В новой пешеходной зоне рядом с восставшим из пепла Манежем осуществлен первый в российской столице глобальный проект теплых тротуаров. На очереди - подогрев Старого Арбата. А на последнем общественном градостроительном совете при мэре Москвы Юрий Лужков однозначно заявил, что столь же тепло должен встретить гостей столицы и будущий туристический маршрут "Золотое кольцо", проходящий у Третьяковки, храма Христа Спасителя, галереи Глазунова и прочих главных столичных достопримечательностей. Чтобы узнать, не разорят ли эти проекты городскую казну, "Известия" выяснили, во что примерно обошлись Москве 11 тысяч квадратных метров "теплых полов" в двух шагах от Кремля, на границе с Александровским садом. Результаты впечатляют.
Еще вчера единственной в Москве опытной делянкой уличного подогрева оставалась небольшая территория у здания Московской мэрии на Тверской, 13. Здешнюю систему смонтировали летом 2002 года. Теплое местечко изначально предполагалось устроить не для пешеходов, а исключительно для служебных авто столичных начальников, ожидающих своих хозяев во внутреннем дворе здания. С него и началось утепление. Но потом теплую зону решили распространить и на прилегающую к мэрии территорию. Зато теперь, куда ни глянь из окна, круглый год в любую погоду будешь лицезреть безледные и бесснежные, совсем как в Париже, тротуары. Хотя в каких-то ста метрах отсюда люди могут месить ногами снег.
Каким оказался экономический эффект эксперимента с уличным подогревом, на которое отважилось финансово-хозяйственное управление мэрии, до сих пор неизвестно. "Известия" попытались прояснить вопрос в самом ФХУ, но безуспешно. Видимо, результаты нововведения все-таки обнадеживают - во всяком случае новый "теплый" проект, на этот раз под стенами Манежа, приобрел гораздо более внушительные масштабы.
Цена комфортного променада вокруг Манежа - 470 млн рублей
Пешеходная зона на границе Манежа и Александровского сада начала подогреваться совсем недавно - 26 декабря. Но уже в середине этой недели, как убедились "Известия", согревалась примерно треть всего участка территории. По версии местного дворника, на остальном "забились трубы". В фирме "Эдлайн", как раз и устроившей подогрев этих тротуаров, "Известиям" пояснили, что идет наладка, из труб выгоняют воздушные пробки и скоро все заработает на полную мощь. Однако твердо отказались сообщить конкретную сумму, в которую обошлось "утепление" тротуаров. Не в курсе вопроса оказался и главный инженер ГУП ДЗ "Гидромост", назначенного мэрией (тендера на этот заказ объявлено не было) генеральным заказчиком всех работ. Хотя Владимир Браун в интервью "Известиям" все-таки сообщил, что на весь проект - с "вершками" в виде гранитного мощения, вазонов, кованых фонарей и прочей красоты и "корешками" в виде уложенных под мостовой змеевиков - городской бюджет потратит 470 млн рублей. А это значит, что теплый променад обойдется примерно в треть суммы, ушедшей на возрождение здания Манежа после пожара.
Если на обогрев пешеходной зоны пошли примерно 15% этой немалой суммы (такую цифру упомянул в разговоре наш источник в столичной мэрии), удовольствие вышло исключительно накладным, ценой примерно 70 миллионов рублей. Или по 6 тысяч рублей за один квадратный метр. Сравним: питерцы, собравшиеся утеплять свой Владимирский проспект, подсчитали, что затея обойдется городу в 240 рублей за метр (впрочем, там работы по утеплению пока так и не начались). Специалисты ООО "Специальные системы и технологии", занимавшегося подогревом пешеходных переходов на Третьем столичном транспортном кольце, недавно назвали другой приблизительный минимум - $50 за метр. Реальность теплого манежного променада побивает все рекорды. Нетрудно вычислить, что при таких-то ценах упомянутая Владимиром Брауном экономия на уборке снега в размере 300 тысяч рублей за сезон с теплых тротуаров у Манежа экономически оправдаются не раньше чем лет через сто. Хотя, возможно, к тому моменту столичные зимы окончательно себя изживут и теплые тротуары будут ни к чему.
А теперь - Арбат
Следующий в очереди на "повышение градуса" - Старый Арбат. По новому проекту благоустройства на улице не только посадят деревья, выставят новые скамейки и замостят ее по-новому, но еще и обогреют. Причем утеплить предстоит уже не 11, как у Манежа, а 25 тысяч квадратных метров, и таких расходов столичный бюджет может просто не потянуть. Хотя проблема не только в деньгах. Зоя Харитонова, главный архитектор проекта превращения старинной московской улицы в пешеходную зону, случившегося в 1980-е годы, рассказала "Известиям", что 20 лет назад вдоль всего Арбата под брусчаткой устроили бетонный монолитный "мост". Закрепить все полотно улицы бетонным основанием потребовалось сразу же после начала работ: дело в том, что, когда Арбат разрыли, старинные дома стали оседать и наклоняться в сторону улицы: "Эту защитную систему Арбата, два с половиной гектара сложного монолитного армированного покрытия, оснащенного сложнейшей дренажной системой, во время "утепления" Арбата придется разрушить. Перенесет ли Арбат такую перестройку?"
К тому же под бетонным основанием проходят телефонные кабели еще шведского производства, идущие от телефонного узла на Арбате, 46. 20 лет назад по техническим условиям их было запрещено трогать и перекладывать. Кроме того, под таким легким на вид мощением спрятаны два серьезных коллектора (по сведениям "Известий", некоторые из них обеспечивают обороноспособность страны).
Впереди - глобальное потепление города
На последнем градостроительном совете при мэре Москвы обсуждалась и новая, глобальная идея потепления. Оно должно произойти в зоне будущего пешеходного туристического маршрута "Золотое кольцо". Точнее, на его первом участке, фигурирующем в столичных планах под несчастливым номером 13. Еще точнее - на пути от станции метро "Третьяковская" по Лаврушинскому переулку через Лужков мост к Дому на набережной. Рассматривая проект, мэр особенно сконцентрировался на стеклянных козырьках и перекрытых участках, так необходимых для нашего сурового столичного климата. А также на теплых тротуарах. Должным образом очистить столичные тротуары от снега и льда механическим способом невозможно, мы и дальше будем активно подогревать тротуары, заявил градоначальник.
Так что глобальное потепление в Москве еще только начинается.
"Мы уложили под землю у Манежа 10 километров труб"
Как устроена "отапливаемая" пешеходная зона у восстановленного Манежа, во что обошелся весь проект благоустройства и почему он окончательно не согласован Мосгосэкспертизой - Владимир Браун, главный инженер ГУП ДЗ "Гидромост", назначенного генеральным заказчиком проекта благоустройства этой территории, рассказывает в интервью обозревателю "Известий" Наталье Давыдовой.
известия: Возможны два вида подогрева тротуаров, основанные на применении либо тепловой, либо электрической энергии. Почему вы выбрали тепловой вариант?
Владимир Браун: При электрическом подогреве используют греющий кабель или электрические бойлеры, через которые проходит вода, поступающая в согревающие поверхность трубки, проложенные под землей. Но, во-первых, тепловая энергия дешевле электрической в 1,3-1,5 раза. Во-вторых, те же бойлеры можно установить, только предварительно построив трансформаторные подстанции.
известия: Это правда, что на подогрев пешеходной зоны у Манежа ради экономии идет отработанная вода, совершающая свой обратный путь из радиаторов горожан?
Браун: Нет, мы забираем горячую воду напрямую из городского коллектора, идущего по Александровскому саду. Использовать так называемую "обратку" здесь оказалось нерационально.
известия: Система устроена примерно так, как теплые полы в квартирах?
Браун: Вдоль Манежной улицы и по Сапожковой площади идут транзитные трубопроводы, к ним присоединены трубки-змеевики из металлопластика: мы уложили 10 километров таких труб и 700 метров транзитного трубопровода. Недалеко от Кутафьей башни Кремля построен индивидуальный тепловой узел со специальными насосами и оборудованием, гоняющими воду. Он никому не виден, так как расположен на глубине 5 метров.
известия: Подогрев тротуаров не окажется дороже, чем уборка снега простым дедовским способом?
Браун: Уборка одного квадратного метра тротуара при среднестатистической месячной "норме" выпавшего снега в 24 сантиметра обходится в 50 рублей в месяц. На традиционную уборку, погрузку и утилизацию снега с 11 тысяч квадратных метров, которые станут обогреваться рядом с Манежем, за зиму ушло бы 2,8 млн рублей. А обогрев тротуаров - при расчете 510 рублей на гекакалорию - обойдется в 2 млн. Еще 500 тысяч нужны на эксплуатацию инженерного оборудования. Всего получается 2,5 млн, то есть за зиму мы сэкономим примерно 300 тысяч рублей. Если учесть еще и экономию на ремонте гранитного покрытия, сохранность которого при традиционной уборке никто не гарантирует, получится значительно больше.
известия: А во сколько же обошлось устройство теплых тротуаров у Манежа?
Браун: Могу назвать только стоимость всего проекта - с учетом гранитного мощения Моховой улицы, которое мы тоже сделали, реконструкции чугунной ограды Александровского сада, устройства нового пилона с воротами и лестницей, водостоков, освещения, малых архитектурных форм, перекладки электрических кабелей, установки камер видеонаблюдения... Все вместе стоит 460-470 млн рублей. Пока что выполнено работ примерно на 360 млн. Мы, например, так и не смогли «утеплить» участок перед центральным входом в Манеж, потому что с самого открытия выставочного зала в прошлом апреле в нем чуть ли не каждую неделю открывается новая выставка.
известия: Проект, по нашим сведениям, до сих пор не согласован Мосгосэкспертизой, которой он показался слишком дорогим. Какие вопросы там возникли?
Браун: К примеру, Мосгосэкспертиза предложила нам обосновать выбранный способ подогрева тротуара, сравнив его с электрическим. Мы представили все выкладки, и эксперты согласились, что использование тепловой энергии - и на прямоточном, и на обратном теплоносителе - значительно выгоднее.
известия: Следующим уже решено утеплять Старый Арбат. Не спрашиваю, сколько это будет стоить. Но на какое время улица выйдет из строя, наверное, уже ясно?
Браун: Никому не придет в голову закрыть сразу всю пешеходную улицу. Если эту работу поручат нам, будем обустраивать Арбат участками по 50-100 метров. Но проект еще только разрабатывается, многое пока не ясно.
"По крайней мере на Арбате не будет этих ужасных сугробов, которые постоянно сваливают на обочинах"
Идею подогреть главную пешеходную улицу столицы обитатели Старого Арбата воспринимают неоднозначно. Новые жители Арбата считают, что улица от этого станет только лучше, старожилы уверены, что это - очередной шаг правительства по их выселению, а продавцы сувениров ждут после реконструкции массового наплыва иностранцев.
Сейчас Старый Арбат живет обычной жизнью. Десятки сувенирных прилавков, уличные артисты, панки, готы, бомжи, интуристы и вечно куда-то спешащие москвичи ежедневно создают неповторимый шарм одной из главных визитных карточек столицы. Идею сделать Арбат теплым каждый из них воспринимает по-своему.
- Это же огромных денег стоит, - возмущается местная жительница Лидия Георгиевна. - На них, наверное, теплые полы можно было бы во всех квартирах Арбата сделать. А лучше бы они здесь магазины нормальные построили. Коренным жителям хлеба купить негде, одни бутики кругом. И в арбатских дворах порядок навели - там же не то что зимой, летом не пройти: грязь везде.
- Вот сейчас подогреют Арбат, вложат сюда деньги, квартиры еще дороже станут, - опасается жительница дома № 21 по Плотниковому переулку Марина Сергеевна. - Уже давно всех старожилов отсюда выживают, а на месте их домов шикарные особняки строят. Новоселы приедут, выгонят всех бомжей, а вместе с ними и нас погонят. Арбат - улица не для бедных, поэтому можно ее и подогреть.
Между тем более молодые жители Арбата считают, что от подогрева арбатской брусчатки хуже улица точно не станет.
- Я тут всю жизнь прожил, - рассказывает "Известиям" коренной житель Арбата 30-летний Сергей. - Бомжи и уличные музыканты здесь были всегда, независимо от времени года и погоды. Арбат можно даже засунуть в огромную морозильную камеру, но эти его обитатели все равно никуда не исчезнут. Но и новых маргиналов с изменением арбатского "климата", я думаю, тоже не прибавится. У них здесь настоящая иерархия. За каждое место на улице идет война, и чужих сюда никто не пустит. Сама же улица от "подключения к центральному отоплению" сильно выиграет. Особенно зимой. По крайней мере на ней не будет этих ужасных сугробов, которые постоянно сваливают на обочинах. К концу зимы по Арбату уже пройти нормально нельзя - слякоть, грязь и лужи везде.
Но больше всего "тепловой реконструкции" Старого Арбата ждут уличные торговцы.
- Зимой здесь работать тяжело, - жалуется продавец сувениров Игорь. - Холодно очень. Ноги постоянно холодные, и все время болеешь. Не думаю, что обустройство отопления займет очень много времени, зато потом работать будет одно удовольствие. Да и туристов прибавится. Сейчас иностранцы, не привыкшие к нашим морозам, пробегают мимо лотка, даже не останавливаясь. А если на Арбате тепло будет, то покупателей у нас значительно прибавится.
Скандинавы первыми оценили теплые мостовые и отапливаемые остановки
Подогрев тротуаров, автобусных остановок, железнодорожных платформ давно уже применяется во многих холодных странах мира в качестве средства от гололедицы. Впрочем, в массовую практику теплые дороги пока не вошли. Пока их использование ограничено крупными общественно важными объектами - торговыми и офисными центрами и правительственными зданиями.
Сегодня обогрев дорожного полотна используется в США, Канаде, Японии, Финляндии и странах Скандинавии. Одной из первых в 1998 году теплые тротуары завела у себя финская столица Хельсинки. Причем главный упор у тепловиков делается на три района - Северную эспланаду, Софийскую мостовую и бульвар Александра II.
В Восточной Европе первая теплая улица появились недавно в Эстонии. Система отопления, занимающая около 750 кв. м, сегодня работает в Таллине под пешеходной зоной перед центром "Виру" со стороны парка Таммсааре. Ее создатели утверждают, что это не только позволяет избежать слякоти и гололедицы, но делает воздух более чистым. Как и в Хельсинки, улицы отапливаются там с помощью дистанционного управления, которое, в свою очередь, управляется компьютером. В зависимости от температуры воздуха система, способная растапливать до 3 см снега в час, может самостоятельно выключаться и включаться.
Еще дальше пошли власти польской столицы Варшавы. Чтобы облегчить жизнь пассажирам автобусов и троллейбусов, они решили установить в городе 15 отапливаемых остановок. Еще 14 появилось в городе Катовице. Система электронагревания там состоит из оснащенной специальным кабелем пластиковой скамейки и 4 флюоресцентных ламп, размещенных под крышей остановки. Скамейки нагреваются круглосуточно до температуры 15-20 градусов C, а лампы по желанию можно зажечь при помощи выключателя.
Кстати, мировой опыт показал, что посыпать улицы песком или другими реагентами намного затратнее, чем подогревать их. И если раньше в теплых тротуарах были заинтересованы в основном владельцы крупных торговых и офисных центров, то сегодня эту практику у них переняли и жилые многоквартирные дома. Это не только помогает избавиться от гололеда и грязи, но и существенно облегчает жизнь службам, занимающимся уборкой улиц от снега.
Наталья Давыдова, Анатолий Гусев, Антон ФилатовИзвестия