Одна из самых неприятных черт московской жизни - вечная теснота. Мы толкаем, и нас толкают везде - в метро, магазинах, на улицах. А рядом с вечно забитыми толпой площадями и транспортными узлами лежат тихие уголки, где редко попадаются даже одиночные пешеходы. Там меняется не только темп ходьбы, но и поведение людей. Причиной тесноты, толкучки, грязи, необоснованной грубости в большинстве случаев является функциональная перегрузка городских территорий.
Парадный въезд
Долгое время в сознании градостроителей господствовала концепция парадной городской улицы, совмещающей функции транспортной магистрали, торгового и административного центра, а заодно и планировочной оси жилого района. К чему приводило воплощение этой идеи в жизнь, хорошо видно на примере Тверской улицы (ул. Горького). Проложенная в 1930-х годах прекрасная магистраль долгое время оставалась единственным современным въездом в центр города. Отличные жилые дома, в первых этажах которых открылись лучшие в городе магазины, чередуются с административными зданиями. Улица перегружена до предела: сегодня по мостовым и тротуарам главной улицы - ни проехать ни пройти.
Удачнее решен второй ввод в центр - Новый Арбат (проспект Калинина), выстроенный в 60-х годах. Проектировщикам удалось развести функции по изолированным зонам, и заложенных в проект резервов нагрузки хватило до наших дней, когда лавина автомобилизации захлестнула и Новый Арбат стоянками и нескончаемыми пробками. А чтобы избежать этого, градостроителям следовало бы руководствоваться в своей деятельности тремя простыми правилами.
Азы градостроительства
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ: нельзя возлагать на ограниченную городскую территорию одновременное выполнение двух и более основных функций, если каждая из них связана с привлечением значительных людских, товарных, транспортных потоков.
Вроде бы просто, однако на самом деле Москва, как и другие большие города мира, - сплошное нарушение этого правила. Взять хотя бы Театральную площадь, на которой расположены три крупнейших театра, к которым следует добавить соседний Театр оперетты. Около семи часов вечера 6 тысяч человек одновременно устремляются через узкие выходы вестибюля станции "Охотный ряд". Навстречу им валит толпа закончивших работу служащих расположенных вокруг сотен учреждений вместе с покупателями ЦУМа и ГУМа. У входов в метро происходят "микроходынки".
Понятно, что первое правило применимо лишь к новым районам, а в сложившейся среде центра следует руководствоваться
ПРАВИЛОМ ВТОРЫМ: городские территории, уже получившие четкие функциональные обязанности, следует развивать лишь за счет наращивания вспомогательных, смежных с основными функций, не вызывающих существенного усиления входящих и исходящих потоков.
К сожалению, и здесь порой допускаются вопиющие просчеты. В число наиболее перегруженных территорий Москвы входят привокзальные площади. К их реконструкции требуется подходить с максимальной осторожностью. А на самом деле?
До недавних пор перед Курским вокзалом лежало обширное пустое пространство. При правильном, хозяйском подходе его следовало использовать для разгрузки вокзала, например, подтянуть остановки общественного транспорта непосредственно к зданию вокзала. Лучшим решением стала бы легкая эстакада, подводящая вагоны ко второму этажу вокзала. Можно было устроить и вместительные автостоянки. Проявлением заботы о транзитных пассажирах стало бы открытие временного приюта типа временных гостиниц.
Но... всю площадь заняло громоздкое здание торгового центра. В мелких лавочках - товары по бешеным ценам, явно не для пассажиров. Тем самым торговый центр ориентирован на привлечение дополнительного контингента покупателей.
Вдобавок новостройка демонстративно повернулась к вокзалу задом. Прибывший гость столицы оказывается в узкой щели, а солнце, небо и Москву ему закрывает безобразная стена не то тюремного замка, не то хлебозавода с узкими окошками-бойницами. Курский вокзал лишился возможности стать более привлекательным, зато нагрузка на привокзальную площадь снова возросла.
ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ: имеющиеся в непосредственной близости от функционально перегруженной территории свободные площади следует использовать исключительно для ее разгрузки или при невозможности (по каким-либо соображениям) резервировать с минимальными затратами.
Именно такой свободной территорией располагал другой московский вокзал - Киевский, перед главным фасадом которого лежала обширная пустая площадь. Ее держали в резерве, но недавно она стала местом осуществления ненужного, рекламного по сути проекта. На создание каменного сквера с фонтаном в виде кучи металлолома истрачены немалые средства, испорчен еще один участок и без того паршивого речного фасада Москвы, а самое главное - перегрузка окрестностей вокзала возросла. Стартующие от вокзала троллейбусы вынуждены спускаться к набережной через узенький проезд у Бородинского моста, забитый всевозможным транспортом. Рядом с вокзалом выросли разномастные заборчики, огораживающие тесные стоянки, а проезд сбоку по-прежнему кипит толпой.
Время действовать
Ситуация в Москве сегодня настолько тяжела, что принимать решения нужно крайне взвешенно. Например, история с несостоявшимся комплексом у метро "Войковская". Кто-то решил, а кто-то разрешил использовать "пустующую" площадку между входами на станцию под очередной торговый (и совершенно ненужный здесь!) центр. С площадки выбросили конечные остановки автобусных и троллейбусных маршрутов, перекрыли пешеходные связи между ними и входами в метро. На время строительства оттяпали целый ряд от страшно перегруженного Ленинградского шоссе. И вдруг, когда каркас здания уже одевали панелями, выяснилось, что воздвигнуто оно прямо над перекрытиями станции. Стройку, конечно, прекратили, каркас разобрали, автомобилям вернули отнятый у них ряд, но на этом дело замерло. Уже десятилетие площадь "украшает" безобразный забор. Непрерывный людской поток валит к метро через оживленный проезд, практически парализовав движение машин.
Те, кто должны пресекать нарушение интересов Москвы и москвичей, бездействуют: А действовать-то уже самое время!
Алексей РогачевКвартира. Дача. Офис