Самый старый вокзал Москвы вскоре станет одним из самых современных в мире. В этом году на Ленинградском вокзале начнутся масштабная модернизация и реконструкция. Проект готов, средства выделены, подготовительные работы завершены. "Пора приступать к реконструкции северных ворот нашего города", - дал указание мэр Москвы Юрий Лужков во время недавнего совещания.
Путешествие по эпохам
Тогда, в XIX веке по приказу Николая I подготовить проект двух вокзалов-близнецов железной дороги Санкт-Петербург-Москва поручили выдающемуся архитектору Константину Тону, спроектировавшему храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец.
В Санкт-Петербурге место для строительства вокзала выбрали сразу - Знаменскую площадь у Невского проспекта. А в Москве с определением местоположения будущего вокзала возникли трудности. Сначала было предложено два варианта - у Тверской Заставы и на Трубной площади. Однако они были отвергнуты из-за боязни возникновения пожаров от искр, вырывавшихся из топки паровозов и производимого ими "адского шума". В итоге, был выбран пустырь у Каланчевского поля.
Петербургский вокзал в Москве был построен в 1849 году. Кроме зала для простых пассажиров, на первом этаже располагались покои для пассажиров величественных - императорские комнаты. Внутренняя отделка вокзала было поистине шикарной. Пол из дубового паркета, обложенные мрамором шведские печи и камины. А императорские покои были больше похоже на дворец, чем на вокзальную комнату отдыха: ковры, массивные дубовые двери, шкафы с зеркальными стеклами.
Перрон вокзала был небольшим - чуть более ста метров в длину. Путей было всего два, а пассажирские платформы были вымощены камнем.
Регулярное движение по первой российской магистрали открылось 1 ноября 1851 года.
Вокзал назвали Николаевским. После смены власти сменилось и название. В 1923 году приказом Народного комиссариата вокзал стал именоваться "Октябрьским", а первая российская железная дорога получила одноименное название. "Октябрьской" дорога называется и сейчас, а вот вокзал в связи с переименованием Северной столицы стал называться Ленинградским.
Так что мы, можно сказать, совершаем экскурсию по эпохам, отправляясь в Санкт-Петербург с Ленинградского вокзала по Октябрьской железной дороге.
Первый раз вокзал был реконструирован во второй половине 70-х годов прошлого века. В прежнем виде остался только фасад здания, который смотрит на Комсомольскую площадь. На месте бывшего перрона был построен просторный главный зал, в левом трехэтажном крыле разместилась гостиница. Открылись верхние и нижние кассовые залы. Для удобства пассажиров вокзал был соединен подземными переходами со станциями метро.
Новая жизнь вокзала
В прошлом году в здании вокзала были проведены капитальный ремонт и подготовительные работы по реконструкции. Ремонт начали с крыши вокзала. В рамках подготовки к реконструкции полностью заменена кровля здания.
Затем увеличили количество касс, из-за нехватки которых выстраивались длинные очереди. Полностью изменился один из залов ожидания. Ремонт, фонтан, мягкая мебель, бар и два жидкокристаллических широкоформатных телевизора превратили зал ожидания в уютную гостиную. Правда, вход в зал стал платным - 150 рублей, но пассажиры с детьми и инвалиды могут отдохнуть здесь бесплатно.
Во время реконструкции фасад здания вокзала ожидают лишь косметические процедуры - реставрация и очистка от грязи. А вот внутренне пространство поменяется сильно. Во-первых, площади залов ожидания расширятся за счет использования балконов. Во-вторых, внутренняя отделка помещений станет современной.
А сами залы оборудуют по последнему слову техники. Современные системы кондиционирования станут следить за тем, чтобы климат внутри вокзала был благоприятным в любое время года. Новейшие системы безопасности будут надежно охранять пассажиров. В залах ожидания установят современную систему мониторов, на которые в режиме реального времени будут транслироваться все изменения в расписании поездов пригородного и дальнего следования.
Планируется также заменить гранитные полы внутри вокзала. А вывеска с названием на фасаде здания замелькает неоновыми огнями.
Реконструкция коснется и привокзальных территорий. Рядом с вокзалом планируется построить двухэтажный паркинг на 100 машино-мест.
Реконструкцию планируется завершить в конце 2006 года. А дальше в планах у архитекторов есть необычный проект - придать единый стиль двух вокзалов-близнецов всем крупным вокзалам железнодорожных станций между Москвой и Санкт-Петербургом.
Кроме того, столичные власти поставили разработчикам проекта реконструкции условие - не разрушать старую добрую традицию и оставить фасад здания вокзала таким же, как и у его брата-близнеца Московского вокзала в Питере.
Поэтому даже после реконструкции силуэт вокзала останется таким же, как и более полутора веков назад.
Анна СаньковаКвартира. Дача. Офис