составил 0,5 процента трудоспособного населения, и более 60 тысяч рабочих мест вакантны. В соседних регионах этот уровень 2, а то и 5-10 процентов - там не смогли создать рабочие места, не стали вкладывать средства и силы. Почему же налоги должны идти к ним? Такая идея уже обсуждалась два года назад и была отвергнута. Сейчас эта мысль кого-то будоражит опять, но здравый смысл, надеюсь, победит. Ведь вероятность получения убытков от предлагаемой системы очень большая.
- А как вы относитесь к тому, что крупный и средний бизнес уходит за МКАД - в Московскую область?
- Бизнес всегда выбирает то место, где ему выгоднее работать. И административные барьеры тут ставить бесполезно. Нужно, наоборот, создавать условия. Когда банковская система России только зарождалась, Москва дала банкам ряд преференций: им предоставлялись здания, помещения, оказывалась помощь с оснащением и так далее. Сегодня мы даем льготы предприятиям оптовой торговли, поскольку заинтересованы и в товарах, и в обороте, что дает этот бизнес, и в том, чтобы реально развивалась конкуренция. Поэтому каждый из регионов должен использовать свои преимущества. Нет у меня изжоги от того, что ряд объектов размещается за МКАД. Иногда, конечно, обидно: инфраструктуру, например, построил город, а дивиденды с этого стрижет сосед. С другой стороны, во всех этих торговых центрах услуги получают в большинстве своем москвичи. И если их удовлетворяют качество услуг и цены - прекрасно.
- Успехи Москвы в принципе не всегда вызывают радость у соседей. Как вы думаете, почему?
- Это еще с советских времен пошло: мол, москвичи зажрались, сидят рядом с федеральным центром и получают больше всех. Так и было когда-то: здесь размещали НИИ, заводы - многое, что требовало серьезного государственного финансирования. А когда пришел рынок и деньги из Центра перестали поступать, оказалось, что все это для города - обуза. Мало кто знает, как мы из этого выходили, как решали проблемы и что делаем теперь, зато хорошо видно: в Москве новая дорога появилась, мост построили. Раздражает. Хотя мост построен за счет налогов, которые в равной степени и по тем же нормам собираются и в соседнем регионе. Просто мы смогли их грамотно распределить и потратить.
Правительство города готово потратить огромные средства на улучшение инфраструктуры столицы - в планах на будущий год реконструкция старых и строительство новых трасс, развязок, мостов и станций метро, хотя, по словам Юрия Росляка, адекватной поддержки из федерального центра город не получает
- Каково ваше мнение относительно идеи объединения Москвы и области в один регион?
- Это не так просто, как некоторым кажется. Я уверен, что создавать гигантский регион, который уже в силу своих размеров будет трудноуправляемым, нерационально и неразумно. Каждый из регионов - экономически и организационно настолько сложный механизм, что без потерь превратить их в единое целое крайне трудно. Да и зачем? Для людей, которые живут в одном из регионов, а работают или делают покупки в другом, особой разницы нет - границы прозрачны. А объединение - политический вопрос, отношения к экономической целесообразности не имеющий.
- Представить себе такую огромную столицу и в самом деле трудно. Кстати, о столице. А что, если ее действительно перенести в Питер?
- Есть в мире хороший пример: Нью-Йорк и Вашингтон - деловая и официальная столицы США. Оба города нормально существуют и выполняют каждый свою роль. Так что ничего страшного не случится, если некоторые столичные функции будут перераспределены - Санкт-Петербург уже был столицей Российской империи. Если выполнение столичных функций Северной столицей будет происходить на тех же условиях, что были созданы для Москвы, то есть безвозмездно, не думаю, что Санкт-Петербург и его жители что-то выиграют. Хотя это, понятно, под вопросом.
- Действительно, разве можно позавидовать дороговизне жизни в Москве? Кстати, вы делаете что-то, чтобы столичное жилье, например, стало доступнее?
- Давайте определимся с понятиями: доступное жилье - это не значит очень дешевое. Это жилье достойного качества, которое человек может купить, используя определенные механизмы. Ипотеку, например, или жилищные городские программы. Мы помогаем обзавестись собственным жильем молодым семьям: есть такая программа "Молодой семье - доступное жилье", которая позволяет приобрести квартиры в рассрочку и с меньшими затратами, чем при покупке на рынке. Недавно запустили социальную ипотеку, ее отличие от обычной в том, что кредит дается под гарантированный процент - 10,5 годовых в рублях на срок от 15 до 30 лет. А самое главное - платит покупатель по себестоимости строительства. Правда, социальная ипотека доступна только очередникам. Остальным мы должны предоставить возможность выбора - строить жилье разного класса и в достаточных объемах, чтобы не создавать дефицита и, следовательно, неоправданного роста цен.
- Вообще-то градостроительная активность столичных властей и так на высоте, даже пугает. Жители центра города, например, боятся, что их переселят куда-нибудь в Бутово...
- Перспектива у центра одна - избавиться от той ветхости, которая на сегодня там есть, произвести реставрацию и восстановление памятников истории и культуры, как этого требует закон. А вместо ветхого жилья построить нормальное плюс создать уровень инфраструктуры, соответствующий центру столицы. И горожане должны знать, что переехать в муниципальную квартиру в другом округе сейчас могут только очередники. Это потому, что мы строим социальное жилье только там, где это можно делать быстро и в больших объемах. Сами понимаете, в центре таких территорий нет. Для переселения из ветхого или аварийного фонда мы ищем площадки, хотя никто не даст гарантии, что из Мещанского района вы не переедете в соседний. Тем более что мы все больше подходим к реконструкции таких зданий и кварталов, когда нельзя на земельном участке построить больше площади, чем есть. Поэтому коммерческий эффект от строительства в центре бывает даже минусовым.
- Что вам как москвичу больше по сердцу - реконструкция или снос старых зданий, которые создают образ исторического города?
- Есть здания, сохранить которые, к сожалению, не удалось и реставрировать не получится. Я за то, чтобы те архитектурные детали, которые создавали узнаваемый облик здания, ценные с точки зрения исторической среды, снимались и использовались потом при возведении уже новых конструкций. То, что было сделано с Манежем, абсолютно правильное решение, как бы нас ни критиковали. Мы долго думали, как укрепить фермы Бетанкура, которые уже не только кровлю, а сами себя нести были не способны... Сделали их заново из современного материала, но повторили конструктивные решения, которые были применены в свое время знаменитым инженером. Но поймите, сохранять развалины просто ради них самих мы не можем - здание должно использоваться для современной жизни.
- Вы упомянули о столичной инфраструктуре, еще далекой от совершенства. Что нового появится в городе в ближайшее время?
- Все планы в принципе уже обозначены. Будем продолжать строить Звенигородский проспект, чтобы в 2007 году открыть его для движения. Первый тоннель под Серебряным Бором уже проложен проходческим щитом. Вообще же он будет двухуровневым - автомобильный ярус и тоннель линии метрополитена в Строгино через Крылатское. Строится мост через Москва-реку - это уникальный вантовый мост, такого конструктивного решения пока в мире еще не было. Представьте себе большую арку, на которой на вантах подвешено пролетное строение - мост с виражом. Конструкторам пришлось поломать голову, чтобы вписаться в выход на проспект Маршала Жукова. Плюс к этому делаем выход на Садовое кольцо. Будут продолжены работы во Внуковском узле - реконструируется Боровское шоссе от аэропорта до Солнцева и Переделкина. Надеемся к концу года открыть там рабочее движение, чтобы появился дублер у Киевского шоссе. Начинается реконструкция Ленинградского проспекта: задача - в течение двух лет пройти участок от Третьего кольца до Сокола. Там нужно строить и подземные переходы, чтобы убрать светофоры, и развязку для удобства выезда из нового жилого района на Ходынке. И, наверное, самая главная задача - это развернуть работы на Четвертом транспортном кольце. Сейчас активно ведется разработка проектной документации, придется построить большое количество эстакад, особенно в восточной части города. Выделен значительный ресурс - 3 миллиарда рублей. Значительные средства собираемся потратить на метростроение, хотя адекватной поддержки из федерального бюджета мы не получаем. В 2008 году планируем запустить ветку в Строгино. А дальше останется небольшой участок до Митина. Еще должны закончить ветку "Тургеневская" - "Суворовская" и на Марьину Рощу.
- А платные дороги появятся?
- Пока нет, потому что главный принцип платной дороги - наличие альтернативной дороги общего пользования. У нас настолько перегружена сегодняшняя регулярная улично-дорожная сеть, что создать коридор платной дороги не получается. Кстати, с пробками мы боремся не только строительством дорог. Идет работа по изменению системы регулирования движения. Пробки на любой трассе создаются в первую очередь за счет прилегающих улиц. Поэтому в режиме эксперимента отрабатывается регулирование светофорной сети в зависимости от интенсивности движения не только на главных магистралях, но и на периферийных.
- Не будут ли все эти грандиозные планы свернуты после 2007 года, когда назначат нового губернатора?
- Нет, если москвичей устраивает то, что сегодня делает городская власть. Думаю, устраивает, и это косвенно подтвердили выборы в Мосгордуму: то, что Лужков возглавил список партии "Единая Россия", во многом определило результат выборов. Поэтому тот, кто хочет прийти в 2007 году, должен убедить москвичей, что все положительные начинания будут продолжены. Закон сегодня дает возможность москвичам через депутатов, за которых они проголосовали, внести соответствующую кандидатуру на пост мэра. Надеюсь, что депутаты мнение жителей столицы учтут.
Ирина МельниковаИтоги