Категории каталога
Каталог / Мода и стиль / Это интересно / Этапы большого пути

Этапы большого пути

Что нужно делать до того, как построенный объект начинает приносить прибыль.

Чтобы снять кино, нужен продюсер. Он находит средства, набирает команду профессионалов, которые занимаются как творческой, так и технической работой, объединяет всех общей идеей, а потом, в зависимости оттого, насколько верны оказались его расчеты, подсчитывает прибыли или убытки.

В сфере недвижимости таким продюсером является девелопер, в роли которого чаще всего выступает крупная компания. И до того как проект становится успехом или провалом, ей приходится пройти долгий и нелегкий путь.

Не столь давно в русском языке появился еще один неологизм – ранее непонятное и не вполне благозвучное слово «девелопер». Кто же такой этот самый девелопер (кстати говоря, ударение все же рекомендуется на втором, а не на третьем слоге). Англоязычное слово development означает процесс создания на земле усовершенствований, каковые могут включать системы коммуникаций (инженерные сети), пути подъезда, здания и сооружения и любые комбинации указанных компонентов. Было в русском языке слово «застройщик», однако в последнее время космополитизм профессионального словаря сферы недвижимости почти полностью вытеснил его из практики обиходного общения.

Благодаря девелоперу «зеленая лужайка» может не просто превратиться в цветущий сад, но и стать местом расположения процветающего торгового центра. В чем же цель и задача непростой работы девелопера? Ответов приходится слышать много и самых разнообразных: от создания рабочих мест до осуществления программ благоустройства территории. Правильный ответ еще проще и по сути своей включает в себя все иные варианты. Цель девелопмента – создание объекта доходной недвижимости, что в контексте индустрии торговой недвижимости означает получение стабильных арендных платежей от операторов.

«Правильный» ответ кажется абсолютно очевидным, однако в практике реальной жизни конечная цель девелопмента иной раз ускользает из виду, будучи заслоненной целым рядом иных факторов – от красоты фасада до названия торгового центра. Далее мы будем говорить именно о «правильном» девелопменте коммерческой недвижимости. Соответственно, отмечаем сразу: на каждом этапе реализации проекта первостепенное значение имеют именно вопросы получения арендных платежей.

Первый этап – анализ участка и перспектив его наиболее эффективного использования (здесь и далее – см. схему процесса девелопмента). Обращаю внимание на необходимость учета общественных интересов. Времена «дикой» малоконтролируемой застройки (аналог времен первой волны капитализма, не знавшего правил и законов) прошли, и городские власти все в большей степени полагаются на коммерческих застройщиков в обеспечении социальных нужд горожан. В частности, речь может идти о прямом инвестировании средств в развитие городской инфраструктуры или о создании на территории участка парковой зоны, возведении социально-значимого объекта (спортивного сооружения, детского комплекса и т.д.). Некоторыми примерами из московской жизни являются проекты школы Дасаева, центра Третьяка, реконструкции стадиона Динамо, в которых коммерческая составляющая «кормит» социальную. Значение долгосрочного видения перспектив получения арендных доходов на данном этапе определяется тем, что девелопер оценивает, насколько выполнение им требований города окупится платежами от арендаторов.

О значении следующего этапа, то есть создания торговой концепции, сказано немало. В данном случае предлагаю посмотреть на этот этап именно с точки зрения будущей аренды. Основные вопросы, которые заботят девелопера на данном этапе, – это анализ доступности и условий конкуренции, возможностей учета международного опыта в создании торговой концепции, разработка ТЗ для архитекторов. Именно в этот момент определяются профили якорей и мини-якорей. Учет международного опыта индустрии торговых центров проявляется, в частности, в привлечении на ранних стадиях девелопмента новых арендаторов и новых форматов торговли. Один пример: привлечение оператора Home Center (товары для дома, первый проект израильского оператора в России) определило дальнейшие шаги по созданию концепции торгового центра в Ярославле. Другой пример, покрупнее и постоличнее: появление в России двухэтажного формата гипермаркета Ашан определило основной элемент торговой концепции ТЦ на территории завода им. С. Орджоникидзе.

Очевидный плюс заблаговременного привлечения уникального якоря – это гарантии арендного дохода. Немаловажный минус – риск того, что девелопер окажется в роли «заложника» этого самого якоря в плане арендных ставок (здоровая конкуренция всегда во благо), а кроме того, и с точки зрения расположения якоря в ТЦ, которое может быть в ущерб галерее (ведь новый уникальный оператор всегда предпочитает забрать себе самое лучшее место).

Не забываем и о том, что без коммерческого подхода к архитектуре доход от аренды может оказаться под угрозой. С этой точки зрения наиболее эффективен тандем западного архитектурного бюро и российской компании, которая располагает административным ресурсом, какового у западных их коллег, как правило, нет. Среди наиболее известных по работе в России западных архитекторов – Chapman Taylor, Soft Line, Design Architectural, Laguarda Low Architects, RTKL (первые три компании имеют офисы в Москве).

Финансовый анализ, то есть прогноз арендных доходов и затрат на реализацию проекта, иной раз считают полубесполезной игрой с красивыми табличками в excel. Финансовый анализ – это результат оптимизации потенциала проекта по сочетанию профилей, форм использования, размеров отдельных блоков для целей максимального увеличения доходности. Помимо всего прочего, эти самые формулы и таблицы (при условии грамотного их составления) могут стать инструментом получения кредитного ресурса, который в ряде случаев достигает 80% от общей суммы затрат.

Бывает так, что рассказ об этапах девелопмента в этой точке быстро перескакивает на само строительство, маркетинг и реализацию помещений, и из поля зрения уходит вопрос техусловий (ТУ) для будущего объекта. Год от года торговые операторы вынуждены становиться все более изобретательными в части организации торговли, в частности, за счет увеличения потребления электроэнергии и иных ресурсов. Помимо этого растет число и мощности остальных потребителей. В итоге вопрос затрат на выделение мощностей под новый объект может поставить под угрозу его осуществление. Помню свою первую поездку в город Казань в 2002 г. по поводу сдачи в аренду строившегося тогда торгового центра XL. Одним из преимуществ объекта на рынке, который тогда уже начал входить в стадию насыщения, было наличие техусловий на электроэнергию. На последующих объектах согласование ТУ было на некоторый срок заморожено, что дало XL еще несколько пунктов «форы». И Казань здесь неодинока. Москва стала задыхаться от нехватки ресурсов для крупных торговых объектов. При таком раскладе вновь проектируемый торговый центр с объем арендуемых площадей 110-120 тыс. кв.м требует для работы 15-16 МВт. Одним из вариантов, к которым вынуждены прибегать девелоперы, становится рассмотрение возможности использования газа для выработки электроэнергии. В данном случае выработка электроэнергии может также стать самостоятельным бизнесом.

По срокам девелоперская деятельность – дело весьма длительное. Парадокс состоит в том, что из стандартных усредненных трех лет большая часть может уйти на бумаготворчество, что в официальной терминологии именуется получением разрешений и согласований. К сожалению, продолжительность этого периода может стать абсолютно непредсказуемой. Правила иной раз меняются не только посреди игры, но и после того, как победа уже кажется гарантированной. Простая смена городской власти может – увы – привести к тому, что задним числом отзываются выданные разрешения на осуществление девелперских проектов. Так, один вполне платежеспособный девелопер из крупного южноуральского города в результате введения администрацией (задним числом) новых правил игры был вынужден отправиться в… Китай – на поиски более благоприятного инвестиционного климата. Целые города (например, Тверь) и государства (например, Украина) замирают в своем девелоперском развитии в ожидании административно-политической определенности.

Наиболее прогнозируем период строительства. Для более простого объекта типа ритейл-парка – это 6-8 месяцев, для полноценного торгового центра – от 12-18 месяцев. Срок ведения работ может, однако, удлиниться ввиду краткости сезона строительных работ (Екатеринтург, Новосибирск), что в последнее время, однако, нивелируется за счет новых технологий.

Площадка в центре города также может потребовать больше времени в силу сложности осуществления доставки материалов, заезда техники и т.д. Солидные ТЦ и строить стараются капитально. Хотя на Западе есть случаи, когда «коробка» строится всего на 8-10 лет. Даже такой гигант как Walmart считает для себя целесообразным «бросать» отслуживший ангар и переходить на новую площадку.

Итак – процесс пошел и стройка закипела. И все большее значение приобретают вопросы коммерциализации, то есть получения арендного дохода. Заметим, что активность стройплощадки – еще один положительный момент для привлечения потенциального арендатора. Логика проста: если краны работают, значит, проект состоится, а посему риск заключения договоров и, соответственно внесения платежей, сокращается. В случае привлечения заемного финансирования кредитор (банк) становится непоследним действующим лицом при утверждении арендаторов. Это означает, что договор аренды подписывается только после его утверждения банком. Увы, банки в ряде случаев не всегда осознают, что завышенная ставка «может обанкротить» арендатора в один год, нанеся тем самым ущерб ТЦ в целом.

А теперь, представим себе, что и Госкомиссия прошла, и торговый центр открылся в срок, и доля свободных помещений минимальна. Что дальше? Вариант первый – инвестиционная продажа объекта. Для справки: несколько сделок покупки денежного потока (что, по сути, и есть инвестиционная продажа) осуществлялись в последний год по ставке 12–13%.

Вариант второй – так называемый sustained development, то есть сохранение собственности на объект и стабилизация качества его последующей эксплуатации. Простая аналогия: удачно купленный костюм прослужит дольше, если его своевременно гладить и периодически отдавать в химчистку. Так и торговый центр постоянно требует к себе профессиональной заботы и внимания, которые в терминологии индустрии недвижимости включают инженерно-техническое обслуживание, маркетинг и управление объектом.

В России на текущий момент эйфория по поводу рождения еще одного ТЦ пока еще заслоняет значимость его последующей «жизни», то есть обеспечения Sustained development. Однако, результат указанных мер – качество обслуживания потребителя, качество арендаторов и минимизация их оборота. По мере количественного насыщения рынка факторы качества будут приобретать все большее значение.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что успех девелопмента не определяется только лишь местоположением или красотой проекта, или грамотностью подбора арендаторов. Успешным является девелоперский проект, который может обоснованно сочетать в себе оптимальные решения по всем этим параметрам. А это непросто.


Марианна РомановскаяМир и Дом

Дополнительные статьи по теме "Это интересно"

У молодца не без золотца

Золотой человек, золотое сердце, золотые рукиПочти в каждом языке есть устойчивые выражения, в которых то, чем говорящий дорожит и восхищается, сравнивается с золотом. А как быть, если закрались сомнения в подлинной ценности этого всеобщего эквивалента? Если вам вдруг показалось, что ваше изделие из золотане вполне золотое?

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru