О развитии жилищно-коммунального хозяйства Центрального административного округа Москвы, итогах 2005 года и планах на 2006 год рассказал на прошедшей в конце января пресс-конференции префект ЦАО Сергей Байдаков.
Последние пятиэтажки
Программа по сносу хрущевок актуальна для Центрального административного округа Москвы как ни для какого другого. Свободных площадок для создания новых жилых объектов там нет, резервы точечной застройки ограниченны. В то же время много старых домов, в том числе пятиэтажек, состояние которых оставляет желать лучшего. На их месте можно возвести дома современной планировки, в которых поселится в два-три раза больше людей.
Намеченную на 2005 год программу ликвидации пятиэтажного фонда сносимых серий ЦАО выполнил полностью. Большинство жителей из этих домов (83 %) получили новые квартиры на территории округа, в частности в Красносельском и Таганском районах.
Следующий этап программы касается ветхих и аварийных зданий. Сейчас в округе около 1,3 тыс. домов с деревянными перекрытиями, износ которых составляет порядка 45–70 %. Наиболее ветхие сооружения (с износом свыше 70 %) включены в первую очередь программы ликвидации — их 245. Но, как заверил префект ЦАО Сергей Байдаков, судьба каждой постройки будет определена особо. До 2010 года запланировано снести все дома, износ которых превышает 60 %.
Высвобождаемые территории позволяют реализовать за счет бюджетных поступлений программу квартальной застройки со всей необходимой инфраструктурой. Уже с 2006 года работы начнут в Красносельском районе на улице Русаковской, в Таганском — на улице Нижегородской и в Замоскворечье — в районе улицы Большой Серпуховской.
Вопрос о судьбе домов несносимых серий остается открытым. Для того чтобы их реконструировать, нужны огромнейшие бюджетные средства. Строительство новых домов обойдется гораздо дешевле. Поэтому кирпичные пятиэтажки, не имеющие никакой охранной грамоты от Москомархитектуры, будут сносить, с тем чтобы застраивать освободившуюся территорию поквартально. Уже сегодня есть предложение по изменению облика улицы Нижегородской — там хрущевки занимают целый квартал (площадь жилья — порядка 65–70 тыс. кв. м).
Могут избежать сноса только дома, образующие так называемые морфотипы, то есть характерную застройку определенного исторического периода. Причем в данном случае ценен не сам объект (он не считается памятником), а принцип, характер планировки территории. Если здания 30х годов XX века будут определены как морфотипы, то они простоят еще долго.
Сказки о «Золотом острове»
Будет продолжаться включенная в программу создания туристско-рекреационной зоны «Золотое кольцо Москвы» комплексная застройка Болотного острова, обозначенного в проекте как «Золотой». Префект ЦАО возглавляет рабочую группу, координирующую все вопросы по его развитию.
Предполагается разместить на его территории объекты элитного жилья, гостиничного хозяйства, культурно-развлекательные, торговые и офисные центры. Все сооружения будут обеспечены самой современной инженерной начинкой, что потребует очень серьезных вложений.
Запланированы поистине революционные изменения в плане транспортного обслуживания острова. Вот только один пример: Софийская и Якиманская набережные, которые сегодня являются транспортными, станут пешеходными, а машины пустят по пониженной набережной над Москвой-рекой. В жилые комплексы можно будет попасть по специальным тоннелям.
Развитию пешеходной зоны этого района вообще уделено большое внимание. Она начинается от храма Христа Спасителя, затем по сооруженному в 2005 году мосту переходит на Золотой остров, проходит по нему, далее через Водоотводный канал попадает на Якиманскую набережную. Чтобы максимально освободить территорию острова от автомобилей, многоярусные автостоянки на 2 тыс. машиномест будут размещены под Водоотводным каналом. Это еще одно уникальное и дорогостоящее инженерное решение.
Срок реализации программы — 2009–2010 годы. Она разбита на отдельные этапы; часть объектов будет введена в 2007м, часть — в 2008 и 2009 годах. Вполне вероятно, что некоторые сооружения могут быть сданы и после 2010 года.
От счетчика тепла к «умному» дому
Вопрос развития коммунального хозяйства (ЖКХ) является многоплановым. Один из его аспектов — передача управления многоквартирными домами в руки самих москвичей. Сегодня в городе ЦАО — лидер в плане создания товариществ собственников жилья (ТСЖ), но, по мнению префекта, увеличение количества таких объединений не самое главное. Задача — сформировать новые экономические отношения между членами ТСЖ и поставщиками услуг.
Если говорить об элементах реформирования ЖКХ, то округ достаточно серьезно работает над выполнением программы энергосбережения. Уже в 2,5 тыс. зданий из 3,9 тыс. установлены приборы подомового учета тепла и воды. К 2007 году ими будет оснащен весь жилой фонд.
Сейчас системы автоматического управления, через которые осуществляется съем показаний для начислений за фактически потребленную воду и тепло, обслуживают 1,8 тыс. приборов. В I квартале 2006 года планируют наладить такие системы в 2 тыс. домах.
Снизить количество квартирных краж, актов вандализма помогают системы видеонаблюдения, которые в ЦАО начали устанавливать с 2002 года — сначала в домах Тверского района, а потом и других. К концу 2006 года камерами будут обеспечены здания в Пресненском и Таганском районах, после чего можно говорить, что все жилые объекты округа находятся под видеоконтролем. Появление подобных систем — это первый шаг к созданию «умных» домов, предполагающему централизацию всех услуг, связанных с безопасностью сооружения и обеспечением работы его инженерных систем.
Сегодня в Тверском районе продолжается эксперимент по оснащению подвалов и чердаков противопожарными системами и выводу информации с этих датчиков в централизованные пункты видеонаблюдения.
Стоянки и гаражи
Проблему размещения в гаражах и на стоянках округа растущего с каждым годом количества автомобилей решают в рамках специальной программы, разработанной до 2008 года. В соответствии с ней в ЦАО предполагают построить многоярусные гаражи и автостоянки на 80 тыс. машиномест, причем 25 тыс. из них появится уже в 2006 году.
Часть нагрузки возьмут на себя перехватывающие парковки, организованные возле станций метро: водитель может оставить на них машину и добраться до центра на общественном транспорте. Одна такая стоянка уже работает на площади Крестьянская Застава. По заключению Мосгортранса, она позволила разгрузить трассу, в результате время движения общественного транспорта от площади Крестьянской Заставы до Лубянской площади сократилось в три раза.
Первый опыт позволил откорректировать эту программу. Высказано мнение, что перехватывающие парковки целесообразно располагать между Третьим транспортным кольцом и МКАД. К 2008 году должно появиться дополнительно 35 тыс. таких машиномест.
Предприятий меньше, магазинов больше
Ежегодно ЦАО проводит работу по реабилитации или перебазированию производственных объектов площадью порядка 30–40 га. За 2005 год реабилитирована территория 68 предприятий (около 40 га).
В последнее время отношение к программе вывода предприятий поменялось. Если раньше организации отказывались от подобных предложений, предпочитая сдавать свои помещения в аренду, то теперь сами обращаются с просьбой включить их в программу реабилитации территорий.
У окружных властей нет намерения убрать все предприятия из центра, поскольку нормально работающее произв