Правительство столицы заказало архитекторам единую градостроительную концепцию Никольской улицы. Задание почти утопическое: едва ли есть в Москве пространство, где инвестиционные и архитектурные идеи, владельческие интересы, права и претензии сталкиваются жестче, чем на Никольской. Особенно на ее нечетной стороне, между улицей и Китайгородской стеной, где почти все здания являются памятниками культуры, притом национального значения.
В начале квартала стоят Казанский собор и комплекс Монетного двора (№ 1 по проезду Воскресенские ворота). Монетный двор состоит из двух собственно дворов, разделенных корпусом XVII века - выдающимся памятником архитектуры. Крыло этого корпуса выступает на улицу за алтарем Казанского собора. Сегодня Исторический музей, владелец Монетного двора, предлагает перекрыть крышами оба каре этого комплекса. Если сейчас корпус XVII века просто недоступен за глухими железными воротами, установленными музеем, то в будущем, как предполагается, памятник станет доступен за плату. Так будет лучше, чем сейчас, но хуже, чем было, когда войти во двор мог каждый желающий. По мысли авторов концепции, перекрытие позволит экспонировать археологические раскопки. К счастью, концепция пока не согласована и проектирование не начато.
Вообще, постепенное исключение шедевров Никольской из городского пространства - главная проблема этой улицы, лучшие памятники которой скрыты во дворах, за сплошной сверкающей ширмой торговых витрин. Самые проблемные владения квартала - два монастыря: Заиконоспасский, более известный как Славяно-греко-латинская академия (№ 7-9), и Никольский, давший название улице (№ 11-13), а также Печатный двор (№ 15), на котором созданы и первые федоровские книги, и первая русская газета - петровские "Ведомости". Именно эти комплексы доставили Никольской ее славу улицы Просвещения: в Заиконоспасском учил Симеон Полоцкий, здесь же погребенный, учились Ломоносов, Тредиаковский и Кантемир, погребенный, кстати, в Никольском монастыре - древнем центре греческого присутствия. В советские годы всеми тремя дворами владел, посильно сохраняя их, Историко-архивный институт, а в 90-е годы правительство Москвы подтвердило владельческие права его преемника - РГГУ. Только собор Заиконоспасского монастыря отошел тогда Патриаршему подворью (собор Никольского снесен в 30-е годы). Ясно, что такое положение не могло быть стабильным. Церковь имеет историческое право не только на монастыри, но, честно говоря, и на Печатный двор, к 1917 году называвшийся Синодальной типографией, - ныне главный корпус историко-архивного факультета РГГУ.
Конфликт сторон осложнился вторжением третьих сил - многочисленных коммерсантов, в том числе приглашенных основателем РГГУ Юрием Афанасьевым на правах субаренды. По мере ослабления личных и политических позиций Афанасьева усиливались позиции остальных сторон. В начале 2000-х годов Юрий Лужков отменил прежний акт землепользования, и Москомимущество разделило владения РГГУ между существующими обитателями. Помещения Патриаршего подворья расширились, но монастыри до сих пор не возобновлены. Церковь ясно заявляет о желании вернуть монастырям училищную функцию, но ни этот проект, ни проект церковного музея рукописных книг в одном из корпусов не становятся полем компромисса между Подворьем и РГГУ. Тем временем субарендаторы университета превратились в арендаторов у города. Среди них выделяются ресторан "Годунов" на первом этаже Учительского корпуса Заиконоспасского монастыря (вход с Театральной площади; верх здания остался за университетом) и ООО "ЯМИКС" на Печатном дворе. Ради первого РГГУ когда-то демонтировал собственный музей Просвещения, а ради второго отказался от возможности музеефикации старейшей части Печатного двора - так называемого Теремка, помнящего Ивана Федорова. Теперь РГГУ вновь готов развернуть музеи в обоих комплексах - предложение встречное по отношению к монастырским планам. Однако "ЯМИКС", разделив Печатный двор с РГГУ, наглухо запер ворота и внутренний доступ в Теремок, исключив его из городского пространства, и прервал начатую было реставрацию. Зато в принадлежащей "ЯМИКСу" части главного университетского здания на днях оборудуется ресторан "Кружка", принадлежащий очередному субарендатору. В довершение абсурда Москомимущество пытается выселить РГГУ из Печатного двора по суду.
Еще есть ОАО "Старград", владелец торгового перехода между улицей и метро "Театральная". Оно предполагает построить над переходом, то есть в дальнем углу Заиконоспасского монастыря, торгово-развлекательный центр с прозрачным фасадом, обращенным в монастырский двор. Вы удивитесь, но проект согласован со всеми инстанциями вопреки возражениям Патриаршего подворья. Взамен "Старград" обязался отремонтировать для Подворья одно из монастырских строений. (Надо ли говорить, что РГГУ считает это строение своим.) Учреждение монастыря побудило бы коммерсантов, по их словам, скорректировать проект.
Идем дальше. За благополучным фасадом Музыкального театра Бориса Покровского - бывшей гостиницы "Славянский базар" (№ 17) - скрывается руина одноименного ресторана, выгоревшего 13 лет назад, памятник XIX века. Сам ресторан "Славянский базар", арендовавший помещения у театра, ликвидирован, а театр, неповинный в пожаре, не имеет средств на освоение и реставрацию погорелья.
Минуем закрытую аптеку Феррейна (№ 21): обозреватель "Известий" только что видел ее хозяев, заверивших, что она откроется вновь, и осмотрел сохранившийся реставрируемый интерьер.
Закончим прогулку перед монументом Первопечатнику. Об автосалоне Bentley, устроенном под ним, писали много. Гений места, гений Никольской улицы, цинично оскорблен. Подозреваем, что для Никольской это еще не предел цинизма.
Рустам РахматуллинИзвестия