В последние годы Москва развивается довольно стремительно, и деятельность столичных властей охватывает большинство сфер, важных для простых граждан. Как не крути, столица находится "на особом положении", и оттого, как она исполняет свой бюджет, участвует в национальных проектах, объявленных президентом и проводит социальную политику, зависит многое. На Москву ориентируются власти многих регионов, и, разумеется, занятая ей позиция зачастую определяет и их политику. Впрочем, нередко московские законы более снисходительны и гуманны к людям. Например, установленные столичными властями пределы оплаты услуг ЖКХ до сих пор ниже, чем в большинстве регионов. По столичному законодательству, если выплаты за "коммуналку" занимают более 10 проц совокупного бюджета семьи, то ей положена субсидия. В большинстве регионов эта цифра составляет 20 и более проц.
В любом случае жителей столицы, да и не только их, волнуют важные для города и страны вопросы. На некоторые из них дал ответ первый заместитель мэра в правительстве Москвы Юрий Росляк на пресс-конференции в пятницу. Он, в частности, рассказал, что в прошлом году город полностью выполнил намеченный бюджет и обеспечил сохранность социальных гарантий. На различные социальные программы, реализуемые в столице, в 2005 г было выделено 163,6 млрд руб, что составляет около 40 проц всех бюджетных расходов города. Особое внимание город уделяет росту зарплат работников бюджетной сферы, отметил Ю.Росляк. Как известно, доходы бюджетников пока далеки от доходов работников коммерческих структур, и, если хоть как-то выживать на них можно, то задуматься, например, о получении второго высшего образования проблематично. Реализация национального проекта "Здоровье" уже позволила ряду медицинских работников получить существенные прибавки к жалованию. Так, участковые врачи будут получать повышенную зарплату за счет федерального бюджета. Но город за свой счет поднимет уровень оплаты и других медицинских работников. Это повышение – на 20 проц произойдет одновременно с ростом зарплат участковых, чтобы избежать диспропорции доходов и недовольства среди медиков. По другим категориям бюджетников город также не собирается отказываться от обязательств, и выплаты им будут увеличены в запланированные ранее сроки – в мае и сентябре будущего года.
Впрочем, одним из основных вопросов, волнующих жителей столицы, остаются тарифы ЖКХ. Как известно, принятые поправки в закон о тарифном регулировании вводят государственное ограничение роста тарифов. До утверждения городских тарифов ЖКХ Федеральной службой по тарифам, столичные власти сами установили рамки в пределах 29 проц. Таким образом, уже за январь многие москвичи получили квитанции об оплате ЖКХ на сумму, существенно большую, чем в прошлом году. Федеральная же планка для города установлена на уровне 25 проц. Но, по словам Ю.Росляка, несоответствие между ранее принятыми городскими и федеральными тарифами уже устраняется, и за март москвичи получат квитанции на существенно меньшую сумму. В том числе, им будут компенсированы излишне заплаченные за январь деньги.
Ранее руководитель комплекса городского хозяйства Петр Аксенов заявлял, что на субсидии для оплаты коммунальных услуг в 2006 г. власти города выделят 1,6 млрд руб. Часть средств – на федеральных льготников – выделяется из госбюджета. Впрочем, по словам самих нуждающихся, получить эти деньги не всегда просто. Претенденты на дотацию /а нередко это пожилые люди, инвалиды, многодетные семьи/ должны собрать массу справок, подтверждающих недостаточный доход. Многим из них это просто не под силу, тем более бедственное положение придется подтверждать каждые полгода. Таким образом, по данным опроса фонда "Общественное мнение", 45 проц россиян уверены, что повышение тарифов ЖКХ ударит по их семейному бюджету, но лишь 13,5 проц поспешат оформлять субсидию.
Еще один вопрос, интересующий граждан – как московским коммунальным службам удалось пережить аномальные морозы, "накрывшие" всю страну в последний месяц. Вопрос не праздный – если сейчас глобальных аварий удалось избежать, то что будет в последующие годы? Ведь далеко не факт, что в дальнейшем нам придется сталкиваться лишь с "легкими" европейскими зимами. По словам Ю.Росляка, столичные коммунальные службы нынешней зимой продемонстрировали устойчивость, несмотря на локальные технические аварии. Ни один из жилых домов не был разморожен. Он отказался назвать приблизительные объемы убытков, нанесенных морозом, заявив, что подсчет израсходованных ресурсов и их стоимости будет завершен в конце отопительного сезона. При этом заместитель мэра отметил, что погодные катаклизмы еще раз подтвердили правильность выбранной московскими властями стратегии на развитие генерирующих мощностей за счет собственных средств. К работе же энергетических, тепловых и других коммунальных служб столицы у властей претензий нет – они справились с нагрузкой как полагается. Похоже, единственные, кто всерьез пострадал от морозов – рабочие строительных компаний, которые не получат компенсацию за вынужденный простой. Как отметил Ю.Росляк, это личное дело строительных коммерческих организаций. Морозы в Москве, увы, скорее реальность, нежели форсмажорное обстоятельство, и условия выплат в таких случаях оговариваются в контрактах, заключаемых строительными фирмами с сотрудниками.
Впрочем, если речь зашла о строительстве, то вполне закономерными были вопросы о реализации в столице еще одного национального проекта – "Доступное жилье". Как известно, цены на недвижимость растут из года в год. По разным оценкам, в Москве темп их роста выше инфляции – в среднем, на 2,5 проц в месяц. Ю.Росляк отметил, что такой темп роста, к сожалению, сохранится и в будущем, поэтому сейчас возможность купить жилье есть лишь у ограниченного числа людей. По данным ряда аналитиков рынка, лишь 15 проц москвичей в настоящее время так или иначе могут воспользоваться предлагаемыми банками ипотечными кредитами. Если же учесть, что уровень жизни в Москве пока существенно выше, чем в среднем по России, эти цифры получаются еще менее обнадеживающими. Как известно, возможность бесплатного приобретения жилья за счет государства сейчас существенно ограничена, и для того, чтобы стать очередником, надо пройти довольно серьезную проверку "на бедность". В этой ситуации московские власти делают ставку на различные программы, позволяющие жителям приобрести жилье. В частности, речь идет о социальной ипотеке, дающей возможность купить квартиру практически по ее себестоимости. В настоящее время эта цена практически вдвое ниже рыночной. Ранее Ю.Росляк заявлял, что в 2006 г на условиях социальной ипотеки очередники получат порядка 200 тыс кв метров жилья.
Но недвижимость является для московских властей не только источником расходов, связанных с социальными программами, но и приносит им немалый доход. Так, в течение 2005 г различные федеральные учреждения и ведомства в общей сложности заплатили городскому бюджету за аренду нежилых помещений в Москве примерно 1 млрд 200 млн руб. Ю.Росляк напомнил, что на этот счет в свое время велись споры – должны ли федеральные учреждения и ведомства платить столице за арендуемые у нее помещения. Как видно, в итоге стороны пришли к решению "платить нужно", и в минувшем году платежи в бюджет города уже пошли. По словам заместителя мэра, федералы в этой ситуации поступили абсолютно корректно, ибо "не платить за помещение, которое занимаешь, просто по-человечески нехорошо".
ПРАЙМ-ТАСС