Жилищный кодекс РФ предоставил гражданам право самостоятельного управления многоквартирными домами, которое они в полной мере смогут реализовать с 1 января 2007 года. Правительство Москвы активно готовится к этой реформе, и 17 января специальным постановлением утвердило Временное положение об организации управления многоквартирными домами, которое вводится в действие уже 1 марта 2006 года.
На вопросы журнала о том, как проходит реформа ЖКХ в Центральном административном округе, отвечает первый заместитель префекта ЦАО Москвы Елена Васина.
—Елена Михайловна, как вам кажется, готовы ли граждане взять в свои руки управление жилыми домами? Какие возникают формы объединений? Что делают власти округа для их поддержки?
— Если говорить об активности граждан, то у жителей ЦАО она, пожалуй, самая высокая. Наш округ опережает все другие по количеству объединений жителей (1175). А число товариществ собственников жилья (ТСЖ) в ЦАО составляет треть от всех ТСЖ, созданных в Москве.
Кроме того, в течение последних пяти лет округ значительно продвинулся в деле формирования комплексов недвижимого имущества (их сейчас 212).
В 2003 году была создана окружная комиссия по передаче домов в управление гражданам. Положение комиссии сегодня приведено в соответствие с требованиями нового Жилищного кодекса.
Мы постарались упростить процедуру оформления объединений, снять бюрократические барьеры, решить все организационные вопросы. В результате срок оформления сокращен с девяти до двух месяцев.
—Оказываете ли вы какуюто финансовую поддержку объединениям граждан?
— Округ пытается прежде всего создать благоприятные экономические условия для развития самоуправления жителей. В частности, заработал механизм предоставления ТСЖ бюджетных дотаций на содержание жилищного фонда через Дирекции единого заказчика районов.
Число домов ТСЖ, в том числе принятых в управление, неуклонно растет. Сегодня в округе в управлении товариществ находится 243 многоквартирных дома, или более половины всех домов ТСЖ, тогда как в 2003 году их было всего 119. Все это мы расцениваем как позитивные результаты работы округа.
Однако задача окружной программы, конечно, состоит не в увеличении числа объединений как таковых. Цель заключается в формировании среды с новым отношением к собственности самих домовладельцев и в конечном счете создании в городе цивилизованного рынка жилищно-коммунальных услуг. Это невозможно без появления главного элемента системы реформирования — реального собственника жилья. Как показывает практика, инициативные жители и ТСЖ нуждаются в постоянной юридической и технико-экономической поддержке.
—Какие задачи сегодня решают окружные власти в сфере развития жилищного самоуправления?
— Наша задача — обеспечить необходимые условия для развития самоуправления граждан в жилищной сфере, оказывая помощь в создании комплексов недвижимого имущества и ТСЖ. Такую работу в Центральном округе начали в 1998 году.
25 мая 2005 года коллегия префектуры ЦАО утвердила комплексную целевую программу по развитию самоуправления в 2005–2007 годах. Программа предусматривает проведение информационно-разъяснительной работы с жителями, содействие им в вопросах образования ТСЖ и домовых комитетов, формирование имущественно-земельных комплексов (многоквартирных домов), в том числе определение состава общего долевого имущества собственников дома. Приходится заниматься и конфликтными ситуациями в домах, где действуют объединения жителей. Выезжаем на места и помогаем решать споры.
—Куда можно обращаться гражданам с вопросами, возникающими в связи с деятельностью объединений жителей?
— В округе создано 465 ТСЖ и порядка 580 домовых комитетов, но, к сожалению, не все эти объединения реализуют возможности, предусмотренные для них законодательством. В ЦАО создана специальная организация, призванная оказывать содействие гражданам в вопросах самоуправления. Я имею в виду ГУП «Центр поддержки объединений жителей». Кроме того, можно обратиться в префектуру округа, в отдел ЖКХ своего района и наконец в те ТСЖ, которые смогли хорошо наладить свою работу.
—Как обычно жители многоквартирного дома приходят к решению о создании ТСЖ? Чем они при этом руководствуются, какие задачи перед собой ставят?
— Центр — это лицо столицы, каждый дом здесь является частью единого архитектурного ансамбля и в то же время уникален. Понятно, что жители нашего округа не хотят менять место проживания, что неизбежно при включении дома в программу реконструкции. Часто именно нежелание отдавать свой дом под реконструкцию (а значит — другим людям) и выезжать в другие районы города становится главной движущей силой, организующей людей в товарищество.
Кроме того, многие руководствуются стремлением сделать жизнь в доме максимально комфортной. Жильцы не только приводят своими силами в порядок здание, но и находят средства на поддержание хорошего состояния дома и придомовой территории в дальнейшем. В одном случае такие средства приносит сдача в аренду нежилых помещений или стен дома под рекламу, в другом — создание риелторской или строительной фирмы, часть от дохода которой идет на нужды ТСЖ. Помимо обустройства все успешные товарищества уделяют много внимания социальной сфере: налаживают помощь пожилым и одиноким людям, организуют досуг детей и подростков.
—Многие ТСЖ планируют самостоятельно, за счет собственных сил и средств, произвести реконструкцию и капитальный ремонт дома. Каковы должны быть их действия?
— Первым делом необходимо сформировать свой имущественно-земельный комплекс, чтобы обозначить долевое участие в доме каждого домовладельца, включая доли города на жилые и нежилые помещения. Затем здание в установленном порядке передается в управление ТСЖ (при этом товарищество должно представить подтверждение своей финансовой состоятельности). Далее на основании решения окружной комиссии по передаче домов и придомовых территорий в управление префектурой готовится проект соответствующего распорядительного документа о проведении реконструкции или капитального ремонта.
—С какими проблемами чаще всего сталкиваются ТСЖ?
— В числе основных проблем — экономические вопросы функционирования ТСЖ. Поэтому деятельность администрации округа направлена прежде всего на проведение экономического анализа работы уже созданных товариществ и оказание им практической помощи в выборе управляющей организации.
Одна из главных целей жилищно-коммунальной реформы — демонополизация обслуживания жилищного фонда и формирование конкурентного рынка услуг. В свою очередь развитие конкуренции в жилищном хозяйстве невозможно без создания института заказчика как субъекта рыночных отношений.
Сегодня в городе уже имеется опыт привлечения на конкурсной основе к управлению жилищным фондом наряду с ДЭЗ частных управляющих компаний. Но чтобы делать выводы в чьюто пользу, нужно всесторонне проанализировать результаты деятельности тех и других. Это планомерный, постепенный процесс, и со временем мы обязательно придем к профессиональному управлению жилищным фондом.
Поскольку в настоящее время институт частных управляющих компаний, которые должны составить реальную конкуренцию дирекциям единого заказчика, не получил еще достаточно широкого распространения и выбор у собственников ограничен, на повестку дня выступает вопрос по привлечению ТСЖ к самостоятельному управлению своими домами.
—Какие примеры успешных ТСЖ существуют в ЦАО?
— В пример можно привести ТСЖ «Брюсов переулок, 2/14–10» (Пресненский район). Его деятельность позволила не только улучш